Main Menu

В ОГНЕ НЕ ГОРИТ И В ВОДЕ НЕ ТОНЕТ

(Окончание. Нач. в № 38
от 10 апреля 2012 г.)

В прошедшую пятницу председатель ГСИН Ш. Байзаков освобожден от должности. Главным аргументом для принятия премьер-министром решения  послужил побег из колонии-поселения брата беглого президента Акмата Бакиева. О. Бабанов предупреждал главу службы, чтобы нерядовому осужденному обеспечили надлежащую охрану. Но тот требование премьера проигнорировал.


Однако  помимо этого вопиющего факта Байзаков тщательно скрывал от работодателя массу других, которые неизбежно вели к краху его карьеры. Почти за два года работы он так и не приступил к исполнению своих прямых функций по решению стоящих перед УИС задач. Все, что он делал, привело к развалу системы, даже щедрая раздача должностей, званий, ведомственных медалей не способствовала повышению ответственности, укреплению дисциплины среди подчиненных.  Он постоянно вводил общественность в заблуждение, рассказывая в многочисленных интервью и на пресс-конференциях о борьбе с коррумпированными начальниками учреждений. При этом умалчивал, что сам же их назначил.
Например, Байзаков утверждал, что колонии заполонили проститутки. Но проверка показала, что женщины, которых он имел в виду, — родственницы осужденных. Или заявлял, что в ходе рейдов изъяты килограммы наркотиков. На самом деле только однажды якобы перекинули в зону шприц с наркотиком. А сообщение, что ежемесячно в «общак» поступает от $180 до $210 тысяч, буквально потрясло общественность. Тогда как по документам проходит около 270 сомов и 30 телефонов. «Напрашивается вывод: или Байзаков снова врет, или деньги идут в его карман», — заключил на одном из заседаний парламента депутат Жогорку Кенеша Токон Мамытов.
Байзаков и сегодня продолжает рассказывать байки про борьбу с коррупцией, про то, как ему дали по рукам коррумпированные нардепы. Это вполне в его натуре. Ну а мы продолжим «кадровую» тему, начатую в прошлом номере газеты.

Факт четвертый
Кадры из заначки

Байзаков постоянно проявлял оригинальность в расстановке кадров. Без каких-либо юридических оснований освободил от занимаемой должности командира отряда специального назначения «Омега» Р. Жакыпова, вместо него назначил К. Наматбекова. Последний занимал эту должность до 2010 года. А уволен был  в связи с громким скандалом: заставлял бойцов спецназа оплачивать личные счета за коммунальные услуги и другие семейные затраты. Когда терпение бойцов лопнуло, они написали рапорты на имя тогдашнего председателя ГСИН А.Тургунбаева.
Наматбеков в кабинете у главы службы разыграл целое шоу: пытался застрелиться из наградного «Марголина», правда, предварительно вынув магазин и пулю из патронника. Его пожалели и с миром отпустили на вольные хлеба. Он  пытался устроиться в спецназ МВД, УВД Чуйской области, но там о нем уже были наслышаны.
Истины ради стоит сказать, что до назначения Наматбекова старший инспектор отдела внутренней безопасности ГСИН          Р. Абышев пытался остановить председателя ГСИН,  представил ему материалы служебного расследования. Но Байзаков  подписал приказ, даже не взглянув на них. Более того, перед назначением от имени генерал-полковника А. Чотбаева вручил медаль ОО «Боевое братство» за усмирение следственно-арестованных в СИЗО-1, которые, напомним, зашили рты в знак протеста против нечеловеческих условий содержания. К такой же награде представлен и начальник этого учреждения, соратник по неутомимой борьбе с криминалом М. Жусупбеков, о котором мы подробно  рассказали  в материале «Кадры, достойные своего босса» («СК» от 6 марта 2012 г.).

