Main Menu

Как умудриться чистой воды напиться

Или о насущной проблеме курортной зоны, которая тянется без конца

Недавно сотрудники омбудсмена провели в Иссык-Кульской области мониторинг соблюдения прав граждан на доступ к чистой питьевой воде и… обомлели — ситуация критическая…

В ИССЫК-КУЛЬСКОМ РАЙОНЕ хронически не хватает питьевой воды в селе Булан-Соготу, в которое вода поступает из резервуара санатория «Аврора», причем круглогодично, так как санаторий действует и в зимний сезон. Ежедневно жителям Семеновки с шести часов вечера воду отключают вовсе, до 9 утра. В селе Ырдык Джеты-Огузского района чистой воды практически не существует — жители, а здесь их насчитывается 700 семей, берут ее из арыков. В центре этого района — селе Кызыл-Суу — вода хоть и течет из кранов, но настолько грязная, что мало отличается от арычной. Чрезвычайно остро стоит проблема питьевой воды и в селе Боконбаево — центре Тонского района с населением более 15 тысяч человек. На все село имеется четыре точки, где возможно получить воду, но и они часто пересыхают. Что особенно шокировало правозащитников, из этих же источников потребляют воду животные, а жители, живущие поблизости, здесь же стирают белье, моют автомобили.

Появилась надежда на чистую воду у корумдинцев (Иссык-Кульский район), где в настоящее время работает проект, финансируемый швейцарской организацией «Хельветас» на общую сумму 5 млн. сомов. На поступившие первым траншем 1,6 млн. сомов прокладывается водопроводная сеть длиной 6 км.

Во всех прочих случаях вариантов нет. Жители поголовно жалуются на равнодушие местных властей к данной проблеме. А в Боконбаево еще и обвиняют руководство администрации в… как это назвать? В общем, деньги на прокладку водопровода с народа собрали, а результата нет, то есть никаких работ не проведено, а деньги неизвестно куда пропали.

Единственный выход, к которому вынуждены прибегать сельчане, — это создание некоторого запаса воды для собственных бытовых нужд. Иногда к источнику приходится добираться за несколько километров, а собственный автомобиль в селе — редкость. Зачастую люди кооперируются и на одной машине пытаются доставить питьевую воду сразу на несколько подворий. Некоторые ходят к источнику пешком, с тележкой для фляги. Обычно эту функцию выполняют дети. Но много ли натаскаешь таким образом? К тому же качество этой воды оставляет желать лучшего, особенно после дождя она не просто мутная, а грязная.

И самое неприятное во всей этой истории, что за такую воду (или полное ее отсутствие) на подворья аккуратно приходят счета от администрации. Причем такая ситуация наблюдается в Иссык-Кульской области все годы независимости.

В прошлом году бывший полпред правительства в Иссык-Кульской области Асхат Акибаев отрапортовал, что «в результате большой работы по обеспечению населения чистой питьевой водой» 130 тысяч иссыккульцев получили ее в дома и на подворья. «Реализация проектов по сельскому водоснабжению проводится из средств республиканского бюджета и при поддержке донорских организаций. Так, в настоящее время проводятся работы по бурению скважин в районах области. Из средств республиканского бюджета при участии международных организаций в 72 селах области уже введены в эксплуатацию водопроводы, отремонтировано более 356 км водопроводных линий, построено более 198 км; полностью восстановлено 1 690 водозаборных колонок и установлено 956 новых», — уверял он и обещал, что данная работа продлится и в этом году. Но год уже перевалил на вторую половину, руководство области сменилось, и по части чистой воды мы пока получили только итоги омбудсменовского мониторинга. Хотя совершенно очевидно, что ситуацию необходимо менять экстренно — об этом постоянно напоминают санитарные службы области, обещающие всяческие инфекционные вспышки. А люди по-прежнему пьют грязную воду, не имея возможности постирать одежду, помыться. Таковы реалии курортной зоны страны.

ЖАЛЬ, ЧТО ПРАВОЗАЩИТНИКИ не промониторили заодно и областной центр — Каракол. Потому что ситуация с чистой питьевой водой здесь не лучше, а, возможно, еще хуже, так как вода в водопроводах вроде есть, но качество ее не выдерживает никакой критики. Особенно после дождя из кранов льется настоящая грязь. А если горожане устанавливают фильтры, то менять картриджи приходится ежемесячно.

Недавно на эту проблему обратил внимание и депутат ЖК Дастан Бекешев, записав на своей страничке в соцсети сакраментальное: «В городе Караколе вода по-прежнему не питьевая». Парламентарий признается, что к данной проблеме по многочисленным жалобам и запросам каракольских избирателей обращался уже не раз. Госагентство архитектуры, строительства и жилищно-коммунального хозяйства при правительстве страны его заверило, что система питьевого водоснабжения в курортном центре в настоящее время восстанавливается в рамках проектов «Устойчивое развитие Иссык-Куля», запущенного Азиатским банком развития, и «Реабилитация системы питьевого водоснабжения города Каракола», финансируемого правительством Швейцарии, первая фаза которого завершена еще в сентябре 2014 года.

Кстати, реализация швейцарского проекта началась еще в 2005 году. По данным Минфина, общая стоимость работ — 13,878 млн. швейцарских франков, или 519,558 млн. сомов. Причем большую часть средств — 12,877 млн. франков предоставила швейцарская сторона. Доля правительства страны и мэрии города скромнее — по 0,5 млн. франков. Деньги, как видим, внушительные, и, как уверяют власти, они потрачены именно на улучшение качества питьевой воды. Но достаточно открыть кран в любой квартире или доме, и вы убедитесь, что результат от этих затрат нулевой!

