Main Menu

Нет «розовым» отчётам! Заседание коллегии Минэкономики

В работе седьмой коллегии Министерства экономики принял участие вице-премьер-министр Санжар Муканбетов. В своей краткой вступительной речи он дал понять, что в экономическом ведомстве «много продвижений», и приготовился слушать, как выполняются указы Президента и последние постановления правительства; какие предприятия удалось запустить, а если нет, то по какой причине; появились ли новые рабочие места; как решаются проблемы нехватки инвестиций и сельской инфраструктуры в регионах и т. д.

Повестка дня очередного заседания коллегии выдалась весьма насыщенной: итоги социально-экономического развития республики за 2017 год, перевод на «цифру» отраслей хозяйствования и госуслуг, координация донорской помощи, исполнительская дисциплина в структурных подразделениях министерства.

Первый вопрос освещал начальник управления макроэкономической политики Н. Шамшиев. Он привычно начал читать скучный доклад о том, как прожила страна прошлый год, подкрепляя его фактами и цифрами Нацстаткомитета, до боли знакомыми членам коллегии.

Министр экономики Артём Новиков попытался направить речь коллеги в другое русло — аналитическое, поинтересовался: как обстоят дела с правительственной программой «Доверие и единство», что конкретно сделано для запуска совместных с узбеками двадцати производств? Готовы ли кыргызские молочники поставлять в соседнюю республику сыр, о котором шла речь на недавней встрече с министром внешней торговли РУз Жамшидом Ходжаевым? Где характеристика готовности бизнес-проектов, призванных заменить импорт, их обоснованность и целесообразность? А связь с регионами? Какие взаимоотношения с местной властью, МСУ? И как менять законодательство, чтобы повысить эффективность льготных кредитов для фермеров?

Для этого необходимы расчёты, тщательный экономический анализ по каждому предприятию, прогнозы, видение будущего, оперативность. «Я недавно был в южных регионах страны, в частности в Баткенской области, — сообщил министр экономики. — Там масса возможностей: можно разбивать сады, строить перерабатывающие комбинаты, развивать племенное животноводство. Какая поддержка нужна крестьянам? Где им выгоднее торговать? И какова потребность в овощах и фруктах на родине и на соседних рынках? Кто считал?

Министра Новикова активно поддержал вице-премьер-министр Санжар Муканбетов: «Как отчитывались 6-7 лет назад, так и продолжаете, — заметил он, — ничего не изменилось. В докладе ни слова нет о свободных экономических зонах и природных парках, новых кредитных линиях, кооперации со странами ЕАЭС. Прошло два года, а мы до сих пор приводим «в соответствие» пакет документов по поощрению инвестиций, а ведь львиная доля (60%) изменений и дополнений была инициирована сотрудниками Министерства экономики».

Санжар Муканбетов тут же, за столом набросал свой отчёт и представил его членам коллегии. «Розовый» никому не нужен! — твёрдо заявил вице-премьер-министр. — Необходим поиск эффективных рыночных механизмов для решения задач, обозначенных правительством в программе «Таза Коом». Ваше министерство занимает ведущее место в продвижении начатых реформ, именно ваши специалисты определяют экономическую политику и стратегию, задают тон всему новому, выбирают приоритеты, определяют ориентиры: куда двигаться стране. Где же они? Инициатива от вас должна исходить, нужно видеть горизонты, изучать потребительский спрос.

Знаете ли вы, что в Социальном фонде скопилось свыше 15 млрд. сомов? Это «длинные» деньги, которых так не хватает производственникам. Они могли бы работать на экономику, а не лежать мёртвым грузом. Ресурсы в стране есть, — убеждён вице-премьер, — надо уметь ими пользоваться, направлять на реализацию национальных проектов. Население стремительно стареет. На каждого пенсионера приходится чуть больше одного работающего, а по нормам должно быть трое. Следует бить в колокола, пока не поздно, ведь нерешённые проблемы станут расти как снежный ком!»

Команда молодых реформаторов, полная энтузиазма и энергии, сразу внесла в работу коллегии свежую струю. Президент, правительство, все линейные министерства заняты единой целью — сделать более комфортной жизнь кыргызстанцев, повысить их благосостояние через создание новых рабочих мест, сокращение трудовой миграции, других преобразований. Санжар Муканбетов убеждён: нечего чиновникам сидеть в своих кабинетах. Надо работать, работать творчески, с полной отдачей, ответственно относиться к порученному делу. Только так можно завоевать доверие и уважение народа. По-старому теперь не будет. Долой пустые, не подкреплённые аналитическими исследованиями и расчётами фразы!

