Main Menu

Алмазбек Атамбаев и интересы супердержав: Первое слово дороже второго?

Президент Кыргызстана  совершает  очередной визит за дальний бугор. После Турции, Азербайджана, Казахстана и России теперь он находится в Великом Китае. Чтобы понять, чего нам всем ждать от этого визита, есть смысл проанализировать его последнюю поездку в Москву. И знаете, очень любопытная здесь вырисовывается геополитическая конфигурация!

У нас одна пуповина
Начнем с того, что дипотношения между Российской Федерацией и Кыргызской Республикой были официально установлены 20 марта 1992 года. Договорно-правовую базу сотрудничества составляют свыше 120 документов, регулирующих конкретные направления взаимодействия. Подписан как Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи между РФ и КР, так и Декларация о вечной дружбе, союзничестве и партнерстве между РФ и КР. Отношения в основном носят характер стратегического партнерства и отличаются высоким уровнем контактов.
Москва и Бишкек тесно взаимодействуют прежде всего в ООН, ОБСЕ, а также в СНГ, ЕврАзЭС, ОДБК и ШОС. Развиваются и межпарламентские связи.
Россия по-прежнему ведущий партнер КР. Растет внешнеторговый оборот. Наиболее крупные совместные проекты разрабатываются в электроэнергетическом секторе и газовой отрасли. В том числе с участием «Газпрома», Интер РАО ЕЭС и других холдингов. В настоящее время в республике работает около 300 компаний, где присутствует российский капитал.
После апрельских и июньских событий 2010 года Кремль предоставил республике значительную гуманитарную помощь: палатки, одежду, продовольственные товары, школьные принадлежности, медицинское оборудование, лекарства. Было поставлено на юг 20 000 тонн дизтоплива и 1 500 тонн семян озимой пшеницы. Общий объем помощи оценивается в $ 25 млн. Кроме того, крупные объемы были направлены через международные организации.
Исходя даже из этих фактов, несложно представить, какое огромное значение придает официальный Бишкек связям с Москвой.
Поэтому последнее посещение (15-16 мая) Алмазбеком Атамбаевым столицы России в рамках участия в сессии Совета коллективной безопасности ОДКБ и неформальном заседании Совета глав государств СНГ было очень важным.
К примеру, в ходе встреч с Президентом Владимиром Путиным и главой правительства Дмитрием Медведевым обсуждался широкий спектр вопросов двустороннего сотрудничества. Среди них проблемы урегулирования внешнего долга перед Россией путем передачи 48% акций военно-оборонного предприятия «Дастан» и здания торгового представительства в Бишкеке; поставок ГСМ в Кыргызстан, а также сотрудничество по строительству ГЭС в республике.

Взлетку закроем, а железную дорогу откроем?
Но, пожалуй, главным итогом нескольких встреч стала не экономическая составляющая, а геополитическая.
К примеру, Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев напомнил о намерении Кыргызстана закрыть американский Центр транзитных перевозок к 2014 году. Видимо, чтобы лишний раз проследить, что соседняя страна сдержит свое обещание.
Эта тема и стала доминирующей. Видимо, не случайно, что после бесед в Первопрестольной Алмазбек Шаршенович проявил «еще большую твердость» в контактах с Вашингтоном. А именно — по возвращении в Бишкек он, получив  приглашение Президента США Барака Обамы поучаствовать в саммите НАТО в Чикаго, где, кроме прочего, обсуждалась и роль центральноазиатских государств в процессе посильного урегулирования ситуации в Афганистане, вместо себя направил туда министра иностранных дел КР Руслана Казакбаева.
Впрочем, личное неприсутствие Атамбаева в столице штата Мичиган не помешало официальному Бишкеку сделать свой маневр, позволяющий сохранить выгодные связи с Соединенными Штатами. Между правительством КР и НАТО в лице Александра Вершбоу было подписано соглашение относительно транзита наземных (железнодорожных и автомобильных) грузов через территорию Кыргызстана для Международных сил содействия безопасности в ИРА.
Посол Вершбоу выразил признательность Кыргызстану за поддержку. Казакбаев в свою очередь заверил, что Кыргызстан оказывал и продолжает оказывать содействие международному сообществу, региональным и международным организациям, в том числе НАТО, по вопросам обеспечения безопасности, установления мира и стабильности, а также дальнейшего социально-экономического развития Афганистана.

