Main Menu

Кыргызстан постепенно превращается из тупиковой в транзитную страну

Кыргызстан постепенно превращается из тупиковой в транзитную страну

В текущем году исполняется пять лет со дня принятия Национальной стратегии устойчивого развития Кыргызской Республики на 2013-2017 годы, утвержденной 21 января 2013 года Указом Президента страны Алмазбека Атамбаева. В ней определены приоритеты развития государства. С их учетом и в целях расширения региональных экономических связей, увеличения объемов межгосударственной торговли Министерство транспорта и дорог реализовывало за это время значимые проекты по реабилитации существующих и строительству новых международных автомобильных дорог. О том, что сделано за этот пятилетний период, рассказал нам в интервью министр транспорта и дорог Жамшитбек КАЛИЛОВ.

— Жамшитбек Калилович, исходя из требований Национальной стратегии устойчивого развития Кыргызской Республики на 2013-2017 годы, можно сказать, что пять лет назад были поставлены амбициозные задачи. Что сделано в сфере дорожного строительства?

— Для Кыргызской Республики, не имеющей выхода к морю, международные автотранспортные коридоры являются единственной возможностью доступа к рынкам товаров и услуг стран СНГ и дальнего зарубежья. Их развитие, безусловно, приведет к значительному улучшению условий для региональной, межрегиональной и межгосударственной торговли. Более эффективные же торговые связи окажут поддержку развитию бизнеса, созданию рабочих мест и поспособствуют повышению уровня жизни населения. Именно поэтому улучшение международных автотранспортных коридоров — приоритет для дорожной отрасли страны.

Протяженность основных международных и региональных транспортных коридоров составляет порядка 2 242 км. Наиболее важные из них автомобильные дороги Бишкек — Ош, Бишкек — Нарын — Торугарт, Сарыташ — Карамык, Ош — Сарыташ — Иркештам, Ош — Баткен — Исфана и Талас — Тараз — Суусамыр.

На совершенствование перечисленных транспортных коридоров начиная с 1996 года привлечено более $2 млрд. В 2012-м мы полностью завершили реабилитацию двух международных транспортных коридоров — Ош — Сарыташ — Иркештам и Сарыташ — Карамык общей протяженностью 394 км. В настоящее время продолжается реабилитация автодорог Бишкек — Нарын — Торугарт, Ош — Баткен — Исфана и Талас — Тараз — Суусамыр. К примеру, на сегодняшний день из 539 км автодороги Бишкек — Нарын — Торугарт 446 км уже реабилитированы, то есть на всем протяжении уложено новое двухслойное асфальтобетонное покрытие. Более чем 130 км дороги стали четырехполосными. В ущелье Боом, через которое проходит дорога, ведущая в курортную зону озера Иссык-Куль, для повышения безопасности дорожного движения установлены разделительные парапеты. Реабилитация оставшегося участка с 272-го по 365-й км завершится в июле 2017 года. Активная строительная деятельность наблюдается также на юге республики, где ведется реабилитация автодороги Ош — Баткен — Исфана. Хотелось бы отметить, что ремонт указанной автодороги призван решить и проблему обеспечения беспрепятственного транспортного сообщения в местах сопряжения приграничных территорий Баткенской области с анклавами Узбекистана и Таджикистана за счет строительства объездных дорог. На сегодняшний день из 360 км данной трассы полностью реабилитировано 153 км. На участках с 220-го по 232-й км, с 248-го по 360-й км реабилитация закончена в 2016 году. На участке с 28-го по 108-й км строительство планируется начать в ближайшее время. В настоящее время идет подготовка предквалификационных документов на гражданские работы с 75-го по 108-й км данной дороги. Также продолжается реабилитация автомобильной дороги Тараз — Талас — Суусамыр протяженностью 199 км. Из них завершены работы по фазам I, II от перевала Отмок до Чат-Базара. В настоящее время ведутся строительные работы на участке с 75-го по 105-й км, фаза III от села Чат-Базар до Таласа, то есть на 30-м км дороги. Еще впереди IV фаза со 105-го по 195-й км. После завершения 80 процентов строительных работ по фазе III начнутся переговоры с Арабской координационной группой о финансировании IV фазы. Таким образом, Кыргызстан постепенно превращается из тупиковой в транзитную страну.

