Кыргызстан постепенно превращается из тупиковой в транзитную страну
В текущем году исполняется пять лет со дня принятия Национальной стратегии устойчивого развития Кыргызской Республики на 2013-2017 годы, утвержденной 21 января 2013 года Указом Президента страны Алмазбека Атамбаева. В ней определены приоритеты развития государства. С их учетом и в целях расширения региональных экономических связей, увеличения объемов межгосударственной торговли Министерство транспорта и дорог реализовывало за это время значимые проекты по реабилитации существующих и строительству новых международных автомобильных дорог. О том, что сделано за этот пятилетний период, рассказал нам в интервью министр транспорта и дорог Жамшитбек КАЛИЛОВ.
— Жамшитбек Калилович, исходя из требований Национальной стратегии устойчивого развития Кыргызской Республики на 2013-2017 годы, можно сказать, что пять лет назад были поставлены амбициозные задачи. Что сделано в сфере дорожного строительства?
— Для Кыргызской Республики, не имеющей выхода к морю, международные автотранспортные коридоры являются единственной возможностью доступа к рынкам товаров и услуг стран СНГ и дальнего зарубежья. Их развитие, безусловно, приведет к значительному улучшению условий для региональной, межрегиональной и межгосударственной торговли. Более эффективные же торговые связи окажут поддержку развитию бизнеса, созданию рабочих мест и поспособствуют повышению уровня жизни населения. Именно поэтому улучшение международных автотранспортных коридоров — приоритет для дорожной отрасли страны.
Протяженность основных международных и региональных транспортных коридоров составляет порядка 2 242 км. Наиболее важные из них автомобильные дороги Бишкек — Ош, Бишкек — Нарын — Торугарт, Сарыташ — Карамык, Ош — Сарыташ — Иркештам, Ош — Баткен — Исфана и Талас — Тараз — Суусамыр.
На совершенствование перечисленных транспортных коридоров начиная с 1996 года привлечено более $2 млрд. В 2012-м мы полностью завершили реабилитацию двух международных транспортных коридоров — Ош — Сарыташ — Иркештам и Сарыташ — Карамык общей протяженностью 394 км. В настоящее время продолжается реабилитация автодорог Бишкек — Нарын — Торугарт, Ош — Баткен — Исфана и Талас — Тараз — Суусамыр. К примеру, на сегодняшний день из 539 км автодороги Бишкек — Нарын — Торугарт 446 км уже реабилитированы, то есть на всем протяжении уложено новое двухслойное асфальтобетонное покрытие. Более чем 130 км дороги стали четырехполосными. В ущелье Боом, через которое проходит дорога, ведущая в курортную зону озера Иссык-Куль, для повышения безопасности дорожного движения установлены разделительные парапеты. Реабилитация оставшегося участка с 272-го по 365-й км завершится в июле 2017 года. Активная строительная деятельность наблюдается также на юге республики, где ведется реабилитация автодороги Ош — Баткен — Исфана. Хотелось бы отметить, что ремонт указанной автодороги призван решить и проблему обеспечения беспрепятственного транспортного сообщения в местах сопряжения приграничных территорий Баткенской области с анклавами Узбекистана и Таджикистана за счет строительства объездных дорог. На сегодняшний день из 360 км данной трассы полностью реабилитировано 153 км. На участках с 220-го по 232-й км, с 248-го по 360-й км реабилитация закончена в 2016 году. На участке с 28-го по 108-й км строительство планируется начать в ближайшее время. В настоящее время идет подготовка предквалификационных документов на гражданские работы с 75-го по 108-й км данной дороги. Также продолжается реабилитация автомобильной дороги Тараз — Талас — Суусамыр протяженностью 199 км. Из них завершены работы по фазам I, II от перевала Отмок до Чат-Базара. В настоящее время ведутся строительные работы на участке с 75-го по 105-й км, фаза III от села Чат-Базар до Таласа, то есть на 30-м км дороги. Еще впереди IV фаза со 105-го по 195-й км. После завершения 80 процентов строительных работ по фазе III начнутся переговоры с Арабской координационной группой о финансировании IV фазы. Таким образом, Кыргызстан постепенно превращается из тупиковой в транзитную страну.
