Main Menu

Великий Шелковый путь как предчувствие, или Новые «сказки Шахерезады»…

Великий Шелковый путь как предчувствие

В начале недели в Пекине прошел международный форум высокого уровня «Один пояс — один путь», на котором предметно и глубоко рассматривались проекты «Экономический пояс Шелкового пути» и «Морской путь ХХI века». В работе форума приняли участие высшее руководство 28 стран, главы государств и правительств, руководители крупнейших международных организаций. Общее количество участников превысило тысячу человек. Это, пожалуй, первое столь масштабное обсуждение темы, доказывающее ее важность и злободневность для большинства жителей планеты. Поэтому подробности этого грандиозного проекта, которые мы узнали в ходе встречи руководителей СМИ, сегодня как нельзя кстати.

КИТАЙСКИЕ «КОРИДОРЫ»

Великий Шелковый путь как предчувствиеУглубляясь в конкретику грандиозного плана, все больше поражаешься его масштабности и поистине гигантскому охвату народов и стран, которых ЭПШП так или иначе коснется. Ведь в первую очередь он предусматривает создание огромных коридоров экономического взаимодействия, этакого континентального моста между Китаем и Большой Европой, включая Россию. Что потребует и организации транспортно-логистических центров в Лондоне, Санкт-Петербурге, Риге, Афинах, Триесте и других европейских портах. В проекте разработано множество коммуникационных направлений, в том числе: Китай — Большая Европа с Россией, Китай — российский Дальний Восток, Китай — Монголия — Россия, Китай — Центральная Азия, Китай — Западная Азия через Иран и Южный Кавказ, Китай — Таджикистан -Иран, Китай — Пакистан, Китай — Мьянма — Бангладеш — Индия, Китай — Индокитай… И это далеко не весь перечень.

Из западных направлений главными считаются маршруты, пролегающие через страны Евразийского экономического союза (Россию, Беларусь, Армению, Казахстан, Кыргызстан), Иран и Турцию. Кстати, КНР рассматривает ЕАЭС как часть своего проекта ЭПШП, и этот аспект внушает оптимизм — на сегодняшний день Китай выглядит солидным гарантом, что экономический альянс соседей по СНГ может иметь реальные перспективы, включив свою инфраструктуру и торговые площадки в схему Великого Шелкового пути. Кстати, тут и нашей стране есть что предложить: на древних картах Иссык-Куль обозначен неким оазисом на пути караванов. Хорошо бы вернуть и это значение нашей высокогорной здравнице.

Северный коридор предполагает соединить Китай железнодорожным маршрутом через Оренбург (Россия) с крупнейшими портами Балтики — Санкт-Петербургом и Ригой. Отсюда западная ветвь пройдет через Беларусь и Варшаву к Берлину. Протяженность этого коридора составит 8,5 тысячи км. Проект станет мостом сотрудничества между Азиатско-Тихоокеанским и Европейским экономическими кольцами и будет направлен на развитие не только западных регионов Китая, но и стран, сопредельных Великому Шелковому пути. В этом смысле уже началась реализация проекта, связанного со строительством высокоскоростной железнодорожной магистрали Москва — Пекин; усиливается двустороннее сотрудничество с казахстанской стратегией «Светлый путь»; начинается строительство скоростных дорог и трубопроводов, реализация инвестиционных проектов для освоения крупных месторождений природных ресурсов.

Достаточно глубоко интегрируется в ЭПШП и проект «Степной путь», разработанный в Улан-Баторе и нацеленный на создание разветвленной инфраструктуры, соединяющей Монголию с Китаем и Россией. В частности, сюда входит строительство транзитных нефтегазопроводов, высокоскоростной автомагистрали протяженностью 997 км и 1100-километровой электрифицированной железной дороги, которые соединят Китай с Россией.

