Main Menu

Ящерице коррупции нельзя обрубать только хвост

Ящерице коррупции нельзя обрубать только хвост

«Самое главное при всяком государственном устройстве — сделать так,
чтобы должностным лицам невозможно было наживаться”.
Аристотель, древнегреческий философ

В Бишкеке состоялось заметное событие — ежегодный семинар для организаций гражданского общества по борьбе с коррупцией «Европейский союз — Кыргызская Республика — 2016: антикоррупционная борьба». Мероприятие организовано по инициативе и при поддержке Евросоюза. В столичной гостинице «Хаятт» собралось свыше 200 участников организаций гражданского общества, профессиональных ассоциаций, СМИ, муниципальных органов власти, судебной системы и органов прокуратуры Кыргызстана, а также гости из России, Грузии, Украины, некоторых стран ЕС (Австрии, Италии, Хорватии, Черногории).

Антикоррупционные семинары по инициативе ЕС проводятся в Кыргызстане с 2010 года, и это уже устойчивая площадка для обсуждения актуальных вопросов, выработки рекомендаций как для властей Кыргызстана, так и для представительства ЕС в республике, которое способно воплотить их в жизнь в рамках совместных программ и проектов. На сей раз основными темами дискуссий стали: законодательная и институциональная база, превентивные механизмы борьбы с коррупцией, коррупция в частном секторе и бизнес-среде, роль СМИ и гражданского общества, повышение уровня информированности общественности по этому вопросу, а также коррупция в судебных и правоохранительных органах, здравоохранении и образовании.


В 2015 году Кыргызстан занял 123-е место в Индексе восприятия коррупции, опубликованном организацией Transparency International.


Глава представительства Евросоюза в Кыргызстане посол Чезаре Де Монтис, приветствуя участников, отметил:

Мы надеемся, что семинар поможет улучшить диалог между правительством Кыргызстана и гражданским обществом, а также повысит эффективность борьбы с коррупцией, чтобы как политическое, так и гражданское общество поняли: противодействие этому явлению является долгом каждого.

Нурия Кутнаева, представитель секретариата Совета обороны КР (СО), рассказала о работе в сфере предупреждения коррупции. Борьба ведется в двух направлениях: во-первых, она носит превентивный, предупреждающий характер, во-вторых, характер необходимого реагирования на последствия, то есть пресечения коррупционных деяний карательным методом. Рабочая группа СО разрабатывает и осуществляет действия по предупреждению и пресечению коррупционных правонарушений, при этом привлекаются группы экспертов. На заседаниях члены рабочей группы детально рассматривают, как госорганы и ОМСУ реализуют антикоррупционные мероприятия. Информация распространяется через СМИ. Кроме того, члены группы готовят предложения по шагам, направленным на демонтаж системной коррупции и преступных схем в госорганах. Руководит работой группы секретарь Совета обороны, его заместители — первый заместитель генпрокурора КР и заместитель секретаря СО; в составе — главы аппарата правительства, Госкадровой службы, Академии управления при Президенте страны, Антикоррупционной службы ГКНБ, Фонда по управлению госимуществом, компании «Кыргызконцепт». Кроме того, включены и независимые эксперты — советник премьер-министра, глава представительства «Транспаренси интернешнл» в Кыргызстане, проректор Дипломатической академии.
Н. Кутнаева привела примеры реальных результатов предотвращения коррупции в ряде ведомств. Так, эксперты отслеживали коррупционные риски в департаменте регистрации транспортных средств и водительского состава ГРС, получение в Минобразования лицензий для частных детсадов, слом коррупционных схем при защите диссертаций в ВАК (Высшей аттестационной комиссии).

Также проведен анализ работы департамента кадастра и регистрации прав на недвижимое имущество Госрегистра. Как известно, именно этот сектор всегда вызывал огромное недовольство и жалобы граждан. Выявив, как именно нерадивые сотрудники департамента постоянно и злостно нарушают права обратившихся к ним граждан, в Совете обороны предписали руководству ГРС создать комиссию с участием активистов гражданского сектора, утвердили методику оценки коррупционных рисков при отказах в регистрации прав на недвижимость, рекомендовали департаменту анализировать причины отказов в регистрации. В самом же СО ведут постоянный мониторинг работы этого подразделения ГРС. Также департаменту предписано публиковать на сайте
Госрегистра статистику по числу обратившихся и получивших/не получивших документы на недвижимость.

С ноября 2013-го по ноябрь 2016 года эта рабочая группа в ходе 65 заседаний разработала пошаговые детальные планы мероприятий по демонтажу системной коррупции для 30 госорганов. В среднем по каждому госоргану работа длится от трех до пяти месяцев, пояснила эксперт.

Каковы же основные причины коррупционных рисков в госорганах страны? Это слабое законодательство, дублирующие или излишние функции госорганов, неотрегламентированность внутренних процессов, хаотичность управленческих решений, отсутствие или низкий уровень автоматизации процессов, отсутствие прозрачности. Именно на укрепление антикоррупционности законов, прозрачность процедур, автоматизацию баз данных, сокращение бюрократических барьеров и дублирования направлены действия планов Совета обороны. Немаловажно и совершенствование кадровой политики.

Из следующих практических достижений в сфере антикоррупции в СО называют ликвидацию ОАО «Агропродкорпорация» в связи с выявлением многочисленных рисков. Еще весьма значимый для общества результат — реформа работы Дорожно-патрульной службы МВД. Теперь, как утверждает эксперт, там повысилась степень прозрачности оплаты штрафов за нарушение ПДД, упрощена процедура оплаты — через POS-терминалы в патрульных машинах ДПС и платежные терминалы.