— Самым грандиозным проектом является строительство альтернативной дороги север — юг. Что уже сделано за истекшие три года и какие особенности таит эта трасса?

— Действительно, самым масштабным проектом, реализуемым нашим министерством в настоящее время, является проект по строительству альтернативной дороги север — юг протяженностью 433 км. Проект поделен на три фазы. В 2014 году Министерство транспорта и дорог приступило к реализации фазы I, которая включает маршрут: с. Кызыл-Жылдыз — с. Арал (183-195-й км) и с. Казарман — Джалал-Абад (291-433-й км), в том числе прокладку тоннеля через перевал Кок-Арт протяженностью 3,7 км. Реабилитация участка с. Кызыл-Жылдыз — с. Арал (183-195-й км) завершена. Строительные работы на остальных участках идут по утвержденному графику, и мы их завершим к 2018 году. В 2016-м начали строительные работы в рамках фазы II проекта, охватывающей участок Арал — Казарман. Сейчас здесь идет полномасштабное строительство, которое также планируем завершить к 2018 году. Что касается фазы III проекта, которая предполагает строительство участка от Балыкчы — до с. Кызыл-Жылдыз (0-183-й км), то в ее рамках готовится проектно-сметная документация, которая определяет объем и необходимое финансирование строительных работ. Второго декабря 2016 года с АБР подписано соглашение о финансировании реабилитации участка с 89-го по 159-й км от с. Эткин до с. Башкууганды. Общая стоимость проекта альтернативной дороги север — юг составляет ориентировочно порядка $850 млн. Для реализации фаз I и II привлечены средства на сумму порядка $680 млн.

Строительство альтернативной дороги север — юг оправдано со всех точек зрения. Стратегический объект послужит нашему народу долгие годы. Маршрут, по которому пройдет новая автомобильная трасса, позволит обеспечить неуязвимость транспортной системы Кыргызстана с учетом возможных нештатных ситуаций, гарантировать бесперебойные пассажирские и грузовые перевозки внутри страны даже в случае чрезвычайных ситуаций. Благодаря ей существенно разгрузится автомобильная дорога Бишкек — Ош, которая не справляется с растущим потоком транспортных средств, что негативно сказывается на безопасности дорожного движения. Альтернативная дорога север — юг будет существенно короче дороги Бишкек — Ош и потому гораздо выгоднее с точки зрения транспортных расходов.

Кроме того, с ее строительством улучшится доступ к разрабатываемым месторождениям: угольному Кара-Кече, урановому Минкуш, золоторудному Макмал, а также к участкам Камбар-Атинских и Тогуз-Тороуской ГЭС, что представляет большой интерес для инвесторов. Районы прохождения трассы получат дополнительные возможности для социально-экономического развития за счет улучшенного доступа к рынкам сбыта продукции, будет дан толчок развитию частного предпринимательства через создание объектов придорожной инфраструктуры и туризма. Трасса имеет и большое международное значение. Ее соединение с дорогами Казахстана и России на севере страны и Таджикистан а на юге позволит создать сквозной транзит по маршруту Россия — Казахстан — Кыргызстан — Таджикистан, а также выйти стране из транспортного тупика при сохранении экономической самостоятельности и выполнения обязательств в рамках СНГ, ЕАЭС, ОДКБ и ШОС. Мы полагаем, что новая дорога самым благоприятным образом скажется на социальном и экономическом положении наших граждан. Если остановиться на особенностях этой дороги, то их четыре.

Первая. Впервые после приобретения независимости в Кыргызстане строится новая горная дорога по 2-й технической категории. На ее протяжении расположится тоннель Кок-Арт. Если точнее, то решено проложить два тоннеля параллельно. Первый рассчитан для пропуска автотранспорта, второй — штольня — для экстренных ситуаций, то есть в случае аварии или пожара через него станут эвакуировать людей. Через каждые 300 метров есть сбойки, соединяющие основной тоннель со штольней. Протяженность его составит 3 815 метров. Кроме этого, установим оборудование для вентиляции и для автоматического пожаротушения.