Действительно, стыдно должно быть чиновникам, как нерадивым школярам, слушать замечания в свою сторону. К управлению страной пришли молодые. Они требуют вдумчивой работы, с калькулятором, конкретными предложениями, аналитическим обоснованием. Если не транжирить имеющиеся в республике капиталы, а использовать их с максимальной пользой (включая покупку ценных бумаг на фондовой бирже), можно пополнить бюджет на $100 млн.

Своё мнение высказала член коллегии, глава палаты налоговых консультантов Татьяна Ким. Она уточнила: требуется статистический анализ. «Мы обязаны знать, какие у страны макроэкономические проблемы и вовремя их решать. Если взяться сразу за всё, не хватит сил, нужны приоритеты. Иначе мы отстанем навсегда от цивилизованного мира».

ЦИФРОВЫЕ ДИВИДЕНДЫ

О перспективах развития цифровой экономики интересно рассказал начальник управления стратегического планирования и развития регионов А. Кадыров. Он заметил, что термин «цифровизация» пришёл к нам из США ещё в 1995 году. На цифру переходили все: банкиры, фермеры, энергетики, работники здравоохранения и образования. Это была настоящая революция, прорыв, работать можно было оперативно, в режиме онлайн, появились электронный бизнес, виртуальная торговля, быстрыми темпами развивались интеллектуальная деятельность и программное обеспечение.

Кыргызстан в 2017 году подготовил свою аналогичную программу перехода на цифру — «Таза Коом». А с 2014 года запустили электронное управление и мечтали об электронном правительстве. Но отечественные технологии оставались сырыми, а главное — требовали огромных капитальных вложений.

Преимущества очевидны: стоимость электронных платежей значительно ниже, значит, можно экономить; коммерсантам — выходить на глобальные рынки сбыта, активней использовать смартфоны. А. Кадыров подсчитал: к 2030 году мировой ВВП можно увеличить на 13%, переведя продажи в электронный формат, создав единый цифровой рынок. Увеличится интеграция населения с правительством, активней будет участие граждан в общественной жизни республики. Привычными для медиков станут электронные медицинские карты, рецепты. Могут появиться даже искусственные продукты питания. Да и теневого оборота будет значительно меньше, так как невозможно полноценно развиваться, конкурировать, сидя в подполье.

А. Кадыров затронул тему электронных кошельков, цифровой безопасности, внедрения новых технологий, что неузнаваемо изменит сегодняшнюю жизнь людей, возникнут новые требования к коммуникациям, информационным системам и сервисам. «Именно новые цифровые технологии могут стать в ближайшее время движущей силой всех преобразований, — убежден докладчик. — Интернет станет более доступным всем слоям населения, ведь в Кыргызстане количество абонентов сотовой связи превышает население страны, многие используют несколько сим-карт.

В этой связи в Министерстве экономики как координирующем ведомстве планируют подготовить стратегический документ по развитию цифровой экономики с фокусом на три основных механизма: интеграции, эффективности и инновации. Тогда свои дивиденды получит и государство, и народ в виде ускоренного роста ВВП, увеличения числа рабочих мест, повышения качества и доступности государственных и муниципальных услуг».

КООРДИНАЦИЯ ДОНОРСКОЙ ПОМОЩИ

О роли Министерства экономики в системе координации донорской и прочей внешней финансовой помощи рассказала начальник управления внешних связей и донорской помощи Н. Джеенбекова. Она сообщила, что на сегодня в стране отсутствует система планирования, мониторинга и оценки экономической эффективности помощи доноров и международных финансовых институтов.

Докладчик заострила внимание на главной проблеме: отсутствии учёта и координации проектов грантовой и технической помощи, которая осуществляется донорами без участия государства. Всё это приводит к недостаточной социальной и экономической эффективности реализации различных проектов, в том числе крупных национальных, утверждённых правительством.

Принято решение чётко разделить функции координации внешней помощи с Министерством финансов, включая приоритизацию проектных предложений. Кроме того, следует внедрить методику и порядок проведения экономической оценки эффективности, включая этапы отбора и оценки качества проектных предложений.

Что касается последнего замечания, то на него быстро отреагировал вице-премьер-министр Санжар Муканбетов. Он привёл факты, сколько подано заявок в Российско-Кыргызский фонд развития, и сравнил их с теми, что прошли отборочный тур в кредитном учреждении. Оказалось, всего десяток. Стало очевидно, что предпринимателям необходима помощь в составлении бизнес-заявок. Вице-премьер порекомендовал изыскать возможность для создания специального отдела.

В заключение заседания коллегии подписали соответствующий протокол со всеми дополнениями и изменениями.

Галина ЛУНЁВА.






Добавить комментарий