Main Menu

Забытый Будда

С состоянием Краснореченского городища (руины средневекового города Навеката) ознакомилась на минувшей неделе группа парламентариев во главе с торага Жогорку Кенеша Асилбеком Жээнбековым в сопровождении министра культуры Ибрагима Жунусова. Автор этих строк также побывала в поездке и убедилась: проблем в сфере охраны объектов историко-культурного наследия Кыргызстана немало.

Возможность
Во время прошлогодней встречи в Токио японские депутаты из парламентской группы дружбы с Кыргызстаном расспрашивали меня о находящихся на нашей территории памятниках буддийской культуры, к которым относятся также городища Красная Речка (Невакет) и Ак-Бешим (Суяб). Разумеется, в этих объектах скрыты следы разных эпох и культур. Некогда они являлись политическими центрами Западно-тюркского и Тюргешского каганатов. Через них пролегал Великий Шелковый путь, проходили торговцы и миссионеры. Упоминаются они в древних источниках в связи с христианством, в них находили погребальные сосуды зороастрийцев. Но также они имеют большое значение для мирового буддизма, поскольку с ними связано имя буддийского монаха и путешественника Сюань Цзяня, побывавшего в этих местах и оставившего их описание в своих трудах. Кроме того, археологам удалось найти древние буддийские храмы и фрагменты скульптуры. Одна из статуй, так называемый спящий Будда, извлеченная из Краснореченского городища, находится в Эрмитаже в Санкт-Петербурге. В прошлом году российские археологи, раскопав нижнюю часть еще одной статуи, заявили, что она является самой большой из всех найденных в Средней Азии.
Интересно в этом смысле и городище Бурана (Баласагын), где ученые нашли маленькую бронзовую статуэтку бодхисатвы и статую из красного камня.
Японские парламентарии считают, что Кыргызстан мог бы привлекать туристов со всего мира на эти уникальные исторические объекты.
Недавно в Стране восходящего солнца побывали наши законодатели из группы дружбы с этой страной. Стоит отметить, что ее глава Карганбек Самаков поддержал номинацию эпоса «Манас» от Кыргызстана в Список Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО, выделив 10 тыс. долларов. А другие члены группы дружбы — Каныбек Иманалиев, инициировавший в прошлом году Закон «Об эпосе «Манас», и Каныбек Осмоналиев — входят в Жогорку Кенеше в Комитет по образованию, науке, культуре и спорту. Словом, это люди, неравнодушные к истории и культуре края и народа. После общения с японскими коллегами они по возвращении решили узнать о состоянии древних городищ.

