Main Menu

Война с раком: проиграть нельзя!

Сегодня рост онкологических заболеваний является глобальной проблемой не только нашей республики. Так, исследователями Всемирной организации здравоохранения подсчитано, что к 2030 году заболеваемость раком в мире увеличится почти на 30% — с 20 до 26 млн. новых случаев, а смертность от него — с 13 до 17 млн. В Кыргызстане смертность от рака молочной железы остается печальным лидером. Так, по сравнению с 2010 годом заболеваемость выросла почти в два раза — с 1 732 новых случаев до 3 240. В этой связи на днях был организован круглый стол для обсуждения Национальной программы по контролю рака, а также программы SILK — развитие маммографической и онкологической помощи. На нем проведен и обзор ситуации по онкозаболеваниям.

В мероприятии приняли участие группа экспертов Европейской школы онкологии, замминистра здравоохранения Амангелди Мурзалиев, сотрудники министерства, представители общественного фонда «Эргене».

Группа экспертов Европейской школы онкологии (Швейцария) — одного из лидирующих в мире центров по внедрению последних достижений в области клинической онкологии и повышению квалификации специалистов-онкологов — находится в Кыргызстане по приглашению ОФ «Эргене» и согласно меморандуму с Министерством здравоохранения. В ее составе также эксперт по скринингу рака молочной железы в странах Европы. Они будут проводить плановые мероприятия по улучшению диагностической базы онкологических центров Оша и Бишкека согласно программе SILK.

— Наша работа построена в нескольких направлениях, — объясняет директор Европейской школы онкологии, президент Всемирного онкологического форума, научный директор и основатель онкологического института Швейцарии Франко Кавалли. — Первое — обучить местных специалистов исследованию патологий в образцах, взятых у пациентов. И эту работу я бы поделил на две части: приезд сюда наших специалистов из лаборатории патологий и их взаимодействие с руководителями и главными лаборантами Бишкека и Оша. Вторая часть этого направления связана с приглашением кыргызских специалистов по патологиям в Швейцарию и Италию на месяц. В этот период они очень интенсивно работали совместно с нашими специалистами.

Следующий шаг — возможности определения антигена в опухоли, который необходим для восприятия специального лекарства. И нам нужно продемонстрировать его наличие. Это очень сложная работа, и ее нельзя охарактеризовать либо черной, либо белой краской, но то, что она продвигается, — это факт.

По словам Франко Кавалли, еще одно преимущество программы SILK — возможность проводить исследование образцов в Швейцарии. К примеру, при сомнении полученные анализы местные специалисты могут отправить через курьерскую службу, а европейские партнеры проведут свое исследование для подтверждения результатов.

— Я считаю, что это очень важное направление работы, к тому же очень удобное. Судите сами! Больше не нужно заставлять пациента ехать в Алматы или другие города для проведения исследования образца, — подчеркнул он.

Рак распространен не только в бедных, но и в странах с высоким уровнем доходов. И единственная возможность отслеживать ситуацию в том или ином регионе — ведение онкологического регистра. Его нелегко составить и вести. Но мы опять-таки и в этом направлении готовы содействовать Кыргызстану. Во Франции имеется Международное агентство по борьбе с раком, помогающее многим странам в разработке и внедрении такого регистра. И специалисты данного агентства готовы приехать в вашу страну и оказать любую поддержку, в том числе и финансовую, — добавил Франко Кавалли.

Далее он обратил внимание на то, что правительство Кыргызстана объявило о публикации последней редакции Национального плана по борьбе с раковыми заболеваниями. И как только он будет утвержден, необходимо уделить большое внимание онкорегистру.

В свою очередь замминистра здравоохранения Амангелди Мурзалиев остановился на тревожной статистике, отметив, что среди онкологических заболеваний лидирует рак молочной железы, шейки матки. Также он подчеркнул, что Минздрав основной упор должен делать на первичку и раннее выявление. Для этого семейные врачи на местах должны уметь выявить первичные признаки и при подозрениях направлять пациенток в такие специализированные учреждения, как онкологические центры Бишкека или Оша, где им проведут более глубокие исследования, которым специалистов также нужно обучить.

— Только при таком раскладе можно будет снизить смертность от рака. Сегодня же, к сожалению, диагностируются сразу 3-я и 4-я стадии. Причины тому — отсутствие культуры здоровья, самолечение, непосещение врача, текучесть кадров и т. д. Необходимо как медиков, так и население приучить к онкологической настороженности. Чтобы ту же пальпацию могли проводить не только врачи, но и сами женщины. Лучше их самих собственный организм никто не может знать. Поэтому каждый месяц им самим необходимо проводить осмотр груди, уметь распознавать симптомы. И если чувствуются какие-то изменения, тут же посетить семейного врача. Он не должен упустить заболевание, не распознав его. Поэтому обучение пациентов и докторов нужно вести параллельно. В институте повышения квалификации отдельные циклы посвящены обучению врачей ЦСМ пальпации, — сказал замминистра.

