Main Menu

Мелкие сложности и огромные проблемы

Вновь в Бишкеке обсуждались на экспертном уровне вопросы урегулирования кыргызско-казахского торгово-экономического сотрудничества. Дискуссию организовал клуб региональных экспертов «Пикир» при поддержке аппарата правительства КР с участием чиновников, депутатов, представителей бизнеса и дипкорпуса, экспертов.

Кыргызстан и Казахстан — стратегические партнёры в течение почти столетия. Сотрудничество развивается как в двустороннем формате, так и в рамках ЕАЭС. В ряду первоочередных приоритетов — торгово-экономические связи.

Однако с 10 октября 2017 года Казахстан усилил пограничный контроль в отношении транспортных средств и товаров из Кыргызстана. Автомобили с кыргызскими товарами, в том числе и со скоропортящейся сельхозпродукцией, стоят в длинных очередях к КПП на границе двух стран. Казахская сторона объясняет ужесточение контроля плановой проверкой по выявлению «серого импорта», проще говоря, контрабанды, утверждая, что через Кыргызстан идёт большое количество неучтённого китайского товара.

По мнению независимых экспертов, такие действия казахской стороны влекут прямое нарушение многочисленных правил и норм действующих договоров в рамках ЕАЭС, СНГ, ВТО и других. К тому же следует учитывать, что около 80% авто с грузами, простаивающих на КПП, направляются на рынки России и других стран ЕАЭС, через Казахстан они должны пройти транзитом. 18 октября члены правительственной делегации КР во главе с премьером Сапаром Исаковым в ходе визита в Астану обсудили с казахскими коллегами сложившуюся ситуацию и вопросы пограничного, транспортного, фитосанитарного и ветеринарного контроля, таможенного и налогового администрирования в рамках договоров о ЕАЭС и ВТО. Стороны вроде бы гарантировали конструктивный подход к решению проблем и договорились «обеспечить приоритетный порядок пересечения кыргызско-казахской границы для физических лиц с личным багажом, регулярных пассажирских рейсовых автобусов, легкового автотранспорта, порожних грузовых автотранспортных средств». А вот по поводу прохождения через границу товаров из КР партнёры решили создать рабочую группу для подготовки совместной «дорожной карты». В проекте документа — 48 пунктов. В рамках межправительственного совета стран — участниц ЕАЭС, прошедшего в Ереване, кыргызский и казахский премьер-министры обсудили каждый пункт. В результате, как сказано в резолюции межправсовета, проект «дорожной карты» потребовал дополнительных консультаций и доработки.

Мнение Минэкономики КР. Глава ведомства Артём Новиков заявляет о субъективности утверждения, что из-за неучтенной части импорта в одной стране страдает весь ЕАЭС. Кроме того, статданные за последние годы показывают падение объёма импорта из Китая в Кыргызстан — в 2015-м он сократился на 22%. «Но в 2016 году отмечен небольшой рост в натуральном выражении и на 40% — в стоимостном благодаря применению единого таможенного тарифа ЕАЭС при импорте товаров из третьих стран», — отметил министр. Также следует учитывать, что объёмы так называемого неучтённого импорта, ввозимого в КР, по сопоставимой статистике идентичны с Казахстаном. Статданные по 2015 году показали объём импорта из Китая в Казахстан на уровне $5,5 миллиарда. В то же время КНР показала объём экспорта в соседнюю страну в размере $8,5 миллиарда. А в 2016 году, после вступления Казахстана в ВТО, разрыв увеличился ещё на $1,3 миллиарда.

Ищем альтернативные рынки сбыта

Дискуссия развернулась очень активная и полиаспектная, она затронула многие острые углы, обнажила подводные камни и течения.

В частности, представитель Минэкономики в ходе обсуждения подчеркнул, как и все участники, необходимость продолжать позитивное и взаимовыгодное сотрудничество с Казахстаном как многолетним и надёжным партнёром. Но необходимость урегулирования создавшейся на границе ситуации требует участия ЕЭК, кроме того, кыргызская сторона уже обратилась в ВТО. «Безусловно, решать проблему надо путём диалога, обсуждая негативные моменты, следует прийти к обоюдовыгодному согласию. Правительство уже занято поисками альтернативных рынков, изучается ряд иных возможностей для сбыта кыргызской продукции. Сегодня без учёта экспорта золота рынки Казахстана и России остаются главными для нашей продукции. По итогам 2016 года доля Казахстана в экспорте кыргызского товара составила 22,2%, а России — 21,3. Речь теперь идёт о масштабной диверсификации экспорта. Привлекательны ёмкие рынки Китая, Узбекистана. Рабочая группа МЭ КР рассматривает новые пути, возможности логистики, требования стран к ассортименту, потенциал нашего экспорта, как и покупательную способность потенциальных стран-партнеров».

