Main Menu

Ящерице коррупции нельзя обрубать только хвост, ч. IV

Ящерице коррупции нельзя обрубать только хвост

(Окончание, начало в №129, 132133.)

Дающий взятку и берущий взятку оба окажутся в адском пламени.
Хадис Пророка Мухаммада

Яркие дискуссии о способах антикоррупционной борьбы в рамках недавнего международного и многорегионального семинара гражданского общества «Евросоюз — Кыргызская Республика: борьба с коррупцией» продолжались два дня почти без перерывов. Чиновники отчитывались о сделанном, люди задавали острые и порой нелицеприятные вопросы.


Глас народа: «Почему бездействует Генпрокуратура?»


На это серьезное обвинение аргументированно ответил представитель этого ведомства Тилек Саякбаев, ранее курировавший антикоррупционную борьбу в отечественном кабинете министров:

Генпрокуратура отнюдь не бездействует. Реализуются многие меры, разработан механизм выявления коррупционных схем, причем Кыргызстан первым в мире обнародует демонтаж схем коррупции на секторальном уровне.

Т. Саякбаев напомнил, что в мире существует три способа борьбы с коррупцией: война, как в Китае; комплексный подход (карательно-превентивный); бездействие. (Судя по всему, наша страна выбирает комплекс мер. — Прим. Е. М.)

Т. Саякбаев сетует и призывает:

Население в регионах во всех местных бедах обвиняет чиновников, которые, по мнению многих, идут на работу только для того, чтобы украсть или обхитрить кого-то. Это обидно, ведь у нас есть очень много честных, бескорыстных людей. Журналисты, давайте развенчивать миф, что все чиновники, прокуроры, люди в погонах — воры и аферисты. Это не так! Молодежь уже боится идти на госслужбу. Ни к чему хорошему это не приведет. В большом социологическом исследовании, проведенном в некоторых регионах республики, людям задавали вопрос, какая организация, на их взгляд, наиболее коррумпирована. К примеру, в Ак-Талинском районе Нарынской области люди сказали: таможня. Но в этом районе нет таможни, а мнение людей формирует желтая пресса. Зато в Бишкеке участники опроса поставили таможню на 13-е место по уровню коррупции.

Во время антикоррупционной дискуссии участники работали в нескольких секциях по темам:

  1. Коррупция в частном секторе и деловая этика;
  2. СМИ и гражданское общество как контролирующий орган, информирование общественности;
  3. Коррупция в судебной системе и правоохранительных органах;
  4. Коррупция в сферах здравоохранения и образования.

Каковы же общие итоги активных дискуссий, споров и возражений? Одним из камней преткновения многие назвали в первую очередь несовершенство кыргызстанского законодательства по борьбе с коррупцией. Хотя в стране действуют неплохие законы, но, по мнению многих участников процесса, имеется и простор для творчества (в данном случае — законотворчества), улучшения, «оттачивания» государственного инструмента противодействия коррупции.

В частности, давно необходим подзаконный акт, обеспечивающий защиту заявителей, которые информируют госорганы о коррупционных действиях, промедление в прямом смысле опасно для их жизней. Вполне очевидно, что над законодательством надо работать комплексно, внося изменения не только в законы, но и в подзаконные акты, которые следует принимать в комплекте с законом, да и сроки введения устанавливать единые. Одной из давно назревших, но пока не закрепленных в законе мер является ответственность чиновников, которые расследуют коррупционные преступления, в частности в Генпрокуратуре. Но в таком случае требуется введение меры ответственности и для правоохранительных органов, которые должны по закону реагировать на сигналы граждан и публикации в СМИ о фактах взяток и вымогательств. Следует установить меру ответственности и для начальников, подчиненные которых уличены во взяточничестве. «Ящерица коррупции» вполне может откинуть хвост, лапу, и они вырастут снова, а значит, начинать надо с головы.

Вновь и вновь неравнодушные люди призывают все население страны к вовлечению в процесс противодействия коррупции: государство не может ее победить без участия всего общества.

