Main Menu

По законам Гвардейских традиций

Вооруженные силы нашей страны строятся по бригадному принципу. Дивизия в Кыргызстане только одна, зато — Гвардейская! Это 8-я мотострелковая дивизия имени Ивана Васильевича Панфилова. Она пережила второе рождение в прошлом году. Президент страны Алмазбек Атамбаев мог с гордостью сообщить Владимиру Путину и Дмитрию Медведеву новость о том, что именно по его инициативе было решено восстановить легендарную войсковую часть.

Панфиловская дивизия была расформирована девять лет назад. Ветераны-панфиловцы, прошедшие под ее знаменами от стен Москвы до Прибалтики в боях с гитлеровцами, писали письма, выражали свое возмущение этим решением, но к их голосу не прислушались. В 2003 году их еще было около двух десятков. Сегодня оставшихся в живых можно пересчитать по пальцам одной руки. Но хотя бы им довелось увидеть при жизни, как возрождается славная дивизия.
«Мы все чувствуем, что служим в особой дивизии. И каждый офицер прибавляет к своему воинскому званию слово «гвардии», — рассказывает замкомандира Кой-Ташской мотострелковой бригады, входящей в состав Панфиловской дивизии, полковник Алмаз Сатаев. — Это, конечно, для каждого из нас большая честь».
На складах дивизии много боевой техники, находящейся на консервации, включая танки. В случае необходимости их можно будет бросить в бой. Основной парк машин, которые использует бригада, — БМП и БТР. Боевые машины Кой-Ташской бригады прошли парадным маршем по площади Ала-Тоо в прошлом году.
Как рассказал нам командир дивизии полковник Артур Темиров, бронетехника осталась со времен Советского Союза — восьмидесятых годов прошлого века. Но ее правильно и бережно обслуживают, и она вполне готова решать боевые задачи. А вот автопарк дивизии пополнился новыми машинами, в том числе квадрациклами, удобными для ведения боевых действий на пересеченной местности. Появилось и новое стрелковое вооружение.
Сейчас  Панфиловская дивизия укомплектована контрактниками примерно наполовину. Зарплата  в 8-10 тысяч сомов плюс зачисление на  все  виды довольствия (контрактников кормят, обмундировывают, лечат за счет государства и так далее) оказываются привлекательными  для немалой части молодых людей, уже отслуживших срочную. В дивизии  говорят  о  том, что  они  отбирают   наиболее подходящих кандидатов, проблем с пополнением нет.
Конечно, проблемы есть везде, и в Панфиловской дивизии, как и во всей армии, тоже. В том числе с обеспечением офицеров жильем. Но в течение последних двух лет они начали постепенно решаться. Повысился должностной оклад офицеров (а пенсию им будут впоследствии рассчитывать, исходя именно из должностного оклада, а не из каких-то других доплат). Совсем недавно в бишкекском микрорайоне «Джал» был заложен новый дом для офицеров Минобороны, в котором найдется место и для панфиловцев.
Интересно, что командование дивизией осуществляется как на государственном, так и на официальном языке. «Мы обычно, когда к нам приезжает руководство, ориентируемся на министра: если он заговорит на русском, то и мы дальше командуем на русском, если по-кыргызски,  то соответственно отдаем команды на государственном языке», — говорят офицеры.
Полковник Артур Темиров, комдив, русский знает блестяще — он не только учился в Московском суворовском училище, но и окончил Российскую академию Генерального штаба. Артур Маратович оказался в военном училище в выпуске, после которого уже не стало Советского Союза. «Я из последнего выпуска лейтенантов, которые ходили в гимнастерках цвета морской волны, — говорит он о себе. — У меня множество друзей в российских гарнизонах. И я уверен, что, если Кыргызстану когда-нибудь будет грозить военная опасность, мы встанем плечом к плечу с российской армией, нашим союзником по ОДКБ».
В Панфиловской дивизии он когда-то успел дослужиться до капитанских погон. А впоследствии приобрел уникальный боевой опыт в условиях высокогорной местности: во главе отряда спецназа МО «Скорпион»  преследовал в горах вторгшихся бандитов в ходе баткенских событий (в обе кампании — и 1999-го, и 2000 годов).
Чтобы новые вылазки экстремистов не застали врасплох кыргызстанских силовиков, дивизия проводит учения, на которых отрабатывает тактику антитеррористической борьбы. Крупные полевые учения по этой теме она провела в прошлом году совместно с россиянами. По тревоге с российской авиабазы в Канте были подняты в воздух самолеты, чтобы помочь обнаружить и локализовать условных террористов. По ним отработали мотострелки и разведчики, которым следовало постараться освободить взятых экстремистами условных заложников  живыми. Учения дали и россиянам, и кыргызстанцам важнейший опыт.
«Мы пока только начали обустраивать военный городок в Токмоке, переданный дивизии под штаб, — рассказывает гвардии полковник Темиров. — Раньше здесь стоял целый летный полк, а потом многие строения попросту остались заброшенными. Мы предполагаем перевести сюда части обеспечения, и тогда военный городок получит новую жизнь».
В расположении Кой-Ташской бригады заброшенных построек, конечно, нет. Казармы, столовая и прочие строения отремонтированы, на территории чисто. Но тем не менее все здания — постройки советского времени, включая боксы для боевой техники.
«Боксы стандартные, по всему Советскому Союзу были такие, — говорит полковник Алмаз Сатаев. — А я на них насмотрелся от Забайкалья до Приднестровья, покидала меня служба по разным гарнизонам. Я думаю, со временем наша материальная база обновится. Потому что воинская часть — Панфиловская дивизия — действительно уникальна. В СССР всего две дивизии были именные — имени Чапаева и имени Панфилова. Я думаю, что традиция сражаться с братьями по оружию плечом к плечу, защищая Родину, — это то, что мы должны всеми силами укреплять. В Панфиловской дивизии мы учим этому наших солдат на наглядных примерах».

Султан ДЖУМАКАДЫРОВ.
Фото Нины ГОРШКОВОЙ.

 






Добавить комментарий