Завотделом маркетинга кыргызстанского Минсельхоза Анаргуль Беккулиева сообщила, что по итогам восьми месяцев 2017 года в Казахстан экспортировано сельхозпродукции и товаров пищевой отрасли на $57,3 млн., из них продукции растениеводства — на $13,6 млн., животноводства — на 5,6 млн., а пищевой и перерабатывающей отрасли — на 38,2 млн. В перерабатывающей отрасли главные позиции — молочные продукты, сыры, сливочное масло. Недавно в МСХ состоялись переговоры с делегацией из КНР, заинтересованность в кыргызских товарах имеется».

Шерадил Бахтыгулов, эксперт

Комментарий с профессиональной точки зрения дал директор Госветеринарной и фитосанитарной инспекции МСХ КР Амангельды Исаев. В частности, он сообщил по поводу уничтоженной казахскими партнёрами мясной и молочной продукции трёх компаний из нашей страны, что её производители не числятся в реестре компаний-экспортеров, кому разрешены поставки на рынки ЕАЭС. Кроме того, «в СМИ сообщили о возврате в нашу страну 400 тонн подкарантинной сельхозпродукции. Но мы не получили до сих пор ни одного официального документа по этому поводу, хотя, согласно нормам ЕАЭС, при возврате это должно сопровождаться заключением карантинной экспертизы, актом возврата. На пограничных КПП, вопреки нормам ЕАЭС, вновь выставлены посты фитосанконтроля, которые торжественно были сняты в конце 2015 года. И эти нарушения со стороны РК не единственные. Казахская сторона выдвигает три претензии: во-первых, что основная масса подкарантинной продукции от нас завозится без фитосанитарного сертификата. Во-вторых, нет маркировки подкарантинной продукции. В-третьих, нарушения при заполнении санитарного сертификата. Что могу сказать? С первой претензией я согласен. 60 процентов наших предпринимателей выезжают с товаром в Казахстан без фитосертификата. Мы не стоим на постах и контролировать это не можем. По второму пункту — маркировку должен делать владелец товара. А по третьему приведу пример. Экспортёр сдал в лабораторию образец товара, ему выдали заключение, что в партии не обнаружено карантинных объектов. На этом основании выдаётся фитосансертификат, в котором указаны грузополучатель, место реализации, номера машины. Но если вдруг автомашина сломалась, груз повезёт другая, на месте начинается проволочка — почему привезла не заявленная в документе машина. И возвращают товар. Из этой же серии нелепостей — место реализации, к примеру, в Астане или Алматы. Но если на указанном рынке по ряду причин не удалось реализовать товар, то водитель везёт его на другой. И тут вновь начинаются проблемы — а почему вы не на том рынке? После чего товар возвращают».

А. Исаев также пояснил, что в отношении казахской продукции, завозимой по железной дороге (в основном это пшеница и мука), идёт проверка в лаборатории и выдается акт карантинного досмотра. Проблемы пока не выявлялись.

Экономика как отражение политики

Известный эксперт доктор экономики Жумакадыр Акенеев, анализируя ситуацию, подчеркнул политическую подоплеку вопроса: «Сейчас сложилось так, что возить грузы через Кыргызстан стало выгодно не только кыргызстанцам, но и казахским, российским и другим предпринимателям. Рынок Хоргоса работает, а вот растаможивание проходящих через него грузов выгоднее делать у нас — иные ставки. И никаких сложностей никто не строил. Проблемы начались после 10 октября — нас обвинили в нарушении норм Евразийского союза. Мы удивлены: от экономических требований партнёры перешли к мелким в полном смысле слова шагам: если до этого наши торговцы, снабжая Алматинскую область мясом и молоком, имели право находиться там 90 дней в соответствии с нормами ЕАЭС, то теперь этот срок сократили до 10 дней. Явно видно — дело не в документах, не в фитосертификатах. Выпячиваются все мелкие недочёты. Сегодня многие, наблюдая за процессом со стороны, говорят: а нужен ли нам ЕАЭС? Но я думаю, что совместные связи вновь наладятся, страна выбрала верный путь интеграции. Мы намерены расширять своё присутствие в ЕАЭС, а возникшие сложности, я считаю, временные и уйдут скоро в историю. Подобные примеры имелись и в отношениях между Казахстаном и Россией, Россией и Беларусью. Хочу, чтобы экспертное сообщество и чиновники максимально эффективно и своевременно работали в направлении урегулирования нынешней ситуации. Хотя и о диверсификации рынков сбыта надо думать: когда Европа ввела санкции против РФ, там в 2-3 раза вырос объём производства и переработки агропродукции, идёт диверсификация экономики».