В принципе доллары не пахнут!
Следует напомнить, ЦТП «Манас», а если точнее — база 376-го авиаэкспедиционного крыла ВВС США, расквартирован в 32-м км от Бишкека с декабря 2001 года. Причем свое добро на размещение иностранных военных в южном подбрюшье СНГ давали как раз-таки Владимир Путин и его команда, участвуя в качестве ключевых советников и посредников в секретных переговорах между администрацией Джорджа Буша-младшего и аппаратом  Аскара Акаева. Об этом открыто заявлял в свое время экс-министр обороны РФ Сергей Иванов. В ту пору, после апокалиптических событий 11 сентября в США, никто не оспаривал право Белого Дома на акции возмездия в отношении сил Усамы бен Ладена и его сообщников. Поэтому и была оказана поддержка. Правда, потом приоритеты сменились, и форпост Пентагона в Кыргызстане стал раздражающим фактором для союзников по СНГ…
Между тем ЦТП «Манас» ежегодно приносит в бюджет Кыргыстана $ 60 млн. чистого дохода. Не считая иных дивидендов, например, в виде трудоустроенных на объекте порядка 700 кыргызстанских граждан. Ежедневно военнослужащим и гражданскому персоналу ЦТП «Манас» лишь продуктов необходимо 300 тонн! Одной только «Кока-Колы»  с бишкекского завода закупается 200 тыс. бутылок. А всего у местных производителей приобретается до 30-40 наименований товаров. И этот перечень можно расширить еще, в чем заинтересованы как американская сторона, так и кыргызстанские предприниматели.
Более того, основным поставщиком топлива для нужд ЦТП «Манас» является совместная компания «Газпромнефть Аэро-Кыргызстан». 51 % в ней, между прочим, принадлежит российской стороне, а 49 % — кыргызской! Дочернее предприятие российского АО «Газпром», созданное чуть более года назад, к 30 апреля 2012 года поставило на авиабазу со своих нефтеперерабатывающих заводов в Сибири уже 21 млн. 866,3 тыс. галлонов авиационного топлива на общую сумму $92 млн. Еще, правда, действует британская World Fuels Services, но гораздо в меньших объемах…
Как сообщил недавно заместитель председателя совета по обеспечению прозрачной финансовой деятельности ЦТП «Манас» Нурбек Элебаев, контракт с «Газпромнефть Аэро-Кыргызстан» был подписан управлением тыла Министерства обороны США еще 26 сентября.
Сам командующий базой полковник Джеймс Якобсен тоже уверен, что КР играет важную логистическую миссию в деле транспортировки грузов и военнослужащих в Афганистан и обратно. И что продолжение сотрудничества в отношении ИРА будет как раз-таки в интересах Кыргызстана. Надо полагать, даже после 2014 года, так как Вашингтон уже дал понять, что намерен продлить свое присутствие в Афганистане, пусть и с ограниченным контингентом групп советников и инструкторов сил безопасности, как минимум до 2024 года.
Глава Пентагона Леон Панетта, к слову, уже выразил в Чикаго признательность странам Центральной Азии, в том числе Кыргызстану, за поддержку в транзите грузов ISAF в Афганистан. Он заверил, что Соединенные Штаты «привержены к укреплению сотрудничества со странами региона в сфере безопасности, в том числе и после 2014 года».

Кто не рискует, тот не пьет шампанского афганского
То есть руководство Кыргызстана по-прежнему находится в сфере интересов двух супердержав. Проявить Атамбаеву в данной ситуации настоящую самостоятельность будет весьма проблематично. Одно дело представлять себя на мировой арене независимым игроком, ведущим суверенную внешнюю политику. И другое — трезво посмотреть на реалии сегодняшнего дня, которые не дают возможностей для одновекторного, однополярного притяжения. Тем паче в ситуации, когда главные партнеры могут периодически менять свои приоритеты, буквально дезориентируя сателлитов. В данном случае Бишкек. К примеру, Москва, настаивая на безоговорочном выводе милитаристского контингента из ЦТП «Манас» в 2014 году, в то же время устами главы ОДКБ Николая Бордюжи признает, что после этого «ситуация, конечно, качественно изменится, и изменится в худшую сторону, и мы должны быть готовы сегодня к нейтрализации тех дополнительных проблем, которые могут возникнуть». При этом каким образом его организация собирается «нейтрализовывать» эти риски, не уточняет. А это означает, что, скорей всего, конкретных мер по реагированию у ОДКБ пока нет, только лишь «анализ ситуации» и некое аморфное «прогнозирование событий».