Реальность
Увы, до туризма мирового уровня нам далеко. Раскопки на объектах, как известно, не завершены. Денег у государства нет. В 2004-2008  гг.  в рамках проекта «Сохранение участков Великого Шелкового пути в верховьях Чуйской долины» под эгидой ЮНЕСКО и при финансировании Японского трастового фонда проводились консервация, научное документирование, картографирование, зонирование. Наиболее крупные работы были выполнены на руинах второго буддийского храма городища Красная Речка: подлинные стены законсервированы, а местами возведены стены из реставрационного сырцового кирпича для зрительного восстановления пространства обходного коридора вокруг святилища. Над всем этим сооружено открытое по сторонам деревянное укрытие с металлической крышей.
Однако одной из главных целей проекта наряду с сохранением и использованием памятников было внесение их в Список Всемирного природного и культурного наследия ЮНЕСКО. На дворе уже 2012 год, городища все еще не номинированы в этот престижный международный реестр.
Прибыв на городище Красная Речка (так и просится именно этот предлог «на», ведь сами руины скрыты под холмами), мы первым делом взошли на цитадель. В глаза бросились пустые пластиковые бутылки и прочий мусор. У подножия холма специальный знак оповещал о том, что этот объект охраняется государством. Однако как именно он охраняется, осталось непонятным. Людей, похоже, это не останавливает. Прямо на вершине мы обнаружили баранью шкуру и остатки костра. Хорошо, что на растопку не пошли балки деревянного навеса, сооруженного над раскопанной частью древней кирпичной стены. А вот самой крыши уже нет. По словам сопровождавших нас ученых Асана Абетекова и Кубатбека Табалдиева, ее разобрали местные жители, растащив стройматериалы для собственных нужд. Теперь дождь, снег, ветер и солнце разрушают древние кирпичи.
Что кирпичи, когда сельчане бульдозерами сносят целые холмы, буквально недавно три из них сровняли с землей. А ведь под каждым — древние постройки. Историки посетовали, что чиновники разных уровней, внимание которых они пытались обратить на эту проблему, остались к обращениям равнодушны.
К несчастью, зачастую руины средневековых городов покоятся под частными усадьбами. К примеру, Новопокровское городище. Археологи по договоренности с владельцем участка исследуют подземные развалины. А над древним Невакетом пролегает автомобильная трасса.
Другой бедой являются так называемые черные кладоискатели, которые несанкционированно, неумело, грубо ведут свои раскопки, используя металлоискатели, извлекают остатки посуды, металлические изделия и другие артефакты. При этом проявляют они себя весьма агрессивно. «Мы с ними даже ругаться боимся», — сказал Кубатбек Табалдиев, добавив, что, к сожалению, в законодательстве не предусмотрено ни административного, ни уголовного наказания за подобные варварство и хищение.
На мой вопрос, имеет ли смысл выставлять у таких объектов охрану, историки заявили, что особого результата это не даст: «Милиция сама начнет крышевать их незаконные раскопки». А Асан Кемелович рассказал, как после реставрации гробницы дочери эмира Абука — Кянизяк-хатун, более известной в народе как кумбез Манаса, старик-смотритель отколупывал кусочки реставрационного кирпича и продавал паломникам, утверждая, что он обладает целительной силой.
По мнению Кубатбека Табалдиева, само местное население могло бы охранять такие памятники, будь у них понимание необходимости этого. Нужно пропагандировать уважение к историко-культурному наследию, считает он, может быть, даже ввести специальные часы в школьную программу. И на самом деле, среди сельчан встречаются люди, не просто интересующиеся стариной, но и заботящиеся о памятниках. Например, Олжобай Сагынбаев из села Туура-Суу Иссык-Кульской области.
…От цитадели мы переместились к так называемому второму буддийскому храму. Недалеко сельчане пасли коров и с любопытством наблюдали за делегацией. Охранный знак, мусор и следы  запустения были и здесь. Калитка ограды сорвана, часть крыши отсутствует, стены, возведенные в 2000-х годах в рамках проекта ЮНЕСКО, разрушаются. По словам директора НИПИ «Кыргызреставрация» Джумамеделя Иманкулова, такой обвал происходит скорее всего  от того, что по стене лазают местные жители. Что касается навеса, то часть его сорвало в 2008 году ураганом. МЧС тогда заявило, что восстановление историко-культурных объектов — не в их компетенции, они занимаются только социальными объектами. Денег государство на восстановление не выделило, так и стоит древнее святилище, заносимое снегами, омываемое дождями. И только прямо по центру у стены пробивается маленькое деревце, словно символ надежды… Джумамедель Иманкулов говорит, для того чтобы привести территорию в порядок, крышу залатать, нужно порядка 70 тыс. сомов. Карганбек Самаков пообещал помочь, попросил только выслать ему смету расходов. Он и другие его коллеги вызвались выделить 6,5 тыс. долларов, необходимых для подготовки номинации городищ в Список Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО. Во всяком случае, торага, услышав от специалиста по программам культуры секретариата Нацкомиссии КР по делам ЮНЕСКО Сабиры Солтонгельдиевой сумму, заявил: «Не проблема!». Таким образом, и впрямь появилась надежда, что дело сдвинется с мертвой точки.
Вообще, выслушав ученых Бакыт Аманбаеву, Асана Абетекова, Кубатбека Табалдиева, архитектора Джумамеделя Иманкулова, спикер Асилбек Жээнбеков высказался в том духе, что нужна специальная государственная программа сохранения и использования объектов историко-культурного наследия, его пропаганды.