Факт пятый
Театр одного актера

Вольное распоряжение кадрами взяли в привычку и подчиненные Байзакова. Начальник Департамента по охране и конвоированию Э. Джумакадыров длительное время на коммерческой основе осуществляет охрану микрокредитной компании в Бишкеке. Там, постоянно сменяя  друг друга, несут боевую службу прапорщики Мендеев, Сулайманов и старший сержант Асанбеков из взвода розыска,  через сутки с ними дежурят  рядовые срочной службы Сатыбек уулу и Усен     уулу. На коммерческую службу бойцов подвозит на «Фольксваген-пассате» №В 81-36 еще один «разыскник» прапорщик Тентимишев.
По информации, полученной редакцией, наниматель платит за услуги ДОКа 60 тыс. сомов в месяц, но в кассу эти деньги не поступают.
22 февраля 2012 года на пленарном заседании депутаты ЖК  КР потребовали от Байзакова  объяснений по поводу наличия в ГСИН второго отряда специального назначения «Дельта». Тот изобразил крайнее удивление: никакого другого отряда, кроме «Омеги», у нас нет! Продолжал удивляться и негодовать на «придирки» даже когда ему показали подписанный им приказ о назначении командиром ОСН  «Дельта» полковника Б.Сейткулова, командиром первой группы А. Рыспаева, командиром второй группы Кубатбека уулу С., командиром третьей группы А.Маматкеримова.
Всего в незаконно созданном отряде 28 человек. Из этого списка Военную прокуратуру и военную контрразведку должны заинтересовать бойцы  Адилет Бейшенович Нурдинов, Жаркынбай уулу Эльдияр и Эдуард Мансанович Пак. Их никто не знает в лицо. До назначения в ОСН Пак, например, числился в военном оркестре, но на службу не являлся, при этом исправно получал заработную плату. Может быть, эти ребята  выполняют задание в глубоком тылу врага?
Коммерческая деятельность командиру  ДОКа Э. Джумакадырову не оставляет времени заниматься личным составом, в результате  1 февраля 2012 года военнослужащий Молдовановского  батальона охраны самовольно покинул учреждение с оружием и полным боекомплектом.
Что по-настоящему удивляет, так это позиция военного прокурора Эшперова. Для него в порядке вещей перевод Джумакадыровым 250 тыс. сомов в ГСИН по просьбе Байзакова на выплату заработной платы незаконно принятым на работу сотрудникам.  После капитального ремонта «пропало» более 5 млн. сомов — не нарушение, отчитается когда-нибудь. Ушел солдат с оружием — с кем не бывает, и т.д. Спецпрокуратура прикрывала нарушения законности в ГСИН, Военная прокуратура закрывала глаза на нарушения в ДОКе.
Вот так Байзаков борется с коррупцией, которую сам же и порождает, а «помогают» ему должностные лица органов прокуратуры. Вряд ли стали бы они бескорыстно так рисковать…

Факт шестой
Достойнейшие из достойных

22 февраля 2012 года Байзаков рапортовал  в ЖК КР об освобождении недостойного руководства ИК-2 в полном составе и  о назначении проверенных и достойных кадров.
Достойные — это начальник колонии полковник К. Мажитов, заместитель начальника О. Садыров. На третий день после назначения достойнейшие из достойных были задержаны с машиной, набитой продуктами питания. Продукты оказались со склада для осужденных. Отдел внутренней безопасности собрал материалы служебного расследования, но «пожарному», то бишь советнику председателя Табылды Исаеву, удалось их замять. Садырова с почестями отправили на пенсию, а Мажитов отделался легким испугом.
Прокуратуру должен заинтересовать факт покупки Мажитовым на скромную зарплату в бытность  начальником ИК-1 дома в с. Ленинском за $60 тысяч, а     ГУБОПК МВД и АКС ГКНБ — его «погоняло» Бабахан.
Подполковник Т. Алиев назначен начальником  ИК-10 в Джалал-Абаде. Он в конце 2010 года был задержан сотрудниками УВД Джалал-Абада при продаже 12 бетонных плит перекрытия, после чего глава службы перевел его в ИК-8 с понижением. Так вот, покупателем плит оказался «смотрящий» по Джалал-Абадской области Болот Маматов. Возникает резонный вопрос: не по ходатайству ли авторитетов криминального мира Байзаков вернул Алиева  в ИК-10?

Факт седьмой
Свобода за $40 тысяч?