Он отметил, что ранее Минздрав в рамках принятой в 2012 году и продленной до 2018-го национальной программы «Ден соолук» придавал значение четырем приоритетным направлениям: сердечно-сосудистым заболеваниям, охране здоровья матери и ребенка, туберкулезу и ВИЧ/СПИДу.

— Онкология до сих пор отодвигалась на второй план из-за инфекционных заболеваний. Сейчас разрабатывается новая программа «Стратегия-2030», и она будет акцентироваться исключительно на онкологических заболеваниях.

Выступая с презентацией о химиотерапии и гормонотерапии рака молочной железы, директор Европейского сообщества по раку молочной железы и сертифицированного Центра здоровья молочной железы Швейцарии доктор Оливия Пагани сделала акцент на лечении. Она рассказала об эффективности противоопухолевых препаратов, как уже зарекомендовавших себя, так и проходящих апробацию.

— Ваше правительство должно решить, когда сможет приобрести их. Несмотря на дороговизну главного препарата, трастузумаба, женщин, нуждающихся в нем, не так много. Примерно 60-80 человек. Лечение каждой из них обойдется в $7 900, или 540 000 тысяч сомов. Безусловно, профилактика и ранняя диагностика важны в плане сохранения как человеческих жизней, так и бюджета. В этой войне нужно и можно выиграть, — отметила она.

Также, по словам Оливии Пагани, для подбора правильного лечения необходимы высокотехнологическое оборудование и опять-таки обученные врачи. Важно проводить скрининг, помогающий выявлению рака на ранней стадии. Диагностика — обучение специалистов — лечение — все это одна цепочка.

— Женщины мало информированы и боятся маммографии из-за мифа, что якобы она облучает. Есть исследование, подтверждающее, что облучение от данной процедуры находится на втором месте снизу. Куда чаще это происходит от обыденных вещей: похода в горы, перелета в самолете и т. д., — заключила она.

Взявшая слово во время подведения итогов встречи специалист по доказательной медицине Минздрава Бермет Барыктабасова отметила, что политика здравоохранения не может формироваться без базовой медицинской информации. Без нее также трудно провести связь между медициной и населением.

— Онкология — классический пример на самом деле медицинских вмешательств. Только профессионализм врача без высокотехнологического оборудования и дорогих лекарств помочь не может. Понятно, что у государства свои задачи лечения рака молочной железы, у врачей свои. Однако мы не покрыли в стране базовый уровень потребности медицинской помощи, что необходимо сделать в первую очередь. И только после этого можно поднимать здравоохранение на более высокий уровень. Медицинская помощь должна контролироваться. Нам нужно четко знать, сколько стоят одна таблетка, курс лечения, каждый анализ. Во сколько все это в комплексе обойдется пациенту, больнице, министерству, государству. К примеру, один маммограф рассчитан на 200 тысяч снимков. И необходимо вести такой учет. Кроме того, вычислять женскую часть населения определенной местности, ее рисковую часть, делить ее на возрастные группы, — заключила она.

Справка

Согласно данным медицинской статистики в структуре онкологической заболеваемости, после рака молочной железы второе место занимает рак шейки матки, на третьем — рак желудка и на четвертом — рак легкого. По онкологической смертности рак молочной железы стоит на четвертом месте.

Учитывая высокие показатели заболеваемости, запущенности и смертности от рака молочной железы, в 2006 году при Национальном центре онкологии создан Маммологический центр, который является головным учреждением, координирующим профилактическую и лечебную работу по раку молочной железы.

С октября прошлого года Министерство здравоохранения, Швейцарская лига против рака, Европейская школа онкологии и общественный фонд «Эргене» подписали Протокол намерений и начали реализацию проекта SILK — Установление цифровой маммографии, улучшение услуг по здоровью молочной железы и налаживание сотрудничества в Кыргызстане».

У каждого партнера проекта SILK есть свои цели. У Европейской школы онкологии — сделать вклад в сокращение смертности от рака через курс «Обучение ради исцеления». Она также привлекает средства на закупку лабораторного оборудования и реактивов. Швейцарская лига против рака повышает стандарты маммографической диагностики рака в виде обучения рентгенологов и техников и привлекает инвесторов для приобретения современного рентгеноборудования.

Проект SILK осуществляется в Кыргызстане при поддержке общественного фонда «Эргене», который уже внедрил несколько подобных инициатив в регионе.

Аида ШИРИНОВА.






Добавить комментарий