— Самым грандиозным проектом является строительство альтернативной дороги север — юг. Что уже сделано за истекшие три года и какие особенности таит эта трасса?
— Действительно, самым масштабным проектом, реализуемым нашим министерством в настоящее время, является проект по строительству альтернативной дороги север — юг протяженностью 433 км. Проект поделен на три фазы. В 2014 году Министерство транспорта и дорог приступило к реализации фазы I, которая включает маршрут: с. Кызыл-Жылдыз — с. Арал (183-195-й км) и с. Казарман — Джалал-Абад (291-433-й км), в том числе прокладку тоннеля через перевал Кок-Арт протяженностью 3,7 км. Реабилитация участка с. Кызыл-Жылдыз — с. Арал (183-195-й км) завершена. Строительные работы на остальных участках идут по утвержденному графику, и мы их завершим к 2018 году. В 2016-м начали строительные работы в рамках фазы II проекта, охватывающей участок Арал — Казарман. Сейчас здесь идет полномасштабное строительство, которое также планируем завершить к 2018 году. Что касается фазы III проекта, которая предполагает строительство участка от Балыкчы — до с. Кызыл-Жылдыз (0-183-й км), то в ее рамках готовится проектно-сметная документация, которая определяет объем и необходимое финансирование строительных работ. Второго декабря 2016 года с АБР подписано соглашение о финансировании реабилитации участка с 89-го по 159-й км от с. Эткин до с. Башкууганды. Общая стоимость проекта альтернативной дороги север — юг составляет ориентировочно порядка $850 млн. Для реализации фаз I и II привлечены средства на сумму порядка $680 млн.
Строительство альтернативной дороги север — юг оправдано со всех точек зрения. Стратегический объект послужит нашему народу долгие годы. Маршрут, по которому пройдет новая автомобильная трасса, позволит обеспечить неуязвимость транспортной системы Кыргызстана с учетом возможных нештатных ситуаций, гарантировать бесперебойные пассажирские и грузовые перевозки внутри страны даже в случае чрезвычайных ситуаций. Благодаря ей существенно разгрузится автомобильная дорога Бишкек — Ош, которая не справляется с растущим потоком транспортных средств, что негативно сказывается на безопасности дорожного движения. Альтернативная дорога север — юг будет существенно короче дороги Бишкек — Ош и потому гораздо выгоднее с точки зрения транспортных расходов.
Кроме того, с ее строительством улучшится доступ к разрабатываемым месторождениям: угольному Кара-Кече, урановому Минкуш, золоторудному Макмал, а также к участкам Камбар-Атинских и Тогуз-Тороуской ГЭС, что представляет большой интерес для инвесторов. Районы прохождения трассы получат дополнительные возможности для социально-экономического развития за счет улучшенного доступа к рынкам сбыта продукции, будет дан толчок развитию частного предпринимательства через создание объектов придорожной инфраструктуры и туризма. Трасса имеет и большое международное значение. Ее соединение с дорогами Казахстана и России на севере страны и Таджикистан а на юге позволит создать сквозной транзит по маршруту Россия — Казахстан — Кыргызстан — Таджикистан, а также выйти стране из транспортного тупика при сохранении экономической самостоятельности и выполнения обязательств в рамках СНГ, ЕАЭС, ОДКБ и ШОС. Мы полагаем, что новая дорога самым благоприятным образом скажется на социальном и экономическом положении наших граждан. Если остановиться на особенностях этой дороги, то их четыре.
Первая. Впервые после приобретения независимости в Кыргызстане строится новая горная дорога по 2-й технической категории. На ее протяжении расположится тоннель Кок-Арт. Если точнее, то решено проложить два тоннеля параллельно. Первый рассчитан для пропуска автотранспорта, второй — штольня — для экстренных ситуаций, то есть в случае аварии или пожара через него станут эвакуировать людей. Через каждые 300 метров есть сбойки, соединяющие основной тоннель со штольней. Протяженность его составит 3 815 метров. Кроме этого, установим оборудование для вентиляции и для автоматического пожаротушения.
Вторая особенность в том, что применяется новый асфальтобетон, так называемый щебеночно-мастичный, впервые использовали его в Кыргызстане на автодороге север — юг в Жумгальском районе на 12-километровом участке Дыйкан — Кызыл-Жылдыз, который мы в прошлом году закончили. Эксплуатационный срок щебеночно-мастичного асфальтобетона в сравнении с обычным выше в 1-1,5 раза, коэффициент сцепления высокий, он устойчивый к колееобразованию и перемене температурного режима. На протяжении всей дороги уложим этот асфальтобетон.