Вторая особенность в том, что применяется новый асфальтобетон, так называемый щебеночно-мастичный, впервые использовали его в Кыргызстане на автодороге север — юг в Жумгальском районе на 12-километровом участке Дыйкан — Кызыл-Жылдыз, который мы в прошлом году закончили. Эксплуатационный срок щебеночно-мастичного асфальтобетона в сравнении с обычным выше в 1-1,5 раза, коэффициент сцепления высокий, он устойчивый к колееобразованию и перемене температурного режима. На протяжении всей дороги уложим этот асфальтобетон.

Третье. На этой автодороге нагрузку на ось большегрузной автомашины увеличим до 11,5 тонны. Как известно, в Российской Федерации, Республике Казахстан и в Белоруссии дороги рассчитаны также на 11,5 тонны. Когда мы проектировали трассу, еще не знали, что войдем в ЕАЭС. Теперь она станет соответствовать тем нормам, которыми пользуются соседние страны, наши партнеры по союзу.

Четвертая особенность — первый раз в истории Кыргызстана намечено строительство эстакадного моста протяженностью около 1,5 км. Высота его опоры — до 40 метров, длина каждого пролета составляет 30 метров, ширина моста — 11,5 метра.

— Строительство каких автодорог еще ведется, а также планируется начать в текущем и следующем годах?

— Мы приступили к строительным работам, предусмотренным первой фазой Программы по улучшению дорожных путей сообщения в Центральной Азии (ПУДПС ЦА-1), поддерживаемой Всемирным банком. Цель данной программы — восстановление трансграничного сообщения между Ошской и Баткенской областями Кыргызстана и Согдийской областью Таджикистана.

В рамках ее реализации реабилитируем участки дорожного коридора Ош — Баткен — Исфана — Худжанд общей протяженностью около 56 км. В частности, речь идет об участках Исфана — КПП Кайрагач/ Маданият, Баткен — Торт- куль и Баткен — КПП Кызыл-Бель/Гулистон.

По оценкам, прямыми получателями выгоды проекта станут приблизительно 680 тыс. жителей Баткенской и Ошской областей, которые, как ожидается, будут регулярными пользователями выше-упомянутых дорожных участков. Реализовать проект намечено до 2019 года. Вторая фаза программы осуществится на территории Таджикистана.

В текущем году мы планируем начать строительные работы на двух участках дороги Бишкек — Ош. Это участок от Бишкека до Кара-Балты на севере республики и от села Маданият до Джалал-Абада — на юге.

Приоритетным проектом на ближайшие несколько лет для нас является также реабилитация так называемого Иссык-Кульского транспортного кольца. Указанная дорога пролегает по густонаселенным районам, расположенным вокруг озера Иссык-Куль, — Чолпон-Ате, с. Ананьево, с. Тюп и др.

За Караколом дорога проходит по южной части через села Кызыл-Суу, Боконбаево до Балыкчи, замыкая таким образом транспортное кольцо вокруг озера. Длина северного полукольца составляет 218 км, южного — 220 км. Дорога имеет важное экономическое значение для республики. В Балыкчи, который является одним из транспортных узлов страны, она обеспечивает транспортную связь между Иссык-Кульской, Чуйской и Нарынской областями. Также обеспечивает и непрерывную транспортную связь между КНР (Кашгар) и Республикой Казахстан через территории Нарынской и Иссык-Кульской областей по коридору ЦАРЭС-1. Кроме того, через Иссык-Кульское транспортное кольцо мы планируем соединить альтернативную дорогу север — юг с автомобильными дорогами Казахстана, в частности, обеспечить выход к магистрали Западный Китай — Западная Европа, которую строит казахская сторона. К настоящему времени по проекту реабилитации Иссык-Кульского транспортного кольца подготовлено ТЭО, согласно которому предположительная стоимость проекта составит порядка $550 млн. В 2015 году мы завершили реабилитацию первого участка — от перевала Кувакы до Балыкчи. В настоящее время ведется реабилитация участка от Балыкчи до Корумду. О финансировании работ на остальных участках министерство в настоящее время ведет переговоры с различными международными финансовыми институтами. Таким образом, мы улучшаем дорожную сеть в нескольких направлениях. Это значительно повысит экономический потенциал страны. Ради такой высокой цели тысячи дорожников Кыргызстана трудятся не покладая рук и не считаясь со временем.