Талайбек Койчуманов, глава Совета по развитию бизнеса и инвестициям при правительстве КР, отметил самое важное для активизации антикоррупционного процесса в стране. Это, во-первых, создание условий для продвижения комплаенс-системы в предпринимательской среде и выполнения антикоррупционных требований. (Поясним: под термином «комплаенс» надо понимать необходимость соответствия внутренним или внешним требованиям (нормам). Это соблюдение надлежащих стандартов поведения на рынке, управление конфликтами интересов, справедливое и добросовестное отношение к клиентам. К сфере комплаенса относятся такие специфические области, как противодействие легализации преступных доходов и финансированию терроризма; разработка документов и процедур, обеспечивающих соответствие работы компании действующему законодательству; защита информационных потоков, противодействие мошенничеству и коррупции, установление этических норм поведения сотрудников и т. д.). Во-вторых, внедрение руководителями госорганов и компаний антикоррупционной мотивации и норм делового этикета среди работников; в-третьих, выявление коррупционных рисков в работе компаний, разработка деловой этики, проведение тренингов для сотрудников. Очень важна, в-четвертых, проверка добросовестности партнеров компании. Далее, требуется разработать единую методологию для госслужащих и работников компаний, включающую этические принципы и нормы взаимодействия сторон. В-шестых, надо создавать условия для распространения в деловой среде принципов Деловой хартии, способствующей противодействию коррупции. В числе рекомендаций также — внедрение корпоративного управления, мер по предупреждению коррупционных проявлений, обеспечение финансовой дисциплины, отказ от незаконных преимуществ, взаимоотношения с госорганами, партнерами и дочерними компаниями. Немаловажной частью, как отмечали все участники дискуссии, является публичность деятельности любой структуры. Следующий шаг — поощрение компаний, внедряющих комплаенс-систему в госзакупках, а также при проверках государственных контролирующих органов. Следующий полезный совет — повышение прозрачности работы бизнеса, из которого логично вытекают и снижение числа проверок, и сокращение рисков для компаний. В ряду рекомендаций — неизменные меры по улучшению инвестклимата, привлечению иностранных инвесторов, а для их притока надо учитывать мнения присутствующих в стране инвесторов о качестве предпринимательской среды, в частности о росте прозрачности и предсказуемости действий госорганов.

Законы должны работать для страны и развития бизнес-среды не только де-юре, но и де-факто,

— заключил Т. Койчуманов.


Глас народа: «Предпосылки для корпоративного управления в стране есть — но не случилось!»


Автоматизация процессов управления и социальный капитал — вот основные темы, на которые делались акценты в теме дискуссии «СМИ и гражданское общество в антикоррупционной борьбе». Жылдыз Куватова, директор проекта Евросоюза «Медиа и гражданское участие в процессах прозрачности и подотчетности» (Internews), считает:

Автоматизация процессов управления в госорганах — признанный в мире путь для роста прозрачности и открытости. Внедрение автоматизированных систем, IT-технологий, создание баз данных по единому стандарту касаются не только органов госуправления, но и работы международных донорских организаций, НПО. Но системы «Открытый бюджет», «Открытое правительство» и другие не будут работать без пользователя — а это именно мы, налогоплательщики, которые должны уметь воспользоваться сведениями из баз данных, интернет-сайтов, создаваемых для повышения уровня открытости работы всех структур. И тогда не надо будет писать жалобы в госорганы, работать по старинке. Надо повышать культуру работы с цифровыми данными, и мы сильно упростим себе жизнь.

Что касается социального капитала, напомнила она, тема эта очень комплексная, включающая в себя доверие между субъектами, компетентность, коммуникативную культуру и медиаграмотность (к примеру, когда НПО выступают субъектами коммуникации через СМИ, а не объектами), не следует ждать внимания СМИ, надо научиться сообщать сообществу о своих идеях самим, причем интересно, включая социальные сети, блоги и т. д.

И тогда людям не понадобятся уличные пикеты, чтобы объяснить свою точку зрения и отстоять права. Хорошие идеи надо уметь донести до общества,

— уточняет Ж. Куватова.


Глас народа: «Мифом является точка зрения, что вскоре, с развитием Интернета, СМИ перестанут быть необходимыми обществу. Требование сегодняшнего и завтрашнего дня — медийная грамотность всего общества».