О Монголии хотелось бы поговорить подробнее, поскольку и при СССР она находилась вроде как на задворках социалистического лагеря, и сейчас о ней очень мало слышно. А между тем эта страна с населением всего 3,2 млн. человек, половина которого проживает в столице — Улан-Баторе, чрезвычайно богата медью, золотом, ураном, редкоземельными металлами и другими ресурсами. Благодаря этому горнодобывающая промышленность стала локомотивом экономики, превратила ранее аграрную Монголию в весьма перспективный индустриальный сектор интеграции. К слову, общая стоимость монгольского потенциала от разработок выше-упомянутых месторождений колеблется в пределах $2,75 трлн. Только это дает стране реальный шанс экономического подъема. Плюс возможности транзитных услуг, получаемых в рамках проекта Великого Шелкового пути… Аналитики весьма комплиментарно отзываются об экономическом будущем ближайшей соседки Поднебесной.

Для выхода к Индийскому океану — в страны АСЕАН, Южной и Юго-Восточной Азии — начата реализация глобального транспортного коридора Бангладеш — Китай — Индия — Мьянма (BCIM). И этому уже было посвящено координационное заседание в столице южнокитайской провинции Юньнань — Куньмине в 2013 году. И, казалось, создание данного коридора тоже вполне реально. Однако демонстративное отсутствие индийской делегации на пекинском форуме высоких представителей «Один пояс — один путь», прошедшем на днях, позволяет предполагать, что данная часть проекта застопорилась.

Но значит ли это, что сам проект под угрозой? Вовсе нет. Противоречия скорее политического, чем экономического свойства, имеющиеся между Пекином и Дели, будем надеяться, разрешатся рано или поздно. Более того, от того, что нынешнее индийское руководство проявляет столь резкую «принципиальность» и дистанцируется от глобальной интеграции, больше теряет Индия, а не проект. Тем более что это вовсе не абстрактные планы, схемы и «протоколы о намерениях» — уже сегодня общий объем инвестиций (преимущественно китайских) составляет $50 млрд.

И в этой связи нельзя обойти молчанием гуманитарную составляющую китайского проекта ЭПШП, которую вторая экономика мира демонстрирует всему человечеству. В то время как «первая экономика», используя стратегию огня и меча, строит однополярный мир, имея целью не только единоличное господство, но и перераспределение ресурсов Ближнего Востока, цементируя под себя установившуюся «ось силы», Китай дает реальную возможность странам, сопряженным с Великим Шелковым путем, развиваться — экономически, социально, политически. А укрепляющийся альянс Поднебесной с Россией, сумевшей преобразовать многолетние западные санкции в стимул для экономического подъема, дают понимание, что смещение «оси силы» с Запада на Восток вполне реально. С политической точки зрения это уже продемонстрировала нам прошлогодняя встреча Большой двадцатки в Ланджоу и, хочется верить, подтвердят результаты пекинского форума.

ГОРОДА-ПРИЗРАКИ

Великий Шелковый путь как предчувствие
Китайский город-призрак

Когда сравниваешь Китай с любой другой страной мира, то, кроме, так сказать, демографической мощи, необходимо учитывать и масштабы Поднебесной. В этом смысле более всего подходит Россия с ее необозримыми просторами. Так вот, российский город с миллионным населением — это приблизительно то же, что для Китая город с 10 миллионами. Кроме того, в Китае больше христиан, чем в Италии с ее «колыбелью» Ватиканом — 40 млн. протестантов и 14 млн. католиков. История Китая — это многовековое накопление личного опыта народа, перемешанное с благодатным для себя использованием той мистической составляющей, которой, скажем, в Европе отличались язычники и которую под корень вырубили мечи крестоносцев. Китай — это не просто государство, это страна-цивилизация, которую корректнее сравнивать именно с цивилизациями, а не с отдельными странами.

Тем не менее она хоть и лучше защищена, но тоже не ограждена полностью от событий, происходящих в мире. Вот и нынешний экономический кризис ее не обошел стороной. Вспомним, Соединенные Штаты выходили из Великой депрессии посредством строительства дорог. Россия, окруженная санкциями, поставила перед собой планы замены ветхого жилья, а параллельно построила огромный спортивный комплекс и провела Олимпийские игры, а сейчас готовится к чемпионату мира по футболу! Китайский бизнес — не такой пафосный, куда более рациональный, чтобы избежать банкротства, перераспределяет капиталы в недвижимость.