Трафик не признает график
Вернувшись из Москвы, Атамбаев отнюдь не привез готовых рецептов или решений, как действовать дальше на внешнеполитической площадке. Здесь как раз-таки мало одной лишь политической воли! Нужно учитывать и баланс интересов сверхдержав, и собственные государственные приоритеты, и прочие обстоятельства.
Например, даже недавнее открытие (22 мая) при содействии посольства США отдельного наркопоста у баткенского села Арка, вблизи границ с Таджикистаном, у многих экспертов в Кыргызстане вызвало настороженность. Особенно на фоне непрекращающихся разговоров, что Соединенные Штаты попытаются рано или поздно реализовать свою давнюю идею о строительстве в Баткенской области, рядом с рубежами Узбекистана и Таджикистана, полноценного форпоста с численностью личного состава до 5 000 военнослужащих США и стран НАТО.
Между тем сами россияне устами директора Федеральной службы РФ по контролю наркотиков Виктора Иванова признают, что общий объем трафика, движущегося  в Россию, составляет в сумме $17 млрд. И треть проходит как раз-таки через территорию Кыргызстана. А руководитель ГКНБ КР Шамиль Атаханов отметил на днях, что производство наркотиков в Афганистане увеличилось в 40 раз и соответственно интенсивность поставок тоже возросла. Оттого и нужно увеличивать количество контролирующих полицейских пунктов.

Не КАНТовать!
Еще момент. Предлагая Бишкеку вариант скорейшего закрытия ЦТП «Манас» или переформатирования этого транзитного центра в гражданский хаб, сама Москва при этом заявляет, что свою авиабазу в Канте выводить не собирается. Эту позицию озвучил помощник министра обороны России по авиации генерал-полковник Александр Зелин. По его словам, организационно-штатная структура базы останется прежней. «Я думаю, на этой базе все будет так, как планировалось», — сказал генерал. И отметил, что совсем недавно в Канте был модернизирован парк боевых машин, в том числе автомобильная техника.
Формально эта база, открытая в октябре 2003 года в 30 км от Бишкека, считается воздушным кулаком сил ОДКБ. Хотя служат на ней исключительно российские пилоты, а сама часть приписана к Уральскому объединению ВВС и ПВО Вооруженных сил Российской Федерации. В церемонии ее открытия, кстати, участвовал лично В. Путин. 9 лет назад он заявил, что  «база станет хорошим сдерживающим фактором для террористов и экстремистов всех мастей. Создавая этот коалиционный щит здесь, в Кыргызстане, мы намерены укреплять безопасность в регионе. База позволит использовать боевую авиацию в условиях сложного горного рельефа, где сухопутные силы не всегда могут эффективно противодействовать международным бандформированиям и наркотрафику».
Так вот, Атамбаев в течение последнего времени неоднократно заявлял, что на территории Кыргызстане вообще не должно остаться ни одного иностранного военного объекта. Ни в Канте, ни в «Манасе», ни в других регионах (россиянам, напомним, принадлежат еще база подводных испытаний торпедного оружия в Караколе, центр военной связи в Кара-Балте, радиосейсмическая лаборатория в Майлуу-Суу плюс в Оше дислоцирована Оперативная группа Погранслужбы ФСБ РФ).
Какой будет позиция Президента Кыргызстана после бесед в Москве тет-а-тет с новоизбранным главой России Владимиром Путиным насчет пребывания базы в Канте, покажет время.
…Не успел Алмазбек Атамбаев проанализировать все краткосрочные и долгосрочные итоги своих переговоров в Москве, как начался визит в одну стратегически важную столицу мира — в Пекин.
Но это — история лишь предстоящих дней…

Канат ИБРАЕВ.






Добавить комментарий