Main Menu

Месторождения должны приносить доход государству, а если денег нет, надо уступить место тому, кто сможет продолжить работу

Месторождения должны приносить доход государству, а если денег нет, надо уступить место тому, кто сможет продолжить работуЗампредседателя Госкомитета по промышленности, энергетике и недропользованию Улан РЫСКУЛОВ рассказывает читателям «СК» о потенциале в сфере горнодобычи, задачах и перспективах отрасли в 2017 году.

— Горнодобывающая отрасль — важнейшая для Кыргызстана, и стимулирование ее развития стоит на повестке дня уже много лет. Что запланировано в этом году в управлении недропользования ГКПЭН?

— Если говорить о перспективах в сфере эффективного использования недр, мы должны в первую очередь обеспечить приток инвестиций. Для Кыргызстана, богатого запасами недр и при этом не очень богатого финансовыми средствами, это важнейший вопрос.

— Вы имеете в виду именно иностранные инвестиционные потоки, или в понятие «поиск инвестиций» входит и поиск внутренних спонсоров-инвесторов?

— Правильный выбор — вести поиск в обоих направлениях. Для привлечения средств на развитие отрасли, не государственных, а частных, нужна планомерная работа. Некоторые компании, внутренние инвесторы, уже выказывают интерес и готовы участвовать в ряде проектов в сфере горнодобычи. Но вот крупные бюджетообразующие объекты, такие как Джеруй, нашим компаниям пока не по силам. Зато о месторождениях среднего масштаба, безусловно, надо первоначально информировать местного инвестора, пробуждая в нем коммерческий интерес. Сказать вам точно о доле местных и иностранных компаний в горной отрасли страны я не могу, потому что в соответствии с законом о недрах все горнодобывающие компании должны быть зарегистрированы в Кыргызстане, хотя учредители могут быть резидентами иных стран. Наша задача — привлечение средств. А для этого надо выработать четкие требования как для недропользователей, так и для госорганов: кто за что отвечает, то есть — правила игры.

 — Согласитесь, что в последние 20 лет мы именно о выработке правил игры с недропользователями говорим без перерыва?!

— Мы проводим эту работу постоянно. Сейчас в Жогорку Кенеше рассматривается новая редакция Закона «О недрах», разработанная парламентариями. Предыдущее обновление этого важнейшего для страны нормативного акта состоялось в 2012 году, с того времени ситуация изменилась. Работаем в тесном контакте с парламентским комитетом по минеральным ресурсам. Как отраслевой орган, наше ведомство собирает, рассматривает и обобщает все поступающие предложения и замечания. Надеюсь, в этом году мы получим обновленный работающий закон.

 — Что же там меняется?

— Например, предлагается ввести правило первой заявки для месторождений, на которые сейчас лицензия выдается путем прямых переговоров. То есть тот, кто первым получит заявку, имеет все шансы получить лицензию. Сейчас же по таким объектам необходимо ждать месяц, и это создает возможность проявления коррупционных рисков.

Также в отличие от действующего закона в новом мы даем гораздо больше полномочий местным органам власти. На пользование недрами общераспространенных месторождений полезных ископаемых предлагаем выдавать разрешения вместо нынешних лицензий. Поясню: к примеру, в Баткенской области предприниматель намерен осваивать месторождение гравийно-песчаных смесей, но оно не стоит на учете в нашем подразделении ГКПЭН. Гравийно-песчаные запасы, собственно, имеются повсюду — таковы особенности строения наших гор. А баткенскому бизнесмену для оформления всех документов следует обратиться к нам за лицензией сначала на разведку, сделать проект, провести геологоразведочные работы, поставить на госбаланс, потом обратиться еще раз за лицензией на разработку. Тем самым путь удлиняется из-за множества процедурных моментов. Мы же предлагаем разрешить органам МСУ выдавать в таких случаях разрешения на добычу инертных материалов в своих районах. А вот на добычу металлов по-прежнему будем выдавать лицензии в госкомитете.