Радость Тофтисова, главный эксперт проекта ЕС «Содействие укреплению верховенства права в КР», подчеркнула, что «в действующих в Кыргызстане антикоррупционных законах заложено много больше, чем реализуется фактически. Закон лучше, чем реальность, значит, надо улучшить его применение». Подотчетность действий милиции, соответствие национальных механизмов антикоррупционного противоборства международным стандартам, в частности Конвенции ООН по противодействию коррупции, также обсуждали семинаристы в секции по коррупции в судебной и правоохранительной системах. Один из ранее закрытых, но под влиянием момента требующих изменения факторов — открытость для общественности бюджетов правоохранительных органов. Важны и мониторинг в этих сферах, и законом установленная дисциплинарная ответственность. Эксперт также подчеркнула полезность опыта Хорватии в борьбе с коррупционерами, о котором говорила одна из участниц. В частности, там привлекли к суду по обвинению в коррупционных деяниях бывшего премьер-министра страны.

Как всегда, «не в бровь, а в глаз», точным оказалось выступление члена общественного совета при отечественном Минфине Бактыбека Сатыбекова. В данном случае он говорил о коррупционных нарушениях в сферах образования и здравоохранения, отметив:

Есть множество очень результативных подходов к антикоррупционной борьбе в Минобразования (отмечены коррупционные риски в самом министерстве и низовая коррупция в учебных учреждениях). Сложилось впечатление, что в Минобразования нет единого видения, единых подходов по противодействию коррупции. Слабая детализация бизнес-процессов в этой структуре, столь же слабая коммуникация внутри министерства и с подведомственными структурами плюс межведомственные связи создают простор для коррупционного потенциала. При этом отсутствует система мониторинга коррупции и ее оценки с участием общественного наблюдательного совета. Борьба с коррупцией — это как плыть на лодке против течения в бурной реке: стоит сложить весла, тут же снесет назад!

— образно отметил эксперт.

Школьные поборы, неэффективные госзакупки, отсутствие прозрачности и подотчетности как в бюджетных, так и во внебюджетных организациях образования отмечены в Кыргызстане повсеместно. Некоторые участники семинара предлагают законодательно легализовать систему сбора платежей в образовательной сфере. У других это вызвало бурные возражения.
Что касается системы здравоохранения, по которой также повсеместно можно приводить многочисленные примеры коррупционных деяний, среди одной из мер решения проблемы — возможность придерживаться принципа справедливой платы за качественный труд. В ходе дискуссии обсуждалась и ситуация с лекарственным обеспечением, в частности по категории жизненно важных лекарств, приобретаемых в стране через систему госзакупок.


Глас народа: «Цены на жизненно необходимые лекарства варьируются в десятки раз!»


Одно из весомых предложений антикоррупционного форума — о необходимости создания при каждом лечебном учреждении попечительских советов, в которых обязательно должна участвовать общественность, задачей которой станет контроль процесса закупки и стоимости лекарств. Из этого логично вытекает обязательность участия общественности в процессе госзакупок лекарственных средств. Публичность процесса и прозрачность отчетов — также сильнейшие орудия контроля за работой лечебных структур. Также эксперт подчеркнул, что системно решает проблемы коррупции легализация, либерализация всех неформальных платежей, которая процветает в отечественном здравоохранении.

Если честно говорить, здравоохранение, как и образование, — давно приватизированная среда, это надо признать, — подчеркнул Б. Сатыбеков. — Улучшайте качество услуг, а мы, пациенты, будем за них честно платить!

На это последовало резкое возражение Зульфии Марат, эксперта общественного объединения — международного фонда «Институт исследования проблем водопользования и водноэнергетических ресурсов Центральной Азии»:

У них средняя зарплата — 200 долларов, а вы предлагаете легализовать незаконные платежи. Тогда ребенок не попадет в школу, а больной — в больницу! Моя позиция: изменить конституционные основы, чтобы власть была ответственна за процессы развития и чтобы в стране ежегодно прибавлялось 50 тысяч рабочих мест. И тогда через 10 лет у нас будет бесплатная медицина!

В заключение следует привести поддержанную всеми участниками точку зрения:

Нужно конституционно обеспечить выборность судей Верховного суда и прокуроров Генпрокуратуры, сделать реформу судебной системы — люди устали от беззакония. И чтобы судьи и прокуроры отчитывались не перед Президентом, а перед народом!

Елена МЕШКОВА.






Добавить комментарий