Сергей Пономарев, глава Ассоциации рынков, предприятий торговли и услуг КР (точку зрения которого мы уже освещали в прошлом номере «СК» за 1.11.2017 г.), сообщил представителям автоперевозчиков, что на пограничных КПП в Мерке и Чалдоваре, в отличие от КПП «Ак-Тилек», порожние машины пересекают границу гораздо быстрее. Также он отметил, что решение возникшей проблемы находится отнюдь не в Бишкеке и это чисто политический вопрос. Эксперт вновь затронул тему нарушения казахскими партнёрами Женевской конвенции о транзитном передвижении грузовых автомашин и подчеркнул, что недопустимо досматривать транзитные фуры со знаком TIR, в то время как казахские пограничники в нарушение всех норм даже распаковывают внутренние грузы в этих машинах. Он вновь выразил удивление тем фактом, что казахская сторона одномоментно внесла всю продукцию со знаком «сделано в Кыргызстане» в категорию контрабанды, что недопустимо. Как же решить созданную искусственно проблему? По мнению главы ассоциации, коль один из партнёров ставит вопрос о контрабанде, его надо решать по периметру ЕАЭС, то есть на границах с Китаем, Польшей и другими сопредельными странами. Тогда таможенники пяти стран ЕАЭС смогут совместно выработать шаги для пресечения контрабандных товаров на территории стран Евразийского союза. «По логике внутри границ пяти стран грузы должны проходить спокойно и без нервотрепки», — призвал закончить конфронтацию С. Пономарев.

Кстати, он выразил удивление и по поводу бездумного уничтожения молочной продукции из Кыргызстана казахскими партнёрами: «Неразумно было уничтожать, могли бы сыры передать в интернаты и детские дома!»

Председатель Ассоциации грузоперевозчиков Темирбек Шабданалиев — человек неравнодушный. Он с тревогой говорил о немалых расходах перевозчиков — за длительный простой автомашин, дополнительную оплату водителей, ГСМ, порчу продуктов и дополнительные затраты на их сохранение. «Но главное — это потеря имиджа добросовестных поставщиков не только в масштабе отдельных предпринимателей, но и всей страны. Разрушены связи «производитель — поставщик — заказчик — покупатель», нарушены сроки поставок. Моральный вред тоже надо оценивать! Думаю, если предыдущие переговоры с казахстанской стороной не принесли успеха, следует включиться в процесс урегулирования самому Президенту Кыргызстана», — уверен Т. Шабданалиев.

Также он справедливо заметил, что зачастую товаропроизводители Кыргызстана сами себе создают проблемы. В частности, когда казахская сторона не пропустила 500 тонн яблок, причиной стало отсутствие маркировки ЕАЭС, нарушение или незнание фермерами техрегламентов.

Глава компании-автоперевозчика Талант Маткеримов подчеркнул недопустимость смешивания политических и экономических вопросов, напомнив о сложностях и убытках нашей страны при возникающих иногда ситуациях с сопредельными странами. «Насколько важен нам ЕАЭС? Если при малейшей усложненности ситуации страдают автоперевозчики? На КПП «Ак-Тилек» водители стоят не менее пяти-семи суток. А на границе с Россией в Оренбургской области авто с кыргызскими номерами отправляли на другие КПП — а это 1 000 км в один конец!

Только расходы компаний-перевозчиков, по приблизительным подсчетам, за три недели октября составляют не меньше полумиллиона сомов! К тому же учтите и упущенные выгоды: потеряны заказчики-клиенты, с которыми работали по 5-7 лет».