— Но ведь передача таких полномочий органам местной власти вполне способна повлечь новый виток коррупции на местах, и это мы уже проходили в нашей суверенной истории…

— Нет. Правительство разработает положение о выдаче разрешений подобного рода. В новой редакции Закона «О недрах» более четко прописываются требования, основания для приостановления лицензий — за что и почему они будут аннулироваться? Сейчас это может случиться, к примеру, в случае неинформирования или позднего сообщения о смене собственника. Мы предлагаем перейти к экономическим методам — штрафам за нарушение норм закона, но бизнес при этом продолжит работу на месторождении.

— Сколько в стране сейчас держателей лицензий и сколько лицензиатов лишилось такого права в прошлом году?

— В 2016 году у нас разработана для удобства интересующихся этой сферой пользователей как в нашей стране, так и в мире интернет-площадка www.gkpen.on.kg, где можно посмотреть число лицензий, данные всех лицензиатов, причем с любого компьютера. Список действующих лицензий на момент нашей беседы (13.02.2017 г. — Прим. авт.) — 2 146, но это число по мере оформления заявок на геологоразведку и разработку месторождений постоянно обновляется нашими сотрудниками, которые тут же вносят изменения в режиме онлайн. Можно найти лицензию по номеру, району, области, по айыльному аймаку, названию месторождения, наименованию самой компании, по ИНН фирмы, размеру площади, перечню полезных ископаемых на этой площади. Вот, например, по углю действуют 311 лицензий, по драгметаллам и камням — 480, по неметаллическим месторождениям — около 900. Можно посмотреть на сайте инфографику — все прозрачно и открыто для всех интересующихся. Из диаграмм на сайте можно сразу увидеть много информации, например, доля держателей лицензий на добычу драгоценных камней и металлов составляет 18,9 процента. Есть возможность посмотреть и данные самой лицензии — номер, когда и на какое время выдана, наименование объекта, кому выдана, где находится, с уточнением названия айыльного округа, какой вид полезного ископаемого, на что выдан документ, на разведку или добычу, размер площади, контакты недропользователя. Также там есть данные и об открытом бюджете — сколько заплатила компания, какие платежи уже перечислены в местный бюджет. Кроме того, мы синхронизировали данные с Минюстом, поэтому можно посмотреть, кто учредитель фирмы, когда она учреждена, по какому адресу. На сайте есть и список заявок с датой подачи.

Эта система в полную силу заработала к концу 2016 года. На сегодня мы аннулировали 13 лицензий по ряду нарушений, материалы по таким компаниям направлены в Финполицию для принятия мер к взысканию неуплаченных налогов в случае перерегистрации. Эти невыплаченные суммы (бонус) превышают $100 тысяч. Можно посмотреть на сайте и размер платежей за удержание лицензий, в первую очередь это сделано для информирования акимов районов, глав айыльных округов в регионах. Теперь главам местной власти не нужно обращаться в госкомитет за этими данными. Это важно, потому что акимы и главы МСУ при планировании местных бюджетов должны учитывать такие поступления. Имеется на сайте и карта лицензионных площадей. Можно посмотреть, сколько лицензий выдано на разведку богатств наших недр, на их разработку и так далее. Имеется на сайте также интернет-карта всех без исключения полезных ископаемых нашей страны — можно посмотреть все месторождения золота, каменного, бурого угля, железа, меди и т. д.

— А кто делал этот многофункциональный и сверхинформативный сайт? Знают ли о его наличии акимы, губернаторы, главы айыльных округов?

— Мы обратились к донорским организациям, которые организовали тендер среди местных IT-компаний, победитель создал этот интернет-портал на основе данных, переданных ему нашими специалистами в области горного дела.

Что касается информирования перечисленных представителей местной власти в регионах, мы провели рекламно-информационную кампанию. Кроме того, в прошлом году им, а также полномочным представителям правительства на местах отправили диски с вышеописанными данными, а также списками месторождений минеральных богатств в конкретных регионах.

— Когда ожидаете принятия новой редакции Закона «О недрах»? Что за этим последует?