— Видимо, надо не только строить дороги, но и содержать их. Какую спецтехнику получили за последние пять лет для этих целей от доноров и где ее используют?

— В соответствии с принятой Национальной стратегией устойчивого развития страны реализован ряд проектов по оснащению дорожно-эксплуатационной техникой Ошской, Джалал-Абадской и Таласской областей. Например, реабилитировали один из проектов в рамках Соглашения о техническом сотрудничестве между правительствами Японии и Кыргызстана от 6 октября 2004 года, на основании поданных министерством заявок в 2011-2012 годах на поставку техники и грантового соглашения, подписанного 31 июля 2014 года между правительством нашей республики и Японским агентством международного сотрудничества (JICA). Общая сумма гранта составляет 2 491 000 000 японских йен ($20 675 000). В рамках проекта поставлено 355 единиц дорожно-эксплуатационной техники и оборудования, в том числе 4 асфальтобетонных завода (АБЗ) и 4 камнедробильные установки (КДУ), которые установлены в Ошской, Джалал-Абадской и Таласской областях. Поставка техники начата с 2015 года с устройства площадок под АБЗ и КДУ. 355 единиц передано автодорожным управлениям и дорожно-эксплуатационным предприятиям, которые используются для строительства и ремонта автодорог. Реализация проекта завершена в ноябре 2015 года.

По проекту»Реабилитация автодороги Бишкек — Нарын — Торугарт» (по линии ИБР) в 2013 году поставлено 80 единиц дорожно-строительной техники и оборудования.

По линии турецкого кредита в 2013 году поставлено 74 единицы дорожно-строительной техники и оборудования. В том числе 3 комплекта стационарных АБЗ и КДУ и один комплект передвижной АБЗ и КДУ. Один из них установлен в Ак-Талинском районе Нарынской области, второй — в Токтогульском районе Джалал-Абадской, третий — в Кара-Бууринском районе Таласской области. Передвижной асфальтобетонный завод установили в Суусамырской долине.

Словом, с 2013-го по 2017 год поставлено 509 единиц дорожно-строительной техники и оборудования для строительства и содержания автодорог.

— Много нареканий высказывается в отношении работников поста весогабаритного контроля ввиду того, что вновь построенные дороги разрушаются проезжающими по ним большегрузными автомашинами. Что скажете по этому поводу?

— Какая только критика не высказывается в адрес работников Департамента весогабаритного контроля. Поэтому в этой сфере также наводим порядок, и соответственно есть нововведения. К примеру, система весогабаритного контроля на постах «Сосновка» и «Кемин» предназначена для динамического взвешивания осевых нагрузок и измерения габаритов грузовых транспортных средств без участия человеческого фактора путем видеофиксации в онлайн-режиме с распознаванием государственных номерных знаков грузовых автотранспортных средств.

Как известно, Министерство транспорта и дорог провело тендер на закупку оборудования весогабаритных измерений, который финансируется Всемирным банком. Выиграла его компания «Бетамонт» из Словакии, у нее большой опыт внедрения такой системы в европейских странах. Она воплотила этот проект в Кыргызстане. В данное время измерение габаритов грузовых транспортных средств проводится без участия человеческого фактора в тестовом режиме.

Необходимо отметить, что Департамент весогабаритного контроля при Минтрансе параллельно с вышеупомянутой системой динамического взвешивания осевых нагрузок и измерения габаритов грузовых транспортных средств ввел в эксплуатацию Единую систему электронного контроля на всех пунктах весогабаритного контроля (ПВК) с видеофиксацией на центральный сервер ведомства. Сейчас оборудование работает в тестовом режиме, и эти нововведения дадут возможность сохранить наши дороги от проезда большегрузного автотранспорта, превышающего весогабаритные нормы.

— А как обстоят дела в сфере гражданской авиации? Как нам известно, в НСУР обозначены задачи и ее развития?

