Main Menu

Еаэс: льготный период завершен — проблемы необходимо решать оперативно

В конце января в конференц-зале издательского дома «Вечерний Бишкек» состоялся круглый стол на тему «Готовность Кыргызстана к новым экономическим реалиям: льготный период КР в ЕАЭС завершен», организованный клубом региональных экспертов Кыргызстана «Пикир».

Сегодня мы предлагаем вашему вниманию основные тезисы выступлений участников этого важного обсуждения. Заседание открыл модератор круглого стола экономист Джумакадыр Акенеев:

— В текущем году председательство в ЕАЭС перешло к Кыргызстану. В связи с этим на республику возложен большой груз ответственности за дальнейшее функционирование и развитие евразийской площадки, решение законодательных, экономических и в определенной степени политических вопросов, актуальных не только для КР, но и для всех стран — участниц Евразийского союза. Кроме того, завершение льготного (переходного) периода пребывания КР в ЕАЭС ставит нас перед необходимостью оперативного решения проблем, так и не устраненных в таможенной, тарифной и других сферах. Вот об этом предлагается поговорить.

Олег Панкратов — вице-премьер-министр:

— За годы независимости Кыргызстаном была утрачена производственно-промышленная база. Сельское хозяйство является мелкотоварным. Комплекс этих проблем требовал от нас взвешенного подхода при вступлении в ЕАЭС.

Основная цель нашего участия в ЕАЭС — трансформация национальной экономики из торгово-реэкспортной в производственную. Этого невозможно достичь, являясь посторонним наблюдателем экономических процессов, проходящих в рамках ЕАЭС. Кроме того, если бы мы не вступили в ЕАЭС, для республики оказались бы закрытыми не только товарные рынки, ведь основной товарооборот КР осуществляет с Россией и Казахстаном, но и рынок труда. Последний фактор особенно важен при наличии высокой безработицы в стране.

Обязательства КР как члена ЕАЭС включали ряд вопросов, в том числе приведение в соответствие с общими стандартами ЕАЭС национальных технических регламентов, по ряду из которых нам были определены льготные периоды. Кыргызской Республике удалось добиться таможенных льгот по целому ряду товарных групп, включая автомобильную и тракторную технику, продукцию сельского хозяйства. Предоставление таможенных преференций, предусматривающих более низкие по сравнению с другими странами ЕАЭС ввозные пошлины, должно было позволить кыргызстанской экономике адаптироваться к новым условиям. При невысоком уровне развития экономики и покупательной способности населения, безработице процесс интеграции КР в ЕАЭС сопровождается определенными трудностями, для смягчения которых и были предоставлены некоторые преференции на определенные периоды.

Необходимость создания соответствующей инфраструктуры по производству качественной продукции и вместе с этим проведение работ по зонированию территорий и испытательной базы позволят Кыргызстану выйти не только на рынок ЕАЭС, но и на торговые площадки третьих стран. Однако прежде всего это необходимо для нашего внутреннего рынка — ради обеспечения местного населения качественной продукцией.

При этом надо особо отметить, что РФ в одностороннем порядке открыла доступ на свои территории кыргызстанской сельскохозяйственной продукции, а Казахстан в этом процессе обеспечивает транзит. По результатам прошедшего года Россия, Армения, Беларусь отметили, что минимальные требования для выхода нашей продукции на рынки ЕАЭС выполнены.

Алмаз Сазбаков — заместитель министра экономики:

— Одним из важнейших требований вступления Кыргызстана в ЕАЭС являлось соблюдение условий переходного периода. Эти положения означают, что мы на момент их действия можем пользоваться и национальным регламентом. Нам удалось добиться применения этих переходных положений. Однако технические регламенты начали действовать с момента нашего членства — с августа 2015 года. Что это означает для отечественных производителей? Что производство можно будет осуществлять только согласно техническим регламентам, принятым внутри ЕАЭС.

Речь идет о нормативных документах, применяемых к самым опасным товарам, попадающим на рынки. Технические регламенты содержат определенный минимальный набор требований, гарантирующих безопасность этих товаров.

Для адаптации отечественных производителей к новым реалиям необходимо проводить работу по широкому информированию бизнеса, чтобы производитель мог при необходимости перепрофилировать свое производство. В данном случае внедрение международных стандартов — это не дополнительное время, а возможность оптимизировать свою деятельность. Эти новшества позволят осуществлять сбыт продукции не только внутри Евразийского союза, но и в третьих странах: Европе, арабских государствах.

Жумабек Асылбеков — заведующий отделом Министерства сельского хозяйства, мелиорации и пищевой промышленности:

— На сегодняшний день прошли аккредитацию и отремонтированы две лаборатории. Кроме этого, со стороны Минфина нам выделены средства на строительство двух фитосанитарных лабораторий в Тюпском районе Иссык-Кульской области и Кара-Бууринском районе Таласской области. Работы по этим объектам почти завершены. И в скором времени бизнесмены смогут получать сертификаты на местах, не приезжая в Бишкек или Ош.

В ближайшее время в Джалал-Абаде, Нарыне и Баткене будут построены три фитосанитарные лаборатории. Осуществляется это за счет средств казахстанского гранта.

