Main Menu

Их не знают в лицо

Четверть века назад, в октябре 1992 года, в системе органов национальной безопасности суверенного Кыргызстана создали управление специальных операций «А», призванное бороться с терроризмом во всех его проявлениях. Сегодня эта структура ГКНБ называется Службой специального назначения, а в памяти кыргызстанцев она больше известна как «Альфа». В этом материале, посвящённом её 25-летию, мы в рамках возможного рассказываем нашим читателям о деятельности самого засекреченного подразделения отечественных спецслужб.

Немного истории. В 1974 году по приказу председателя КГБ СССР Ю. Андропова сформировали спецподразделение «Альфа» по противодействию терроризму и другим особо крупным посягательствам на безопасность государства. Альфовцы принимали непосредственное участие в двух исторических событиях, повлиявших в дальнейшем на политическое развитие бывшего Союза. В декабре 1979 года вместе с бойцами группы «Зенит» офицеры «Альфы» в Кабуле за 40 минут захватили хорошо укрепленный дворец Тадж-Бек президента Афганистана Х. Амина. Эта операция, в которой группа потеряла только двух бойцов, не имеет аналогов в мировой практике. В августе 1991 года сотрудники подразделения «Альфа» отказались выполнять приказ штурмовать «Белый дом» в Москве, предотвратив тем самым большие человеческие жертвы и, возможно, начало гражданской войны в России. На счету «Альфы» советского периода и после развала СССР сотни боевых операций по освобождению заложников и ликвидации террористических бандформирований на всём пространстве СНГ.

Достойно продолжая традиции подразделений специального назначения, сотрудники нашей «Альфы» остаются верными долгу и своему главному предназначению — жёстко пресекать любые террористические угрозы безопасности государства. Недаром говорят, в мероприятиях по обезвреживанию экстремистов, когда все методы исчерпаны, последнее слово остаётся за ними… Были в их жизни и трудные времена. После Апрельской революции 2010 года альфовцев незаслуженно обвинили в превышении должностных полномочий и других смертных грехах, хотя как военнослужащие они выполняли приказ вышестоящих командиров. Но офицеры нашли в себе силы самоорганизоваться и доказать, что главное для них — интересы безопасности страны. После свержения семейно-кланового режима Бакиева спецслужбы вместе с обновлённой страной тоже начали жить с чистого листа. Канули в Лету такие методы работы, как политический сыск, преследование инакомыслящих и другие, ущемляющие права человека, прямой и главной обязанностью их стало обеспечение национальной безопасности государства. Неоценим вклад в эту работу Службы специального назначения ГКНБ. За первые 10 лет независимости с момента её образования в общей сложности проведено более сотни спецопераций по обезвреживанию террористических группировок. Достаточно вспомнить задержание непосредственных исполнителей терактов в Ташкенте в феврале 1998 года, укрывшихся в Кыргызстане, и ликвидацию подпольной группы уйгурских сепаратистов, вербовавших граждан в международные экстремистские и террористические организации и организовавших серию взрывов в южной столице. Потом были баткенские события 1999-2000 годов. Спец- операции по уничтожению боевиков Исламского движения Узбекистана, которые тогда проводили сотрудники «Альфы» автономно от правительственных войск, до сих пор находятся под грифом «Секретно». В армейских сводках альфовцы не упоминались, но, как непосредственный участник двух баткенских кампаний, помню, что им поручали самые сложные и опасные задания: прочёсывание горной местности, оперативный поиск, устройство засад, работа в тылу противника, освобождение заложников, контрразведывательные мероприятия и другое.

Есть в истории спецназа ГКНБ и трагические страницы, когда его бойцы ценой собственной жизни спасали людей, до конца оставаясь верными долгу и военной присяге. В 2006 году в ходе спецоперации по уничтожению вооруженных бандформирований в Кадамджайском районе Баткенской области погибли спецназовцы подполковник А. Осмоналиев и старший лейтенант К. Бакиров, через три года ещё одна потеря: в Узгене в боестолкновении с группой террористов от полученных на поле боя ран погиб лейтенант Г. Маманов. И героическая гибель лейтенанта Женишбека Бабараимова в 2011 году во время операции по уничтожению боевиков террористической организации «Жайшуль Махди» в селе Арашан Аламудунского района. За проявленное мужество и отвагу при выполнении специальных заданий в экстремальных условиях, сопряжённых с риском для жизни, ребята посмертно удостоены высоких государственных наград. Многие, кто и сегодня служит в «Альфе», за ратный труд отмечены боевыми знаками отличия.