— Надеемся, что в середине 2017-го. После этого надо приводить в соответствие с законом все нормативно-правовые акты. В этом году мы начинаем работать и над подготовкой Кодекса о недрах, о котором также говорим не первый год. Такие кодексы имеют многие страны. Это большой, всеобъемлющий документ, его принятие нужно стране. Почему? Все основные требования необходимо заложить в этот кодекс, а он должен стать определяющим направления документом. Тогда компаниям будет легче работать в рамках общего кодекса. Пока же получается, что закон не охватывает всех нюансов в сфере горнодобычи. Сейчас рассматриваем вопрос о повышении размера платежей за удержание лицензий, проект постановления уже готов. По разным полезным ископаемым предложены разные коэффициенты повышения платы. Подчеркну, что это вынужденная мера, продиктованная ситуацией. Введение платежей за лицензии преследовало цель ускорения работы, перехода от разведки к освоению залежей. На наш взгляд, нынешние суммы платежей пока не стимулируют компании к ускорению процессов производства.

— А вы не боитесь отпугнуть этим шагом инвесторов?

— Думаю, что добросовестных бизнесменов мы не отпугнем. Потому что для проведения работ по геологическому изучению есть определенные сроки, в течение которых мы оставляем щадящие суммы платежей. Но когда эти сроки заканчиваются, мы начинаем повышать размер платежей. К примеру, у нас есть компании, которые более десяти лет держат лицензии на поиск, разведку ископаемых, и этому не видно конца. Нам хотелось бы большей активности таких лицензиатов. Понимаем, что бывают разные обстоятельства, но площадь месторождения должна приносить доход государству, а если денег нет — надо уступить место тому, кто сможет продолжить работу. Недра должны работать на благо страны.

— Как ваше ведомство контролирует работу, проводимую сейчас на Джеруе? Этот вопрос очень интересует общественность Кыргызстана.

— Как вы знаете, в 2015 году лицензию на месторождение получил крупный российский инвестор. Компания сейчас ведет подготовительные работы. Она взяла на себя ряд обязательств, в том числе по срокам разработки ряда технических проектов, а также социальному пакету для местных сообществ. Техпроекты (в том числе на открытые горные работы, подземные горные работы, строительство золотоизвлекательной фабрики, рекультивацию земель и т. д.) нам уже представили, а наши специалисты в сфере горной промышленности очень тщательно все проверяют, чтобы избежать проблем в будущем. Уточню, что ряд из представленных проектов уже прошел экспертизу в госкомитете, а некоторые еще изучаем. Экспертизу проводим по охране недр и промышленной безопасности. Недавно в нашей организации прошла встреча профессионалов российской и местной проектных организаций с нашими сотрудниками, мы долго дискутировали, и сейчас они доработали один из проектов. Надеюсь, в этом году предприятие на Джеруйском золотом месторождении начнет работу.

— Расскажите о сотрудничестве в сфере горнодобычи в масштабе СНГ.

— С прошлого года Кыргызстан стал председателем Горнопромышленного совета по охране и использованию недр, членами которого являются все страны СНГ. Я его председатель. На днях в Исполкоме СНГ в Москве наша страна (в моем лице) отчитывалась о работе за этот год в сфере геологии, охраны недр. Среди важных тем обсуждения — порядок предоставления геологической информации, полученной до 1991-го. Вы знаете, что до этого года вся информация по СССР передавалась в Москву. По соглашению от 1992 года эти сведения являются нашей собственностью, но хранятся в столице России. Нужно определить, как мы сможем пользоваться этими данными и при необходимости предоставлять их иным странам. Кроме того, на межправсовете рассматриваются темы совместных работ. К примеру, в рамках стран Содружества имеется интересный проект — создание геологической карты полезных ископаемых всей территории СНГ. Наука не стоит на месте, с помощью современного оборудования мы получаем уникальные сведения. Предстоит их обобщить и соединить в масштабном проекте с участниками из всех стран СНГ. Геология не знает границ, многие месторождения начинаются в одной стране, а заканчиваются в других. Поэтому такая карта очень нужна для совместных исследований ученых-геологов в странах-партнерах.

Подготовила Елена МЕШКОВА.

Фото автора.






Добавить комментарий