Main Menu

Трудись, первоклашка, человеком будешь

Не спорьте: быть первоклашкой трудно. У нас в столичной 70-й семь первых классов. Если в каждом  не менее  40 человек, то посчитайте — целая армия! Я побывала на многих уроках у первоклассников… Удивляешься, как много за эти месяцы усвоили  малыши!

На  уроки математики у Лилии Владимировны  Лавриковой  полный порядок. Дети  напряженно работают. Стриженые головки оперируют такими понятиями,  как «разность», «сумма», «вычитаемое», «слагаемое», «периметр» и т. д. Кроме того, проговаривают такие термины, как  «текстовые» задачи, «результат» и др.
А сколько ответов на вопрос: почему? И ответы логически верны!
Тема  урока «Уравнение». Ребята должны в течение часа от конкретного мышления перейти к отвлеченному, в головках должен «отложиться» «икс» как искомое. К счастью, Лилия Владимировна обладает мастерством  учителя: дети поняли все, решили примеры, пользовались новой терминологией. И это в 1-м классе! Труженики!
Учитель успел все — и объяснить, и  физкультминутку провести. Не успел только улыбнуться…  Слишком серьезно было то, чем они занимались. Между прочим, на прошедшем недавно конкурсе «Учитель года» Лилия Владимировна  заняла 1-е место  в одном из столичных районов. Всей  школой мы ее поздравляли.
Интересным,  напряженным был урок  у известного нашего педагога Инны Владимировны Власовой, о которой я уже писала когда-то в «Слове Кыргызстана», о «воспитании в детях» добрых чувств. Та же тема — «Уравнение». Но применен другой интересный прием:  дети вслед за  учителем проговаривают вслух  все формулировки, привыкают к их звучанию, пользованию ими. Интересно, что на этом уроке учитель обратил внимание на чувства детей, спросив, понравилось ли решать уравнения.
— Я работаю уже 53 года, — говорит Инна  Владимировна. — У меня на уроке скучающих, наверное, не  бывает. Я «растворяюсь» на уроках. Зато до дома еле дохожу — устаю. Трудно детям, но трудно и нам.
Инна Владимировна — удивительно  грамотный человек, ее приглашают консультировать,  она участвует в написании учебников.
Мне нравится, как она работает с родителями учеников. После уроков они толпой окружают учительницу, и для каждого у нее есть полезное, доброе слово.
— Прекрасная учительница, — говорит мне один из окружающих А. Баеков. — 11 внуков у меня, и  почти все «прошли» через Инну Владимировну.
И все-таки звания «Заслуженный учитель» она не получила. А ведь давно заслужила.
Побывала я и на уроке кыргызского языка  у Ольмас Абабакировны    Кадырбековой. Времена поменялись. В классе только две русые головки. Остальные, казалось бы, знают свой  родной кыргызский язык.
— Они думают, что знают, — говорит Ольмас  Абабакировна. — На самом деле знания в  лучшем случае на бытовом уровне.
Урок  был хорошим, результативным. Читали стихи, пели вместе с учителем песни, разговаривали  весь урок на кыргызском. Меня особенно поразило знание всеми детьми  Гимна Кыргызской Республики. Только  двое подглядывали в  тетрадь. Остальные  знали, что петь и как петь — приложив  руку к сердцу.
Ольмас Абабакировну иногда приглашают на телевидение. Недавно она получила Почетную грамоту правительства Кыргызской Республики.
Школа у нас огромная, вместо  проектных 1 600 учащихся занимаются почти вдвое больше. Если бы не сорок учащихся в классе, можно было   держать во внимании каждого. Трудно с воспитательной работой. Общие «громкие» мероприятия малоэффективны. Заняты в основном предупреждением правонарушений. Школа обучает, но мало воспитывает. Да и во всех последних документах по образованию обучение отделено от воспитания, не учтены  старые, проверенные формы работы, не рекомендованы новые.
Особенно печально, что нет ни слова  о формах, методах и целях патриотического воспитания. Очень мало об этом говорят и учебники. Прочтите «Родиноведение» для 1-го класса, и станет ясно, что любовь к Родине там  отсутствует. Руководящие документы дают лишь общую цель: «учащиеся должны обладать выраженными коммуникативными навыками, быть независимыми, уважать многообразие людей» и т. д.
Быть учителем трудно. К счастью, я  работаю в школе, где большинство учителей, несмотря на малую зарплату (еще 2 года тому  назад за проверку каждый день 80 тетрадей учителю прибавляли к зарплате 8 сомов), работали  и работают честно, завоевывая гимназии № 70 заслуженный авторитет.

Зоя АНДРЕЕВА,
ветеран педагогического труда.

Бишкек.






Добавить комментарий