Великий Шелковый путь как предчувствие
Китайский город-призрак

Точнее, на протяжении последнего десятилетия коммунистический Китай строит города, так сказать, впрок, «утилизируя» таким образом свободные финансы, образовавшиеся от торгового профицита, иностранных инвестиций и недооценки юаня.

Строительный бум виден и на синьцзянском рынке недвижимости. Как грибы растут жилые районы с небоскребами, административными зданиями, супермаркетами, театрами, музеями, автострадами, спортивными комплексами, парками… Таинственными исполинами выглядят они в туманной дымке горизонта, немного пугая своими пустыми окнами-бойницами. Но это пока в них никто не живет. Говорят, в общей сложности по стране пустующий жилой фонд составляет 25-30 процентов и рассчитан на 65 миллионов жителей. Представьте, на эту пустующую площадь можно легко переселить весь народ Украины, Молдовы, Беларуси, стран Балтии — всех вместе! И скажите после этого, что не впечатлились.

Однако рассматривать данный факт как переизбыток недвижимости было бы ошибочным: строительство новых городов и огромных жилых массивов полностью подчинено тектоническим сдвигам в экономике, которые сулит суперпроект Экономического пояса Шелкового пути. Завидная основательность: сначала организовывается социальная инфраструктура, а потом в нее входят конкретные люди, нацеленные на реализацию глобальных планов «китайской мечты». И эта мечта поистине грандиозна: создание среднезажиточного общества, которое и должно провозгласить эпоху мирового лидерства страны в рамках геополитической стратегии «иди вовне». Города-призраки в этой связи — этакие форпосты внутри страны, и уже в ближайшем будущем они станут своеобразными полюсами экономического и технологического развития. И они уже заполняются: еще недавно шанхайский район Пудун тоже назывался призраком, а сегодня в нем проживает 5,5 млн. человек, которые и строят первые ступеньки к заветной мечте.

Уже можно констатировать, что вторая экономическая сверхдержава начала крупномасштабное мирное наступление на евразийском континенте и вынуждена отойти от привычной геополитики «искусно не высовываться». С 16 ноября 2016 года юань стал мировой резервной валютой, и почти сразу Пекин предложил миру грандиозный суперпроект Нового Шелкового пути, который по масштабам превышает все, что было в истории человечества. Кстати, в отличие от древнего Шелкового пути он охватывает Большую Евразию от Лондона до Шанхая.

ХАМИ — ОАЗИС ПУСТЫНИ

Великий Шелковый путь как предчувствие
Хамийский оазис на Великом Шелковом пути

Хами — красивейший городок Баркал-Казахского автономного уезда СУАР, имеющий настолько древнюю историю, что иногда кажется, будто это глаз веков, смотрящий на наш сегодняшний мир с пониманием того, как он возник. По меркам Китая сегодняшний Хами, или Комул, как его еще называют, имеет вместе с окраинными предместьями весьма незначительную численность населения — всего около 300 тысяч. Коренные жители города — потомки древних уйгуров, смешавшиеся со временем с монголами и выходцами из Туркестана. По вероисповеданию все они — магометане. Сами себя называют таранча. Среди китайцев же они известны как чан-ту. Но гораздо чаще этот народ называют хой-хой, как и всех мусульман Китая.

Хами расположен в северо-западной части страны, на территории Хамийской котловины, издревле считавшейся оазисом в пустыне и одним из древнейших транспортных узлов на Великом Шелковом пути, крайним восточным пунктом той группы оазисов, которые тянулись вдоль северной и южной подошв Тянь-Шаня. Кстати, одним из таких оазисов была тогда и Иссык-Кульская котловина с великолепной горной жемчужиной — Иссык-Кулем. Такая же группа оазисов располагалась на западном подножии Памира и прерывистой цепью тянулась вдоль всей северной гряды Тибетского нагорья. Эти райские уголки в безжизненной громаде центральноазиатской пустыни не только давали отдых путникам, но и привлекали к оседлой жизни земледельцев, которые действительно поселились здесь с незапамятных времен.