Скажу более, за годы независимости в областном центре Прииссыккулья постоянно реализуются дорогостоящие проекты по улучшению работы местного «Водоканала» и всей водопроводной сети, направленные на качественное улучшение того, что течет из здешних кранов. По количеству затраченных средств это уже должен быть золотой поток. Но, увы, кроме грязи — ничего нового. Создается устойчивое впечатление, что упомянутые солидные цифры «затрат» направляются по совершенно иным направлениям, только не на пользу горожан. Вот и депутат констатирует: «Несмотря на такие внушительные суммы, потраченные на улучшение водопроводной инфраструктуры, большая часть Каракола продолжает пользоваться некачественной питьевой водой, особенно обеспокоены жители многоквартирных домов, которые опасаются потенциального риска заражения инфекционными заболеваниями». И в этом с ним не поспоришь.

Между тем, как утверждают специалисты, вода в город поступает из водоочистного сооружения, расположенного в районе ТЭЦ. «Это объект с современным импортным оборудованием, обустроенный в полном соответствии с упомянутым швейцарским проектом», — читаем в местной газете «Вести Иссык-Куля». Вода из рек Караколки и Кашка-Суу поступает в пруд-отстойник, где проходит первичную обработку. Затем поступает в два резервуара, где и завершается процесс очистки путем фильтрации с применением реагентов и хлорирования. Пропускная способность водоочистного сооружения — 20 тысяч кубометров в сутки. На каком этапе в сети попадает неотфильтрованная вода, непонятно. Специалисты «Водоканала» бьют себя в грудь, утверждая, что такого не может быть никогда. Однако подхожу к крану и убеждаюсь, что из него опять льется жидкая грязь — сегодня был сильный дождь. Теперь нужна по меньшей мере неделя хорошей погоды, чтобы вода не давала жуткого осадка, в котором свободно «читаются» песок, комки грязи, мельчайшие водоросли и… смотреть в микроскоп боюсь, чтобы не убедиться, что многое из «примесей» весьма активно двигается.

Для сведения — всего в Караколе 18 860 пользователей питьевой воды, из которых 13 тысяч проживают в частном секторе. В сутки норма потребления составляет 18 тысяч кубометров воды. Но, как утверждают специалисты «Водоканала», некоторые частники пускают чистую воду на полив приусадебных садов и огородов. Таким образом, потребление возрастает до 65 тысяч кубометров. То есть в 3,6 раза больше планового. Поэтому, дескать, фильтры не успевают очищать столь мощный объем воды и часть ее подается в обход их. Надо понимать, видимо, что периодически работники предприятия просто отключают фильтры и подают воду из Караколки без всякой фильтрации и очистки. И, похоже, делают они это чуть ли не постоянно. Во всяком случае, это предположение полностью соответствует качеству воды, поставляемой потребителям.

Кстати, грязная вода — это не единственная проблема каракольцев, во многих домах она еще и едва течет. Правда, работники «Водоканала» утверждают: дескать, потребители сами виноваты, что напор в трубах слабый. И опять потому, что летом очень многие частники поливают огороды. Но ведь и зимой напор так же слаб. На это тоже есть ответ: оказывается, эти же частники оставляют незакрытой воду в банях, на кухнях, в тех же огородах, чтобы, значит, водопроводные сети не перемерзали. В общем, у них на все есть ответ. Вот только объяснения эти слишком наивные, чтобы им верить.

Сегодня на балансе каракольского «Водоканала» находятся два водозабора — «Караколка» и «Кашка-Суу», насосные станции «Восход», «Аэропорт», «Западная», две перекачивающие станции «Кустарная» и «Парковая», водоочистные сооружения. Кроме областного центра, предприятием обслуживаются близлежащие населенные пункты — Жолголот и Пристань-Пржевальск. Общая протяженность водопроводных сетей -196 километров и плюс 70 километров на Пристани. Изношенность их стопроцентная, к тому же все они заилены. Правда, в рамках швейцарского проекта часть труб поменяли. Кроме того, на предприятии имеется так называемая сертификационная лаборатория, в которой, как утверждают, качество воды проверяется по 50 параметрам. То есть вода в наших домах должна быть просто идеальной. Но увы. Работники «Водоканала» утверждают, что причина плохой воды в кранах кроется в так называемом «вторичном загрязнении». Проще говоря, из-за изношенности труб и, например, попадания грязи при открытии-закрытии задвижек, проведении ремонтных работ. И опять — многие годы в городе проводятся дорогостоящие проекты по обновлению сети, а система в принципе не меняется.

Давняя мечта водоканальщиков — повальная установка водомеров в квартирах потребителей. Прежде всего для того, чтобы вывести предприятие на окупаемость, а не ради облегчения жизни потребителей. Кое-где в городе водомеры даже установили. Но вот незадача: эти приборы работают только там, где протекает чистая вода, — это главное техническое требование. И вот тут спецы стеснительно признали, что в каракольской воде «есть примеси». Кстати, в концепции «Водоканала» еще в 2013 году был пункт об установке 29 тысяч водомеров. А стало быть, планировалось повысить качество воды. Однако с тех пор прошло уже немало времени, а водомеров нет как нет. Ну и вода течет соответствующая. По данным мониторинговых служб, показатель мутности воды, поступающей в водопроводную сеть Каракола, последние несколько лет превышает норму в 200-300 раз!

Вопрос качества питьевой воды неоднократно обсуждался на самых разных уровнях — от городской мэрии до правительства. Результат нулевой!

Сейчас, как оказалось, каракольская мэрия ведет переговоры с правительством Швейцарской Конфедерации SECO о продлении действия проекта «Реабилитация системы питьевого водоснабжения города Каракола». Вот только есть ли в этом практический смысл, если какие-то этапы проекта уже два года как реализованы, а качество воды нисколько не улучшилось?

Татьяна ПОПОВА.






Добавить комментарий