В начале марта республику потрясла новость о побеге из мест заключения одного из виновников кровавых событий 2010 года Акмата Бакиева, который был незаконно переведен из колонии усиленного режима в колонию-поселение (читай — освобожден). А произошло следующее. При переводе Акмата в колонию-поселение были нарушены все требования  УК, УПК, УИК КР и ведомственные инструкции ГСИН.
Незаконность перевода в колонию-поселение заключается  в том, что администрация ИК-47, руководство ГСИН и прокуратура по надзору за соблюдением законности в исправительных учреждениях в худшем смысле слова обманули Ленинский районный суд Бишкека. Они не указали в представлении, что осужденный  не признал свою вину ни по одному пункту предъявленного обвинения и подал надзорную жалобу в Верховный суд с требованием о  прекращении уголовного преследования.
Подача жалобы в надзорную инстанцию автоматически приостанавливает все действия по освобождению, изменению режима содержания и т.д. Непризнание  вины во время следствия, суда и нахождения в колонии усиленного режима и отказ выплачивать причиненный государству ущерб, исчисляемый  более чем в 6 млн. сомов, не позволяли руководству ГСИН ходатайствовать о переводе А. Бакиева в колонию-поселение.  Пока остается загадкой, что подвигло ряд должностных лиц принять столь рискованное решение.
В ходе подготовки материала получена информация от источника, близкого к адвокатам  А. Бакиева, который утверждает, что «свобода» обошлась ему в  $40 тысяч. Правда это или домысел — не суть важно. Поражает другое. Надзорный орган и в этом случае увел от ответственности должностных лиц ГСИН и спецпрокуратуры, дескать, недосмотрели, ну с кем не бывает.

Факт восьмой и не последний
Глухи, немы и слепы

Государственные  органы,  когда речь заходит о нарушениях в ГСИН, глухи, немы и слепы. К примеру, еще год назад мы писали о том, что Байзаков незаконно раздает звания. В материале «Кадры, достойные своего босса» от 6 марта 2012 г. рассказали о досрочном присвоении юристу       М. Канулькулову звания капитана в нарушение пунктов 18-20 Руководства по работе кадровых служб ГУИН МЮ КР. Никакой реакции не последовало. И вот результат: в начале апреля Байзаков подписал приказ о присвоении  своему любимчику звания майора. Тогда как, согласно  ст. 9 Закона «О прохождении службы рядовым и начальствующим составом органов и учреждений уголовно-исполнительной системы», специальное звание может быть присвоено по истечении трех лет выслуги с момента последнего приказа. А тут прошло всего 14 месяцев…
Правда, закон допускает досрочное присвоение очередного специального звания и конкретизирует: за раскрытие или предотвращение тяжких преступлений и проявленные при этом мужество и самоотверженные действия, высокие результаты в служебной деятельности. При этом претендент должен отслужить не менее половины установленного срока выслуги в предыдущем звании.
Этим же законом устанавливается, что присвоение званий досрочно или на одну ступень выше специального звания, предусмотренного по занимаемой штатной должности, производится один раз в течение всего периода службы в органах и учреждениях уголовно-исполнительной системы.
Канулькулов ничем себя не проявил, разве что проектами постановлений правительства то о ликвидации Департамента исполнения наказаний, то о его реорганизации путем присоединения к ГСИН, которые завели  эту самую реорганизацию в тупик.
А прокуратура еще обижается, когда ею недовольны за отсутствие  надзора и принятия всех возможных мер  по фактам нарушения законности.

Эпилог
Незавидное, однако, «хозяйство» досталось новому председателю. Ему предстоит разгрести оставленные Байзаковым, образно говоря, руины: разобраться с кадровыми «рокировками» своего предшественника, очистить систему от дискредитировавших себя «профессионалов»,  привести в службу действительно достойных, честных и порядочных,  направить все усилия на улучшение условий содержания осужденных, найти концы «пропавших» более 20 миллионов сомов, завершить реорганизацию центрального аппарата. Это непостижимо трудно.
Но Аликбек Мамыркулов справится, у него для этого есть воля и люди, которые ему верят и разделят с ним все тяготы.
Единственное, к чему предстоит привыкать, так это к публичным высказываниям друзей Байзакова, в числе их значится и омбудсмен. Они навязывают и будут навязывать общественности свое мнение о том, что решение премьер-министра Омурбека Бабанова о снятии с должности председателя ГСИН — это проявление беспомощности властей страны перед организованной преступностью в пенитенциарной системе, которые якобы пошли на поводу у депутатов, добивавшихся отставки Байзакова.
А действуют они так потому, что им было уютно под крылышком бывшего главы службы, и потому они тоже слепы и глухи к фактам, которые рано или поздно все равно привели бы Байзакова к такому вот концу.

Айрин ТЕМИР.






Добавить комментарий