А что же Будда?
О судьбе спящего Будды подробно поведал заслуженный деятель культуры КР, археолог, историк культуры Асан Абетеков. Найдена она была в 1963 году в Невакете археологами во главе с П. Кожемяко и отправлена в Эрмитаж для восстановления. Первоначальный размер статуи предположительно 8 м, но найденная часть — около 5 м. В 1994 году Асан Кемелович стал добиваться ее возвращения в Кыргызстан. К тому времени отношения между независимыми государствами и их культурными институтами стали иными. Правительство в лице Феликса Кулова обращалось в Москву с просьбой о возврате, ответ был получен положительный, только и требовалось, что отправить в командировку двух-трех человек за ней, да пока в Минкультуры раскачались, ситуация изменилась. И сейчас Эрмитаж готов вернуть статую, да у нас воли не хватает.
Вообще же, по словам Асана Кемеловича, в бывших союзных, а теперь независимых государствах находится около 80 вещей, найденных когда-то в Киргизии.

Вопросы
Красная Речка, Ак-Бешим и Бурана — это настоящий историко-туристический Клондайк для нас. Ведь к ним могли бы потянуться не только путешественники, но и паломники. Можно разработать специальный маршрут по «буддийским» местам: от городищ Чуйской области к Тамге на берегу Иссык-Куля, где есть так называемые камни Будды. Асан Абетеков и Кубатбек Табалдиев подтвердили, что такие камни с изображением бодхисатвы действительно являются памятниками буддийской культуры.
Но где гарантия, что мы, раскопав и открыв миру наши городища, сможем сберечь их?
После поездки, увидев их состояние, я укрепилась во мнении, что лучше бы спящему Будде продолжать находиться в Эрмитаже. Помните, как 7-8 апреля 2010 года разнесся слух, будто мародеры ограбили музей ИЗО? Слава Богу, этого не случилось. Но в случае чего кто и что смогло бы им помешать? Ведь у нас есть примеры других стран: разграбление мародерами музеев в Каире, Багдаде, разрушение талибами статуи Будды в Афганистане…
Отношение к историко-культурному наследию в Кыргызстане удручает. Сколько времени люди, болеющие за историю и культуру страны, пытаются привлечь внимание к памятникам относительно «молодым»: Кузнечной крепости, дому Терентьева в Бишкеке! Сколько образцов стилевой архитектуры середины прошлого века безжалостно изуродовано, а то и вовсе снесено! Конечно, это постройки недавнего времени и, наверное, на взгляд некоторых, особой ценности не представляют. Но вы можете представить себе Прагу, Лондон или другие европейские города без старых улочек, двухэтажных домов со шпилями и башенками? Наши парламентарии в ходе визита в Японию посетили также префектуру Киото. И там, наверное, увидели, как берегут японцы свои исторические объекты, как тщательно стараются сохранить национально-исторический колорит города Киото. И ведь именно он привлекает туристов со всего мира!
Что касается археологических объектов, то в одной только Чуйской долине, по данным археологов, есть 18-20 крупных городищ, не говоря обо всей стране. Меценатов, которые бы поддержали их изучение и благоустройство, нет. Правда, Аскар Салымбеков помог обустроить для приема гостей территорию городища Кошой-Коргон (Ат-Башы), отметил Кубатбек Табалдиев.
А что нам даст включение городищ Красная Речка, Ак-Бешим и Бурана в список ЮНЕСКО? После того как в него была вписана гора Сулайман-Тоо, государство не выделило ни тыйына на охрану этого памятника, так что нам недолго снова «вылететь» из реестра. Кстати, наш долг перед регулярным фондом ЮНЕСКО составляет 800 тыс. долларов. Помимо этого, Кыргызстан умудрился три года не платить ежегодный взнос в Фонд вемирного наследия, составляющий смехотворную сумму — 33 доллара (ныне благодаря Карганбеку Самакову эта задолженность погашена).
Да, нам все это необходимо — и возврат сокровищ, и продолжение раскопок, и включение в Список ЮНЕСКО, но мы должны понимать и всю степень ответственности за древние ценности, которые являются не только собственностью Кыргызстана, но и действительно общечеловеческим наследием.

Алия МОЛДАЛИЕВА.
Фото автора.






Добавить комментарий