Третье. На этой автодороге нагрузку на ось большегрузной автомашины увеличим до 11,5 тонны. Как известно, в Российской Федерации, Республике Казахстан и в Белоруссии дороги рассчитаны также на 11,5 тонны. Когда мы проектировали трассу, еще не знали, что войдем в ЕАЭС. Теперь она станет соответствовать тем нормам, которыми пользуются соседние страны, наши партнеры по союзу.
Четвертая особенность — первый раз в истории Кыргызстана намечено строительство эстакадного моста протяженностью около 1,5 км. Высота его опоры — до 40 метров, длина каждого пролета составляет 30 метров, ширина моста — 11,5 метра.
— Строительство каких автодорог еще ведется, а также планируется начать в текущем и следующем годах?
— Мы приступили к строительным работам, предусмотренным первой фазой Программы по улучшению дорожных путей сообщения в Центральной Азии (ПУДПС ЦА-1), поддерживаемой Всемирным банком. Цель данной программы — восстановление трансграничного сообщения между Ошской и Баткенской областями Кыргызстана и Согдийской областью Таджикистана.
В рамках ее реализации реабилитируем участки дорожного коридора Ош — Баткен — Исфана — Худжанд общей протяженностью около 56 км. В частности, речь идет об участках Исфана — КПП Кайрагач/ Маданият, Баткен — Торт- куль и Баткен — КПП Кызыл-Бель/Гулистон.
По оценкам, прямыми получателями выгоды проекта станут приблизительно 680 тыс. жителей Баткенской и Ошской областей, которые, как ожидается, будут регулярными пользователями выше-упомянутых дорожных участков. Реализовать проект намечено до 2019 года. Вторая фаза программы осуществится на территории Таджикистана.
В текущем году мы планируем начать строительные работы на двух участках дороги Бишкек — Ош. Это участок от Бишкека до Кара-Балты на севере республики и от села Маданият до Джалал-Абада — на юге.
Приоритетным проектом на ближайшие несколько лет для нас является также реабилитация так называемого Иссык-Кульского транспортного кольца. Указанная дорога пролегает по густонаселенным районам, расположенным вокруг озера Иссык-Куль, — Чолпон-Ате, с. Ананьево, с. Тюп и др.
За Караколом дорога проходит по южной части через села Кызыл-Суу, Боконбаево до Балыкчи, замыкая таким образом транспортное кольцо вокруг озера. Длина северного полукольца составляет 218 км, южного — 220 км. Дорога имеет важное экономическое значение для республики. В Балыкчи, который является одним из транспортных узлов страны, она обеспечивает транспортную связь между Иссык-Кульской, Чуйской и Нарынской областями. Также обеспечивает и непрерывную транспортную связь между КНР (Кашгар) и Республикой Казахстан через территории Нарынской и Иссык-Кульской областей по коридору ЦАРЭС-1. Кроме того, через Иссык-Кульское транспортное кольцо мы планируем соединить альтернативную дорогу север — юг с автомобильными дорогами Казахстана, в частности, обеспечить выход к магистрали Западный Китай — Западная Европа, которую строит казахская сторона. К настоящему времени по проекту реабилитации Иссык-Кульского транспортного кольца подготовлено ТЭО, согласно которому предположительная стоимость проекта составит порядка $550 млн. В 2015 году мы завершили реабилитацию первого участка — от перевала Кувакы до Балыкчи. В настоящее время ведется реабилитация участка от Балыкчи до Корумду. О финансировании работ на остальных участках министерство в настоящее время ведет переговоры с различными международными финансовыми институтами. Таким образом, мы улучшаем дорожную сеть в нескольких направлениях. Это значительно повысит экономический потенциал страны. Ради такой высокой цели тысячи дорожников Кыргызстана трудятся не покладая рук и не считаясь со временем.
— Видимо, надо не только строить дороги, но и содержать их. Какую спецтехнику получили за последние пять лет для этих целей от доноров и где ее используют?
