Main Menu

Глубокие корни — близкие сердца…

На написание данной статьи меня подтолкнули события, имевшие место в последнее время. Еще в 2014 году Президент Алмазбек Атамбаев перед официальным визитом в Казахстан в своем интервью для казахстанских СМИ с большим родственным чувством особо отметил, что казахи и кыргызы — это два народа с одной историей, общими корнями. У них не только религия и язык одни, но и внешне они очень похожи. И что изречение «кыргыз казак бiр туган» — это не просто слова, а действительность, потому что два братских народа всегда в трудные минуты приходили друг другу на помошь. Однако теперь, видимо, что-то изменилось? Но только не для простого народа.

И сегодня казахи и кыргызы — одно целое, которое разделяют лишь горы Алатау. Так как два народа всегда считали себя родственными душами, братьями. Данный вопрос имеет большое значение в научном плане, требует тщательного изучения и конкретных исторических фактов. Конечно, не бывает безоблачных отношений даже между родными, членами семьи, однако хотелось бы особо отметить тот факт, что, несмотря на множество недопониманий в истории двух братских народов, они сумели преодолеть их и сохранить родственные чувства до сегодняшнего дня.

Как мы все знаем, существовали и такие времена, когда народы не называли своими именами и они не имели права знать свою историю. Например, до Октябрьской революций казахов называли киргизами. До 1925 года в трудах российских ученых-исследователей и в официальных документах казахов продолжали называть киргизами, а киргизов — черными киргизами. Это было своего рода унижением двух народов царской властью и попыткой разделить неделимое. Но, к счастью, наступили те времена, о которых мечтали наши предки, когда каждая нация имеет право узнать свою истинную историю. В связи с этим еще раз напомню о родственных душах и об исторических корнях казахов и кыргызов.

Стоит оглянутся хотя бы на 300-500 лет назад, и мы увидим, что из всех соседних государств эти два народа общались более тесно. Одним из больших потрясений для них стали события 1916-го. Изданный 25 июня 1916 года указ российского царя Николая II «О реквизиции», предусматривающий мобилизацию в армию на тыловые работы 400 тысяч человек «инородческого» мужского населения Центральной Азии и Сибири в возрасте от 19 до 43 лет, послужил поводом для масштабных выступлений. Центральную Азию охватило самое массовое восстание в регионе, которое жестоко подавили силами карательных отрядов царской власти. Конечно, стоит отметить, что и для кыргызов, и для казахов основной причиной восстания стал земельный вопрос. Начиная с 1906 года в странах Центральной Азии, в том числе на казахских и кыргызских землях, создавались учреждения, занимавшиеся расселением переселенцев из России, под что пошли самые плодородные земли на территориях нынешнего Кыргызстана и Казахстана. Еще одна причина — проблема власти. То есть власть полностью перешла в руки царской администрации, которая не считалась с интересами, традициями и обычаями местного населения.

Восстание 1916 года имело два самых больших очага: в Семиречье (Жетысу) и Тургайской степи. Встретившись с карательными отрядами царя, кыргызы и казахи вынуждены были бежать из Семиречья в Китай. В этом и заключается трагедия 1916 года.

В те трудные годы казахи и кыргызы поддерживали друг друга, например, во время Каркаринского восстания. После его подавления задержанных казахов увезли в Каракол, где расстреляли. После свержения царя к власти пришло Временное правительство, и в это время казахи и кыргызы, перешедшие границу, хотели вернуться на родину. Именно в этот период казахская и кыргызская интеллигенция действовала вместе. Казах Мухамеджан Тынышбаев вел переговоры, доехал до границы Китая, побывал в Санкт-Петербурге с просьбой выделить деньги для восстановления хозяйств кыргызов после восстания в Нарыне, вокруг Иссык-Куля и вдоль реки Чу. Кыргызы Ишаналы Арабаев и Касымбек Телтаев организовали «обоз», доставку зерна. Их поддержал представитель Алашорды в Семиречье, председатель казахского комитета в этой местности Ибраим Жайнаков. Газета «Казах» инициировала специальный фонд, и Миржакып Дулатов написал несколько статей об оказании помощи кыргызам. Казахская интеллигенция во главе с Алиханом Букейхановым в помощь кыргызам перевела однодневный заработок.

Во время голодомора, в 1930-1932 годах, всего за каких-то 10-15 лет численность казахов сократилась вдвое, и в те трудные дни кыргызские братья протянули руку помощи казахам. Об этом есть записи в архивах Кыргызстана. Председатель Совета народных комиссаров Кыргызстана Жусуп Абдрахманов, убедив кыргызское политическое руководство в необходимости помощи братскому казахскому народу, взял на себя всю ответственность и спас десятки тысяч человек. Конечно, за непослушание руководства, а именно за невыполнение приказа Сталина о поставках хлеба, он и первый секретарь обкома партии Александр Шахрай, который тоже пошел на эту жертву, понесли наказание и на июньском пленуме 1933 года их отстранили от должности. Этот поступок до сих пор с благодарностью вспоминают казахи.

Это лишь малая часть, которая доказывает, что два народа поддерживали друг друга в радостные и трудные моменты. Их судьбы и сегодня тесно сплетены. К примеру, всемирно известный кыргызский писатель Чингиз Айтматов — жиен казахом, то есть рожден от казашки. И таких жиенов и по сей день немало в Кыргызстане. О чем красиво воспевают казахские поэты: «Агайын деп кыргызды, їзатып ек бiр кызды, содан туган жиенге алтын медаль iлгiздiк».

Во все времена интеллигенция, поэты, исследователи, ученые тесно сотрудничали. В качестве доказательства можно вспомнить лишь один момент, о котором при жизни всегда с особой теплотой говорил Чингиз Айтматов. В свое время Мухтар Ауэзов оказал содействие в признании и получении государственной премии Чингизом Айтматовым. М. Ауэзов всегда особо трепетно относился к кыргызской литературе и способствовал ее изучению и развитию. За свою короткую жизнь и Чокан Валиханов оказал немалую помощь в подготовке эпоса «Манас».

Конечно, в рамках одной статьи рассказать обо всем невозможно. Это лишь еще одно напоминание о родстве, духовной близости двух народов. Мы все потомки Великой Кипчакской степи, которых разделяет лишь Алатау, в нас течет одна кровь, у нас одна религия ислам, у нас один язык, мы хорошо понимаем друг друга. У нас одни обычаи, одним словом, «Кыргыз Казак бир туган». И эти вроде бы простые слова несут в себе глубокий смысл.

Как отметил Президент РК Н. Назарбаев, казахи и кыргызы — родные братья, времена и главы государств могут меняться, а народы останутся, о чем нужно всегда помнить.

Фатима УРАЗАЕВА,

кандидат исторических наук.






Добавить комментарий