Main Menu

В погоне за лучшей жизнью

Специалисты в области защиты прав трудовых мигрантов, активисты молодежных организаций, аналитики и представители международных организаций из Таджикистана, Казахстана и Кыргызстана обменялись информацией о проблемах, связанных с миграцией молодых людей, посредством  видеомоста, связавшего офисы Института по освещению войны и мира (IWPR) в этих странах.

Эксперт аналитического центра «Полис Азия» Павел Дятленко, который подготовил доклад на тему «Демографические проблемы и риск исчезновения генофонда в Кыргызстане и Таджикистане», заявил, что точная численность трудовых мигрантов из нашей страны, а также число граждан, получивших российское гражданство, неизвестны. «В ряде случаев официальная статистика республики предоставляет заниженные данные о миграционных процессах. По разным экспертным оценкам, в настоящее время на территории России трудятся от 360 тысяч до 1 миллиона кыргызстанцев, а на территории Казахстана — несколько десятков тысяч. По его словам, все больше мигрантов адаптируются к той местности, где живут и работают, получают гражданство, что нелучшим образом отражается на демографической ситуации в самом Кыргызстане. Другая проблема заключается в том, что после июньских событий и государственных переворотов внутренняя и внешняя миграция заметно активизировалась. «Такое массовое явление повлекло за собой целый ряд долгосрочных последствий: постепенно меняется демографическая ситуация, снижается рождаемость, сокращается  население в приграничных районах. Также серьезной проблемой стал кризис семьи, поскольку мигранты часто уезжают на несколько лет и заводят новые семьи, бросая прежние. Кроме этого, появилась угроза преемственности поколений и сохранения этнокультурной идентичности», — добавил эксперт.
Основная часть трудовых мигрантов из Кыргызстана, остающихся в странах проживания, — молодые парни и девушки в возрасте от 16 до 30 лет, молодые семьи с детьми. Условия их труда и проживания приводят к появлению тяжелых болезней, несчастным случаям и разным преступлениям. Ежегодно на территории России по разным причинам погибает около 100 наших сограждан, а часть кыргызстанцев, вернувшихся домой, частично теряют трудоспособность.
«Но, несмотря на все это, существование миграции принимается как должное у нас в стране. Сам процесс объясняется как естественный, и на любую критику приводятся доводы о праве человека на свободу передвижения и выбора места жительства», — подчеркнул Павел Дятленко.
Примерно такие же демографические проблемы возникли и в Таджикистане в связи с тенденцией увеличения внешней миграции. По официальным данным, число граждан этой страны в России составляет около 800 тысяч, а по неофициальным — более 1,5 миллиона. А число выезжающих женщин составляет около 15 процентов от общего количества. «Средний возраст мигрантов, по исследованию экспертов, в 2009 г. составлял 31 год, однако сейчас выезжают 26-28-летние граждане. Опрос, проведенный в одной из школ республики, показал, что большинство выпускников намерены выехать в Российскую Федерацию», — заявила представительница из Таджикистана руководитель ОО «Перспектива Плюс», правозащитница Ойнихол Бобоназарова.
Она также отметила, что из-за миграции часто распадаются браки. По официальным данным, в 2001 году в республике зарегистрировано около 7 тысяч разводов. Уезжая, мужчины часто заводят в стране приема новые семьи, соответственно оставляя без поддержки на родине своих жен и детей. Получить алименты от таких мужей не представляется возможным, потому что суды не принимают подобные заявления из-за неизвестности адреса ответчика. Поэтому забота о детях ложится на плечи женщин, которые вынуждены в такой ситуации идти работать, оставляя малышей без присмотра. Однако их маленькой зарплаты не хватает. Есть много случаев, когда отчаявшиеся идут на суицид. Кроме этого, в стране отмечается рост детской преступности, что также связано с отсутствием отцов, которые не принимают участия в воспитании своих чад. Зачастую дети не посещают школы, употребляют наркотики, попадают в криминал  и т.д. Молодые работники из Таджикистана, не владеющие русским языком и не имеющие специальностей, терпят лишения и проживают в плохих условиях. Ежегодно на родину доставляют более одной тысячи цинковых гробов с трупами мигрантов, погибающих по различным причинам.
Представитель МОМ в Таджикистане М. Махмадбеков сообщил, что правительством разработаны программы по созданию рабочих мест в сельском хозяйстве и других областях, однако низкие заработки не удовлетворяют мигрантов, привыкших за такой же труд в России получать гораздо больше, поэтому многие из них уезжают обратно. К слову, только 4 процента таджикских граждан выезжает на заработки в Казахстан.
Ситуация с внешней миграцией не так остро стоит в Казахстане, где в результате притока населения из центральноазиатских стран замещаются выбывшие в Россию и страны дальнего зарубежья казахстанские граждане. Здесь на первый план выходит проблема внутренней миграции. «По данным Агентства по статистике РК, ежегодно около 300 тысяч казахстанцев находятся в фазе активной подвижности, перемещаясь внутри страны. За период с 1991-го по 2007 год более 4,7 миллиона людей стали переселенцами внутри страны», — сообщила директор Института национальных и международных инициатив развития Светлана Ушакова. Как правило, основные причины данного явления связаны с упадком сельского хозяйства и диспропорциональным развитием регионов республики. Более того, игнорирование властями страны насущных проблем сельского населения является постоянным очагом, стимулирующим активную внутреннюю миграцию. Но, несмотря на это, более 40% населения страны по-прежнему проживает в поселках, в то время как экономическая инфраструктура там давно разрушена. Попытки создать новую экономическую систему на данной территории пока не принесли ощутимых результатов. По мнению Светланы Ушаковой, для разрешения данной ситуации необходимо не только участие различных министерств и ведомств, но и принятие системных мер на государственном уровне.
«Между тем на фоне глобального экономического кризиса ситуация в Казахстане значительно осложнилась — в стране возникли новые проблемы, поставившие под угрозу и без того шаткое социально-экономическое положение сельских регионов. Если кризис продлится, то, возможно, усилится поток  жителей сел в города. В особенности уязвимыми перед ними окажутся в ближайшем будущем большинство внутренних мигрантов и оралманов, которые в своей основной массе проживают на окраинах Алматы, Астаны и крупных областных центров республики»,- добавила она.
Участники видеомоста пришли к мнению, что вопросы трудовой миграции из трех стран региона имеют общие проблемы, и решили продолжать обсуждение по обозначенной тематике, дабы найти выход  из сложившейся ситуации.

Подготовила
Ирина КОВШОВА.

 






Добавить комментарий