— В соответствии с принятой Национальной стратегией устойчивого развития страны реализован ряд проектов по оснащению дорожно-эксплуатационной техникой Ошской, Джалал-Абадской и Таласской областей. Например, реабилитировали один из проектов в рамках Соглашения о техническом сотрудничестве между правительствами Японии и Кыргызстана от 6 октября 2004 года, на основании поданных министерством заявок в 2011-2012 годах на поставку техники и грантового соглашения, подписанного 31 июля 2014 года между правительством нашей республики и Японским агентством международного сотрудничества (JICA). Общая сумма гранта составляет 2 491 000 000 японских йен ($20 675 000). В рамках проекта поставлено 355 единиц дорожно-эксплуатационной техники и оборудования, в том числе 4 асфальтобетонных завода (АБЗ) и 4 камнедробильные установки (КДУ), которые установлены в Ошской, Джалал-Абадской и Таласской областях. Поставка техники начата с 2015 года с устройства площадок под АБЗ и КДУ. 355 единиц передано автодорожным управлениям и дорожно-эксплуатационным предприятиям, которые используются для строительства и ремонта автодорог. Реализация проекта завершена в ноябре 2015 года.
По проекту»Реабилитация автодороги Бишкек — Нарын — Торугарт» (по линии ИБР) в 2013 году поставлено 80 единиц дорожно-строительной техники и оборудования.
По линии турецкого кредита в 2013 году поставлено 74 единицы дорожно-строительной техники и оборудования. В том числе 3 комплекта стационарных АБЗ и КДУ и один комплект передвижной АБЗ и КДУ. Один из них установлен в Ак-Талинском районе Нарынской области, второй — в Токтогульском районе Джалал-Абадской, третий — в Кара-Бууринском районе Таласской области. Передвижной асфальтобетонный завод установили в Суусамырской долине.
Словом, с 2013-го по 2017 год поставлено 509 единиц дорожно-строительной техники и оборудования для строительства и содержания автодорог.
— Много нареканий высказывается в отношении работников поста весогабаритного контроля ввиду того, что вновь построенные дороги разрушаются проезжающими по ним большегрузными автомашинами. Что скажете по этому поводу?
— Какая только критика не высказывается в адрес работников Департамента весогабаритного контроля. Поэтому в этой сфере также наводим порядок, и соответственно есть нововведения. К примеру, система весогабаритного контроля на постах «Сосновка» и «Кемин» предназначена для динамического взвешивания осевых нагрузок и измерения габаритов грузовых транспортных средств без участия человеческого фактора путем видеофиксации в онлайн-режиме с распознаванием государственных номерных знаков грузовых автотранспортных средств.
Как известно, Министерство транспорта и дорог провело тендер на закупку оборудования весогабаритных измерений, который финансируется Всемирным банком. Выиграла его компания «Бетамонт» из Словакии, у нее большой опыт внедрения такой системы в европейских странах. Она воплотила этот проект в Кыргызстане. В данное время измерение габаритов грузовых транспортных средств проводится без участия человеческого фактора в тестовом режиме.
Необходимо отметить, что Департамент весогабаритного контроля при Минтрансе параллельно с вышеупомянутой системой динамического взвешивания осевых нагрузок и измерения габаритов грузовых транспортных средств ввел в эксплуатацию Единую систему электронного контроля на всех пунктах весогабаритного контроля (ПВК) с видеофиксацией на центральный сервер ведомства. Сейчас оборудование работает в тестовом режиме, и эти нововведения дадут возможность сохранить наши дороги от проезда большегрузного автотранспорта, превышающего весогабаритные нормы.
— А как обстоят дела в сфере гражданской авиации? Как нам известно, в НСУР обозначены задачи и ее развития?
— Действительно, в нацстратегии намечены реконструкция и модернизация аэропортов «Ош», «Иссык-Куль», «Баткен», «Исфана», а также «Манас» с созданием на его базе авиатранспортного хаба. Постановлением правительства от 18.04.2014 года аэропорту «Баткен» придан статус международного. Для дальнейшего его развития нужно совершенствовать инфраструктуру, строить технические сооружения и помещения. В связи с этим для расширения аэропорта требуется дополнительная территория. После совместной работы соответствующих госорганов Министерство юстиции инициировало проект закона «О внесении изменений в Земельный кодекс», который одобрен постановлением правительства от 27.10.2015 г. №756 и находится на рассмотрении Жогорку Кенеша. После его принятия произойдет трансформация земельного участка в 5,0 га для международного аэропорта «Баткен». Сейчас идут строительные-монтажные работы существующего здания аэровокзала для улучшения качества обслуживания пассажиров.