Проверка ЕАЭС на прочность

По мнению председателя Ассамблеи народа Кыргызстана Токона Мамытова, известного политика и мудрого человека, ситуация на кыргызско-казахской границе — это проверка ЕАЭС на прочность. «Перевод ситуации из экономической в политическую плоскость — это ошибка наших соседей, ведь сегодня речь идёт не только о кыргызско-казахской, но и о казахско-российской границах, где также задерживают авто из Кыргызстана, пытаясь поменять им маршрут. Это говорит о целенаправленной работе в отношении наших перевозчиков. Что необходимо сделать министерствам и ведомствам в первую очередь? Сесть за стол переговоров и проанализировать все претензии, обвинения. Если они искусственно созданы и ситуация носит асимметричный характер, их следует отвергнуть, если основа для претензий есть — признать их и сделать выводы, а затем устранить недостатки во избежание повода для обвинений. Опасаюсь, что созданный соседями прецедент способен вызвать «эффект домино» — когда падение одной фишки ведёт к падению всей пирамиды. Так, СМИ передали, например, что на китайско-кыргызском участке границы очередь автомашин протянулась на 10 км! Это ответная реакция на обвинение Кыргызстана в контрабанде».

Кубат Рахимов

Т. Мамытов также предложил Совету обороны КР пересмотреть концепцию национальной безопасности, поскольку, по его мнению, экономической и продовольственной безопасности страны могут нанести урон отдельные непредсказуемые и некорректные высказывания соседних партнёров и асимметричная информация, вбрасываемая ими в информационное пространство.

Представитель Торгово-промышленной палаты Кыргызстана Кубат Рахимов расставил чёткие акценты: «В любом конфликте есть суть, причины, повод и форма. Эмоциональные заявления политиков в нашем конфликте — это повод. А причина прослеживается весьма глубоко, по сути, с момента распада Советского Союза. Думаю, что мы заигрались в демократию. Проблемы между Кыргызстаном и Казахстаном были и будут, и к этому стоит относиться спокойно. Первый тезис: кто конечный потребитель всего товарного потока из нашей страны? Это Россия и страны ЕАЭС. Мои белорусские друзья в соответствии со всеми техрегламентами и нормами завозят море-

продукты из Испании и расфасовывают на своих производствах, честно предупреждая на этикетке: сделано в Испании, расфасовано в Беларуси. Небогатый Кыргызстан реэкспортирует недорогой текстиль и обувь из Китая в интересах небогатого населения России — спрос имеется. Значит, надо думать о правильном регулировании источника спроса».

Эксперт напомнил: ровно за месяц до начала нынешнего конфликта в Бишкеке прошел форум «Контрафакт» — очень важное мероприятие, на которое многие ведомства не обратили внимания. «Правительство не сделало выводов по итогам форума. К примеру, с помпой открытая в Кочкорке обувная фабрика выпускает подделку под некоторые известные бренды, в частности Lacoste. Я проверил: обувь в пакетиках в оригинале не выпускается, швы и отделка выдают себя. Требование России о необходимости отслеживания товара — логичное, маркировке товара — справедливое. Умение решать вопрос по сути это: а) квалификация дипломатов; б) квалификация политиков; в) квалификация чиновников. Может быть, данный момент — хороший урок и нашим промышленникам, и фермерам по примеру белорусских производителей, которые после ввода санкций стали производить молочную продукцию, превосходящую по качеству европейские стандарты».

К. Рахимов сообщил важное известие: Беларусь выразила желание выступить медиатором в кыргызско-казахском споре, исходя из своих наработок в ходе отношений с РФ. «Умение оставаться братскими, добрососедскими странами, умение убирать эмоции и приходить к конкретным результатам — нельзя отказываться от такой помощи».

Отметим, что представители казахской стороны в данной дискуссии не участвовали, хотя, как сообщили в клубе «Пикир», приглашались и дипломаты, и эксперты. Причина отсутствия первых не ясна, а вторые не смогли приехать в связи с переносом даты проведения обсуждения — первоначально её намечали на неделю раньше, но в связи с Ереванским межправсоветом решили перенести на более поздний срок.

Как сообщил сопредседатель клуба региональных экспертов «Пикир» политолог Игорь Шестаков, итоги дискуссии, выводы и предложения направят в правительства Кыргызстана и Казахстана, в диппредставительства стран ЕАЭС.

Елена МЕШКОВА.
Фото автора.






Добавить комментарий