События последних двух лет, насыщенные операциями по обезвреживанию террористических и радикально-религиозных группировок, их боевиков-одиночек и вербовщиков, свидетельствуют о том, что бойцы спецназа ГКНБ достаточно профессионально научились работать на упреждение в условиях реальной опасности для населения. Так, например, произошло 16 июля 2015 года в Бишкеке, когда в одном из особняков на пересечении улиц Горького и Панфилова обнаружили засевших там террористов. Как потом выяснилось, это была группировка Жанболата Амирова, называвшего себя амиром одной из международной террористической организации. Под его началом находились обычные уголовники и ярые сторонники джихада. Боевики планировали совершить мощный теракт на Старой площади столицы во время массовой молитвы по случаю Орозо айта, захватить российскую авиабазу в Канте, а затем вылететь в Сирию. Операция по их уничтожению вступила в решающую фазу после эвакуации жителей соседних дворов в безопасное место. На предложение сложить оружие и сдаться джихадисты ответили плотным огнём. В это время в секторе огня каким-то образом оказалась соседская девочка. Один из альфовцев броском дотянулся до неё и, прикрыв своим телом, вынес из-под обстрела. Потом начался жёсткий штурм, в ходе которого четверо бойцов спецназа ГКНБ получили огнестрельные ранения, двоих боевиков уничтожили и семерых задержали. (Еще двух ликвидировали при параллельной спецоперации в поселке ГЭС-5.) В их логове спецназовцы обнаружили шесть автоматов АК, один АКСУ, пять пистолетов ПМ и ТТ, большое количество боеприпасов, боевых гранат и 500 килограммов селитры для изготовления самодельных взрывных устройств. В перекрёстном огне сильно пострадали четыре соседних жилых дома, но самое главное — удалось обойтись без жертв среди гражданского населения, что в мировой практике считается эталоном работы подразделений специального назначения в экстремальных условиях и говорит о высоком профессионализме их сотрудников. Правда, нашлись доморощенные спецы, возомнившие себя экспертами в сфере безопасности, голословно обвинившие руководство и бойцов «Альфы» якобы в неумении грамотно провести спецоперацию по захвату террористов. Удобно давать рекомендации, сидя на кухне у телевизора, другое дело — находиться в эпицентре событий под прицелом вооружённых преступников и когда счёт идёт на секунды. Но большинство простых граждан по достоинству оценили самоотверженность и боевую подготовку спецназовцев, а Президент Алмазбек Атамбаев дал поручение представить особо отличившихся в спецоперации к государственным наградам.

Инициатива создания антитеррористического подразделения в системе органов национальной безопасности принадлежит председателю ГКНБ Анарбеку Бакаеву. При его непосредственном участии впервые в истории спецслужб Кыргызстана появилась самостоятельная структура антитеррора. Принять в то время такое решение прозорливого политика, каким был Анарбек Курамаевич, заставила заметная активизация международного терроризма, экстремизма, сепаратизма и новые методы и тактика ведения подрывной деятельности. Последующие события, связанные с особым интересом к нашей стране террористических и экстремистских организаций, подтвердили его мудрую правоту: главная роль на переднем крае борьбы с этими современными угрозами отводится сотрудникам «Альфы». Специфика их задач включает проведение контртеррористических операций на стратегически важных объектах, силовых операций по предотвращению терактов и освобождению заложников, а также участие в мероприятиях по защите конституционного строя и целостности государства. Далеко не каждому человеку дано понять и оценить, какая огромная ответственность лежит на альфовцах и какого уровня их профессиональная подготовка, чтобы вернуться с задания домой живыми. В музее ГКНБ им. А. Бакаева хранятся фотографии погибших при исполнении служебного долга спецназовцев, родные и близкие которых до последнего момента не знали, где они служат. Бойцы «Альфы» всегда в тени, их не знают в лицо, о них не пишут газеты.

Чтобы попасть на службу в это элитное подразделение ГКНБ, кандидаты проходят жёсткий отбор по морально-волевым качествам, специальной и физической подготовке. Основной упор в обучении делается на умении до автоматизма действовать в обстановке повышенного риска с высокими психологическими нагрузками. Как говорят ветераны спецназа, «делать ювелирную работу без шанса на ошибку». Ещё одно важное требование — с полуслова понимать товарищей, а в случаях, когда им угрожает опасность, прикрыть и вывести из-под угрозы. Не представляют особой тайны приоритетные направления профессиональной подготовки бойцов «Альфы». Это умение владеть всеми видами оружия с поражением цели с первого выстрела, приемами рукопашного боя, изучение топографии и альпинистского искусства. А вот техническое оснащение и арсенал спецназа ГКНБ — секретная информация. Скажем только, что, кроме обычного армейского вооружения, у них есть бесшумное стрелковое оружие, специальные штурмовые средства узконаправленного действия и водяные пушки (роботы) по разминированию взрывных устройств. В составе службы имеются специалисты по сапёрному делу, поисковики и кинологи с обученными минно-разыскными собаками.

Автору этих строк неоднократно приходилось освещать ход антитеррористических учений разного уровня, в том числе в масштабах СНГ, ШОС и ОДКБ, в которых принимал участие личный состав Службы специального назначения ГКНБ КР. По мнению военных экспертов, наши спецназовцы всегда стабильно демонстрировали отличную выучку и мастерство, действуя не хуже других, а в некоторых эпизодах учений — даже лучше. Особенно им удавались задания по освобождению захваченных по сценарию учений стратегических объектов с заложниками…

…Прошедшее лето для сотрудников «Альфы» выдалось, как никогда, трудным. Проведено около десятка спецопераций по обезвреживанию радикально-религиозного и террористического подполья, задержанию вербовщиков и ликвидации боевиков, прибывших в нашу страну для организации терактов. Трудно представить, сколько было бы жертв, если бы ни сотрудники «Альфы», готовые в любой момент положить на алтарь свои жизни не за ордена и медали, а по велению долга, чувствуя ответственность, которую возложил на них народ Кыргызстана.

Сергей СИДОРОВ.






Добавить комментарий