В аэропорту «Джалал-Абад» ОАО «МАМ» в 2015 году провело ямочный ремонт взлетно-посадочной полосы и перрона аэропорта на общую сумму 6 207 068 сомов. Седьмого сентября 2015 года Агентство гражданской авиации при Министерстве транспорта и дорог провело сертификацию аэродрома «Джалал-Абад» и выдало сертификат его соответствия правилам сертификации гражданских аэродромов Кыргызстана. В настоящее время выполняются регулярные рейсы два раза в неделю по маршруту Бишкек — Джалал-Абад — Бишкек.
В 2014 году в аэропорту «Исфана» выполнен ямочный ремонт искусственной взлетно-посадочной полосы, рулежной дорожки, мест стоянки. Его стоимость составила 8,5 млн. сомов. В 2016 году отремонтировано покрытие элементов аэродрома (взлетно-посадочной полосы, рулежной дорожки, мест стоянки для воздушных судов) на сумму 1,4 млн. сомов.
Реализация проекта по модернизации национальной системы организации воздушного движения (ОВД) на $28,5 млн. проведена в 2013-2014 годах за счет технической помощи правительства США. Этот проект завершен в 2015 году. В настоящее время установленные 26 датчиков WAM и 8 трансляторов из 16 радиостанций введены в эксплуатацию. Сдана в эксплуатацию и новая аэронавигационная вышка контрольно-диспетчерского пункта (КДП) в Международном аэропорту «Манас». По состоянию на 1.01.2016 года проект реализован полностью и объект передан на баланс ГП «Кыргызаэронавигация».
Начиная с 2013 года по 2016-й приобретено оборудование на сумму $2 983 241 013, а также метеооборудование на сумму $379 790. Следует отметить, что для модернизации и покупки аэронавигационных оборудования и технических средств для аэропортов «Манас», «Ош» и «Иссык-Куль» на 2013-2017 гг. и до 2020 года потребуется около $24,1 млн.
Проект создания международного трансконтинентального авиационного хаба имеет статус стратегического значения. Для развития транзитного потенциала ОАО «Международный аэропорт «Манас» инициированы проекты по созданию: Международного трансконтинентального авиационного хаба на базе аэропорта «Манас», обеспечивающего международные транзитные перевозки пассажиров и грузов; Центральноазиатского регионального авиационного хаба на базе международного аэропорта «Ош», осуществляющего функцию резервного аэропорта в системе международного транснационального авиахаба.
Для развития потенциала грузовых авиаперевозок ОАО «МАМ» 21 мая 2015 года провело первый Центральноазиатский форум по воздушным грузоперевозкам, в котором участвовали отечественные и зарубежные представители грузовых авиакомпаний. Вместе с тем министерство активно работает над расширением географии полетов и развитием транзитного потенциала в Кыргызстане, а также предлагает авиационным властям стран востока Европы выполнять регулярные полеты из\в страны Европы и Юго-Восточной Азии через Кыргызстан с предоставлением 5-й степени свободы воздуха для желающих авиакомпаний.
В ОАО «МАМ» проходит реконструкция аэровокзального комплекса «Манас» (расширение восточной стороны и перепрофилирование каркаса здания с западной стороны). В этих целях «Манас» в ноябре 2016 года подписал кредитный договор с Российско-Кыргызским фондом развития. Это поспособствует созданию воздушно-транспортного узлового центра на базе ОАО «МАМ». Министерство транспорта и дорог на постоянной основе проводит мероприятия по продвижению проекта создания на базе Международного аэропорта «Манас» узлового центра грузопассажирских воздушных перевозок.
Related News
Страна ждёт свершений от юного поколения
Президент Садыр Жапаров принял участие в традиционном новогоднем представлении для детей, состоявшемся в Кыргызской национальнойRead More
Зачётная десоветизация страны
В минувший понедельник мы отметили, на мой взгляд, скорбную дату. Двадцать пятого декабря 1991 годаRead More