Кумульский некрополь

В результате изучения раскопок двухсот семнадцати древних поселений историки и археологи пришли к выводу, что люди начали заселять эту местность еще в эпоху мезолита. Уже в древние времена человек оценил в этих землях достаток воды, богатую растительность, природные условия и выгодное географическое расположение. Согласно историческим данным, Хами уже в семьдесят третьем году до нашей эры служил центром района Ихэ. В эпоху правления династии Восточная Хань поселенцы уже встречали путешественников и торговцев, следовавших по Великому Шелковому пути. С началом эпохи Северной Вэй, в конце четвертого столетия, город начинает быстро разрастаться. Во времена династии Тань Хами превращается в центр торговли, а различные уезды и даже царства платят ему дань. В начале пятого столетия возле поселения была построена одноименная крепость, раскопки которой ярко свидетельствуют о большом стратегическом значении Хами на Великом Шелковом пути. Отсюда лежал путь в Синьцзян через Дуньхуан (провинция Ганьсу). Долгое время именно эта караванная тропа считалась единственной дорогой на Запад.

О том, что Хами имеет тысячелетнюю историю, свидетельствует и древний погребальный комплекс, расположенный в 100 км к югу и называемый Кумульским некрополем. Археологи считают, что этому захоронению не менее трех тысяч лет. Его территория составляет 10 тысяч квадратных метров, и, возможно, это не предел, так как раскопки еще продолжаются. Особенностью некрополя является жертвенный алтарь, что совершенно необычно для Китая. Кроме того, могилы расположены в нетипичной близости друг от друга. На сегодня отрыто около 150 гробниц, в которых найдено огромное число свидетельств прошлого — домашняя утварь из дерева и железа, украшения из камня, бронзы, кости. В некоторых гробницах найдено оружие. Все это дает представление о людях, живших в этих местах несколько тысячелетий назад. Ученые утверждают, что некрополь относится к неизвестной культуре раннего железного века, которая существовала на территории Китая в I тысячелетии до нашей эры. Об этом же говорят и способ захоронения, погребальные традиции, не характерные для китайской культуры.

Кумульский некрополь — это действительно уникальное место. Нигде в Китае нет подобного захоронения. И, кстати, оно является такой же загадкой, как и 10 мумий «поющих мертвецов», о которых я писала в предыдущем номере. Очевидно, что эта древняя земля еще полна тайн, разгадка которых пока впереди. Одно совершенно очевидно: для древних людей Хами (Кумул) имел не только стратегический, но и сакральный смысл.

Великий Шелковый путь как предчувствие
Так выглядит современный Хами

Да и в наши дни он сохраняет свою значимость — через Хами проходит Ланьчжоу-Синьцзянская железная дорога и именно здесь сейчас заканчивается строительство огромного по размерам второго евразийского моста. Кроме того, за городом закрепился статус важнейшего транспортного узла на трассе Годао 312.

Являясь центром сельскохозяйственного района, Хами развивается, и, так как это индустриальный город, здесь успешно работает металлургический завод, высокими темпами идет добыча железной руды и каменного угля. Район вообще очень богат полезными ископаемыми: здесь также добывают нефть, золото, титан, ванадий, марганец, никель, соль. Кроме того, существенная доля в этом списке приходится и на добычу драгоценных камней. Успешно развивается и промышленность, представленная химической, сталелитейной, текстильной отраслями, электроэнергетикой.

И еще один факт: Хами славится своими удивительными дынями. Говорят, что слаще и ароматнее их просто нет на свете. Местные дыни испокон веков были предметом экспорта. Даже в те времена, когда верблюжьи караваны проводили в пути немалое время, путников обязательно снабжали ароматными продуктами, которые облегчали им тяготы дальнего пути. Кроме того, утверждают, что именно дыни в далекие времена принесли городу и славу, и немалый капитал. Хаминцы отдали дань этой сельскохозяйственной культуре, увековечив дыню в памятнике, установленном в центре города. К сожалению, нам не удалось отведать это знаменитое кушанье — для дынь еще не сезон. Ничего, будет лишний повод вернуться.

Татьяна ПОПОВА,

Урумчи — Хами, СУАР.

(Продолжение следует.)



« (Previous News)



Добавить комментарий