Main Menu

О жертве торговли замолвите слово…

В Бишкеке прошел VI диалог между правительством  и гражданским сообществом на тему «Торговля людьми в Кыргызстане: угрозы, проблемы и пути их решения». «По статистике каждая шестая гражданка Кыргызстана попадает в рабство в зарубежных странах» — об этом на встрече заявил  заместитель начальника отдела по делам иностранцев Министерства внутренних дел Нурлан Мурзаев.

По его словам, с каждым годом торговля людьми приобретает  все более изощренные формы. Жертвы работорговли переправляются через две-три страны,  что весьма затрудняет раскрытие подобных преступлений. Особенно часто наши соотечественницы попадают в трудные ситуации в Турции, ОАЭ, Южной Корее, России и Казахстане. В этих странах их используют в качестве суррогатных матерей, сиделок и работниц секс-индустрии. Зачастую торговле людьми способствуют  якобы занимающиеся безвозмездной помощью,   брачные агентства. «Такие конторы существуют за счет иностранных женихов, поскольку с каждого из них агентства в среднем  снимают от $10 до 15 тысяч. За последний год число экспортных «невест» увеличилось в 1,5 раза. Однако сказать, сколько девушек уезжает из страны за рубеж с целью  обрести семью, никто не может точно сказать, поэтому приходится доверять информации, предоставленной этими учреждениями. Чтобы защитить наших девушек, желающих вступить  в брак с иностранцами, необходимо принять закон о лицензировании и ответственности брачных агентств», — отметил Нурлан Мурзаев.
Он также добавил, что работорговля во всем мире является прибыльным делом и стоит на третьем месте по доходам после продажи оружия и наркотиков. Ежегодно эта деятельность приносит около $7-8 миллиардов.  Между тем в правоохранительные сводки попадает лишь один факт из десятка случаев. Из-за страха возможного возмездия или просто отсутствия такой возможности жертва не обращается в специальные службы. Например, в 2008 году в стране зарегистрировано 25 фактов работорговли, в 2010-м — 13, а в 2011-м — только 9.
В свою очередь директор Департамента внешней миграции Министерства иностранных дел Куштарбек Айтматов сказал, что в прошлом году для  получения информации в сеть партнерских неправительственных организаций и структурные государственные подразделения обратились более 13,8 тыс. человек, а на телефон горячей линии «189» поступило 8,5 тыс. звонков. Кроме этого, внешнеполитическое ведомство вернуло на родину 104 кыргызстанца. А Международная организация труда совместно с различными НПО оказала помощь 140 жертвам торговли людьми. Также Центр реабилитации и адаптации несовершеннолетних детей Ошской области помог 351 маленькому кыргызстанцу, попавшему в такую же беду. К. Айтматов остановился на изменениях законодательства, направленных на усиление борьбы с торговлей людьми. «2011 год позволил привести законодательство в соответствие с нормами международного права и повысить деятельность государственных органов, уровень информационного обеспечения среди населения и эффективность деятельности  правоохранительных органов. Увеличен размер штрафных санкций Административного кодекса,  в Уголовном  ужесточена мера пресечения, а именно: в статье 124  (торговля людьми) слова «менее тяжкое» заменены на «более тяжкое» (от 5 до 8 лет «лишения свободы», — заключил Куштарбек Айтматов.
«Несмотря на все это, статья 124 труднодоказуема. Дабы наказать преступников, координатор Программы ООН по контролю наркотиков и организованной преступности Мадина Сариева внесла свои предложения: «Совершается очень много смежных преступлений, которые необходимо рассматривать комплексно, именно поэтому нужно добавить в статью определение сексуальной эксплуатации, понятие «шантаж», а также предусмотреть ответственность за занятия сводничеством, сутенерством и другие действия, направленные на организацию проституции. Стоит разработать инструмент и технику идентификации жертв торговли людьми, соответствующие требованиям международных стандартов, а также исключить из статьи слова «купля-продажа человека». Также следует внести изменения по защите прав иностранцев, утерявших документы во время пребывания в Кыргызстане, и принять меры для присоединения страны  к  Брюссельской конвенции по предупреждению торговли людьми. Этот шаг обеспечит защиту соотечественников в странах-участницах конвенции».
Кроме этого, в республике сложно привлечь кого-либо за незаконное извлечение донорских органов и крови, поскольку отсутствует подходящая законодательная база. Например, если жертва скажет, что сделала это добровольно,  никто не понесет наказания.
В основном с жертвами работорговли работают неправительственные организации, хотя эту функцию обязаны выполнять государственные органы. «На протяжении девяти  лет боремся, чтобы кризисный центр «Сезим» не выгнали из государственного здания, в котором находятся девушки, пострадавшие от  домашнего насилия и рабства. Это государственная проблема, между тем к нам относятся так, словно у нас действует какая-то частная коммерческая лавочка. Не подключается государство активно и к проведению информационных кампаний среди населения, надеясь только на неправительственный сектор. При этом международные организации, оказывающие значительную финансовую помощь, обвиняют  в том, что они якобы вмешиваются во внутренние дела республики, а НПО — в грантоедстве.» — подчеркнула директор кризисного центра «Сезим» Бюбюсара Рыскулова.
Между прочим, в республике разработан и принят  план борьбы с работорговлей на ближайшие годы, однако его реализация уже задерживается на полгода. В свою очередь доноры требуют объяснения, почему одобрение данного документа, в разработку которого вложено столько средств, постоянно  откладывается.

Ирина КОВШОВА.






Добавить комментарий