Аскар Чукин — эксперт по таможенным вопросам:

— 12 февраля заканчивается льготный период по таможенному декларированию товаров. Но вопрос о дальнейшей работе таможенных брокеров до сих пор не решен. И если это не произойдет в самое ближайшее время, то уже 13 февраля остановятся практически все грузопотоки из третьих стран. Кто и как будет производить таможенную очистку товаров из этих стран — непонятно.

От этого пострадает не только бизнес, занимающийся таможенными процедурами, но и все, кто пользуется его услугами. Начнутся серьезные проблемы — Кыргызстан не сможет ввозить товары из стран, не входящих в ЕАЭС.

Брокеры смогут продолжать работу лишь в том случае, если выставят обеспечение своей деятельности в 1 миллион евро. Но у наших брокеров нет таких средств. Совокупный годовой оборот всех компаний, которые работают в этой сфере (а их 170 в республике), не превышает 400 млн. сомов, или 3 млн. евро. Понятно, что эта сумма не подъемная для нашего бизнеса. Тем более что из Закона КР «О таможенном регулировании» изъята такая мера, как договор страхования, которая позволила бы оставаться бизнесу на плаву. Сейчас перечень мер включает четыре пункта: залог, банковская гарантия, депозит и договор поручительства. Но эти механизмы в наших реалиях не действенны. Поэтому необходимо в перечень мер вернуть пункт о договоре страхования, как это сделал Казахстан.

Фархад Атавалиев — председатель Совета Ассоциации таможенных брокеров:

— Сумма 1 млн. евро, то есть увеличение в 74 раза таможенного обеспечения, для КР необоснованна. Мы неоднократно обращались в правительство о необходимости установления адекватной суммы — 150 тыс. евро, соответствующей экономическим возможностям нашей республики. Она также соответствовала бы распределению доходов от таможенных сборов, например, России 87,97%, Кыргызстану — 1,9%. Тем более экономика Кыргызстана в основном мелкотоварная: 90% — это мелкий и средний бизнес.

Предложения Ассоциации таможенных брокеров КР на 52 страницах правительством до сих пор не учтены. Лишь сегодня соответствующий комитет ЖК КР рассматривает законопроект, предусматривающий изменения в таможенном законодательстве. У нас осталось еще немного времени до часа икс, чтобы успеть обеспечить регламентирующими документами наших бизнесменов.

Кубат Рахимов — эксперт, председатель комитета Торгово-промышленной палаты КР:

— Нельзя перекладывать все вопросы на плечи государства. Бизнес в интеграции должен стать партнером (софинансистом) в решении вопросов, стоящих перед республикой, например, по созданию и функционированию лабораторий. Более того, необходимо прекратить политику ожидания бесплатной помощи со стороны наших партнеров — России и Казахстана. Никому не выгодно создавать конкурента за свои собственные деньги. Где наша собственная ответственность? Надо самим превращаться в ответственное бизнес-сообщество. Государство в данном случае — регулятор, а не мальчик для битья. Опыт показывает, что отраслевики включаются в общее движение слишком поздно. Тогда как, наоборот, именно они должны подталкивать государство к решению вопросов, отражающих их интересы. Необходимо повышать ответственность самих предпринимателей, гармонично объединить действия правительства и бизнеса.

Шамиль Борончиев — исполнительный вице-президент Кыргызского союза промышленников и предпринимателей:

— Ввиду принятия технических регламентов, определяющих правила деятельности, Кыргызстану необходимо их соблюдать. Это дает возможность подтянуться нашим производителям и решить вопросы обеспечения качества производимой продукции, впоследствии способной стать конкурентоспособной на рынках ЕАЭС и других стран.

Государственные органы должны сейчас проводить широкую и активную разъяснительную работу о выгодах, получаемых Кыргызстаном и соответственно нашими производителями, от соблюдения требуемых параметров.

Самат Кылжыев — независимый эксперт по экономическим вопросам:

— Бизнес должен активно взаимодействовать с государством, роль которого — создание кооперативных связей, а бизнеса — обеспечение активности процесса. Для достижения нашей экономикой конкурентоспособности необходимо определить те сферы, которые могут обеспечить прорыв, при этом делать упор на привлечение инноваций, например, здравоохранение, образование, ремесленничество. В этом нам могут помочь инвестиции. Мы не можем существовать вне интеграционных процессов.

* * *

Участники круглого стола выработали совместные рекомендации правительству страны, в числе которых: создание экспертно-аналитического центра при Министерстве экономики КР, занимающегося вопросами дальнейшей интеграции страны в ЕАЭС; организация кооперативов сельхозпроизводителей, в которых особое внимание обращается на создание предприятий по переработке выращенной сельхозпродукции, обеспечивающих наращивание объемов экспорта сельскохозяйственной продукции в страны ЕАЭС; проведение в ускоренном порядке работы по гармонизации национального законодательства в сфере таможенного регулирования; решение вопроса о снижении ставки таможенного обеспечения с 1 млн. евро до 150 тыс. евро, что позволит обеспечить более эффективную работу таможенных брокеров для продвижения товарной продукции.

Кроме того, исходя из председательства страны в ЕАЭС, участники круглого стола рекомендовали госорганам республики активизировать информационную работу для разъяснения выгод, получаемых экономикой Кыргызстана от участия в ЕАЭС.






Добавить комментарий