— Действительно, в нацстратегии намечены реконструкция и модернизация аэропортов «Ош», «Иссык-Куль», «Баткен», «Исфана», а также «Манас» с созданием на его базе авиатранспортного хаба. Постановлением правительства от 18.04.2014 года аэропорту «Баткен» придан статус международного. Для дальнейшего его развития нужно совершенствовать инфраструктуру, строить технические сооружения и помещения. В связи с этим для расширения аэропорта требуется дополнительная территория. После совместной работы соответствующих госорганов Министерство юстиции инициировало проект закона «О внесении изменений в Земельный кодекс», который одобрен постановлением правительства от 27.10.2015 г. №756 и находится на рассмотрении Жогорку Кенеша. После его принятия произойдет трансформация земельного участка в 5,0 га для международного аэропорта «Баткен». Сейчас идут строительные-монтажные работы существующего здания аэровокзала для улучшения качества обслуживания пассажиров.

В аэропорту «Джалал-Абад» ОАО «МАМ» в 2015 году провело ямочный ремонт взлетно-посадочной полосы и перрона аэропорта на общую сумму 6 207 068 сомов. Седьмого сентября 2015 года Агентство гражданской авиации при Министерстве транспорта и дорог провело сертификацию аэродрома «Джалал-Абад» и выдало сертификат его соответствия правилам сертификации гражданских аэродромов Кыргызстана. В настоящее время выполняются регулярные рейсы два раза в неделю по маршруту Бишкек — Джалал-Абад — Бишкек.

В 2014 году в аэропорту «Исфана» выполнен ямочный ремонт искусственной взлетно-посадочной полосы, рулежной дорожки, мест стоянки. Его стоимость составила 8,5 млн. сомов. В 2016 году отремонтировано покрытие элементов аэродрома (взлетно-посадочной полосы, рулежной дорожки, мест стоянки для воздушных судов) на сумму 1,4 млн. сомов.

Реализация проекта по модернизации национальной системы организации воздушного движения (ОВД) на $28,5 млн. проведена в 2013-2014 годах за счет технической помощи правительства США. Этот проект завершен в 2015 году. В настоящее время установленные 26 датчиков WAM и 8 трансляторов из 16 радиостанций введены в эксплуатацию. Сдана в эксплуатацию и новая аэронавигационная вышка контрольно-диспетчерского пункта (КДП) в Международном аэропорту «Манас». По состоянию на 1.01.2016 года проект реализован полностью и объект передан на баланс ГП «Кыргызаэронавигация».

Начиная с 2013 года по 2016-й приобретено оборудование на сумму $2 983 241 013, а также метеооборудование на сумму $379 790. Следует отметить, что для модернизации и покупки аэронавигационных оборудования и технических средств для аэропортов «Манас», «Ош» и «Иссык-Куль» на 2013-2017 гг. и до 2020 года потребуется около $24,1 млн.

Проект создания международного трансконтинентального авиационного хаба имеет статус стратегического значения. Для развития транзитного потенциала ОАО «Международный аэропорт «Манас» инициированы проекты по созданию: Международного трансконтинентального авиационного хаба на базе аэропорта «Манас», обеспечивающего международные транзитные перевозки пассажиров и грузов; Центральноазиатского регионального авиационного хаба на базе международного аэропорта «Ош», осуществляющего функцию резервного аэропорта в системе международного транснационального авиахаба.

Для развития потенциала грузовых авиаперевозок ОАО «МАМ» 21 мая 2015 года провело первый Центральноазиатский форум по воздушным грузоперевозкам, в котором участвовали отечественные и зарубежные представители грузовых авиакомпаний. Вместе с тем министерство активно работает над расширением географии полетов и развитием транзитного потенциала в Кыргызстане, а также предлагает авиационным властям стран востока Европы выполнять регулярные полеты из\в страны Европы и Юго-Восточной Азии через Кыргызстан с предоставлением 5-й степени свободы воздуха для желающих авиакомпаний.

В ОАО «МАМ» проходит реконструкция аэровокзального комплекса «Манас» (расширение восточной стороны и перепрофилирование каркаса здания с западной стороны). В этих целях «Манас» в ноябре 2016 года подписал кредитный договор с Российско-Кыргызским фондом развития. Это поспособствует созданию воздушно-транспортного узлового центра на базе ОАО «МАМ». Министерство транспорта и дорог на постоянной основе проводит мероприятия по продвижению проекта создания на базе Международного аэропорта «Манас» узлового центра грузопассажирских воздушных перевозок.






Добавить комментарий