Сумма зарегистрированных штрафов ДПС в 2014 году составила 5,8 млн. сомов, в 2015-м выросла до 17,6 млн., а за неполный 2016-й уже достигла 17,8 млн. сомов.


Постоянно выявлялись до реорганизации риски в Госагентстве по геологии и минеральным ресурсам, большие нарекания вызывала непрозрачная схема получения лицензий. Для повышения степени прозрачности запущена «Интерактивная карта месторождений», которая значительно (как утверждают в ведомстве) снижает возможность манипуляций и незаконных вознаграждений за доступ к базе данных; исключены прямые переговоры и усовершенствована процедура проведения аукционов для недропользователей; снижена возможность манипуляций и незаконных вознаграждений за доступ к базе данных полезных ископаемых.

В уже упомянутой ГРС частые жалобы от обратившихся туда давно выявили все коррупционные риски. Сейчас, по утверждению экспертов СО, эти риски минимизированы путем внедрения автоматизированной системы (АИС) «ЗАГС», «Медсправка», «Паспорт» и «Регистр транспорта». Теперь граждане не заполняют бланки в бумажном виде, получение документов ускорено, введена услуга ускоренного получения паспорта за два часа (плата за это — 6 тыс. сомов). Раньше посредники получали до 19 тысяч за оказание такой услуги. А в уже упомянутом департаменте кадастра ГРС граждане теперь могут оперативно (в течение часа) получить справку о наличии/отсутствии недвижимости. Ранее эту справку можно было получить только за незаконное вознаграждение. Кроме того, гражданам доступно получение выписки из Единой информсистемы недвижимости в режиме онлайн.

Есть достижения и по налоговой службе. Так, для малого и среднего бизнеса введена квартальная отчетность вместо месячной, что снижает число контактов сотрудников ГНС с предпринимателями втрое (с 12 до четырех). К тому же поквартальная оплата значительно снизила административное бремя. А индивидуальные предприниматели (ИП) бесплатно проходят одновременную регистрацию и как ИП, и как налогоплательщики.

Очень важное сообщение — в Совете обороны планируют запустить общий для всех госорганов антикоррупционный сайт, куда граждане смогут обратиться с жалобой или за помощью. Появится там и интерактивная карта, где можно будет воочию увидеть, какие организации наиболее «нечисты на руку».

О полномочиях Генпрокуратуры (ГП) республики в деле борьбы с коррупцией рассказал Марлен Чоробеков, замглавы управления по противодействию коррупции и надзору за исполнением законов Генпрокуратуры. Наряду с другими госструктурами, сообщил он, Генпрокуратура также уже сделала и планирует реализовать далее ряд реформ в этом плане. Указом главы государства ГП поручено усилить надзор за выполнением законов и обоснованностью действий, проводимых налоговыми, таможенными и иными госорганами, субъектами предпринимательства и органов МСУ и, естественно, принимать меры к нарушителям норм. ГП поддерживает сокращение необоснованных проверок предпринимателей и ОМСУ со стороны правоохранителей и контролирующих органов, но в то же время усиливает надзор за теми, кто нарушает законы и нормы. Меры ГП жесткие, говорит прокурор, — от предупредительных до пресекающих вплоть до постановки вопроса об уголовной ответственности нарушителей.

Прокуратуре отведена одна из главных ролей в противодействии коррупции — в ее полномочиях, подтвержденных законом, контроль всех без исключения госорганов в сфере антикоррупции. В центральную прокуратуру стекаются все сведения по коррупции в госорганах и МСУ, оценивается эффективность принимаемых мер.


По данным Генпрокуратуры, за 9 месяцев 2016 года в сфере надзора за законностью и противодействием коррупции органы прокуратуры провели 1 547 проверок, по результатам которых опротестовано 156 незаконно изданных правовых актов, внесено 767 представлений и 329 предписаний о нарушении закона. Возбуждено 702 уголовных дела по преступлениям коррупционной направленности. За три года в ГП состоялось 28 координационных совещаний с представителями госорганов, фискальных структур, МСУ по противодействию коррупции. Обсуждались сферы, связанные с земельными отношениями, использованием средств бюджета в системах образования и здравоохранения и др. Принимают участие прокуроры и в надзоре за выполнением шагов по демонтажу незаконных схем; отвечает за эффективность мер в соответствии с Конвенцией ООН по противодействию коррупции, ратифицированной Кыргызстаном, генеральный прокурор.


В Кыргызстане не первый год возлагаются большие надежды на общественные наблюдательные советы — кому как не им подавать «голос совести», контролируя работу госорганов? Аида Рустемова, председатель координационного совета общественных советов, напомнила участникам семинара, что общественные советы (ОС) появились в нашей стране по инициативе Р. Отунбаевой после событий 2010 года, закон об ОС приняли весной 2014-го. В общем плане они должны были нести консультативную, наблюдательную, рекомендательную функции для госорганов. Среди целей советов — продвижение общественных инициатив, связанных с работой госорганов; помощь им в разработке и принятии качественных решений; улучшение качества госуслуг, повышение прозрачности и эффективности использования средств бюджета. Отсюда вытекает и цель подотчетности госорганов для снижения коррупционных рисков. Всего с 2010 года в стране появилось при госорганах 36 ОС, их членами стали почти 400 представителей гражданского общества — чиновники, независимые эксперты, бизнесмены, представители науки, международных организаций, политпартий, активисты НКО и НПО, журналисты.

Каковы же практические результаты работы ОС? В частности, члены ОНС при Минфине участвовали в подготовке Бюджетного кодекса, принятого в этом году, он обеспечивает подотчетность и прозрачность бюджетного процесса. Теперь общественные бюджетные слушания обязательны, естественно, с обобщением всех предложений и публикацией в СМИ. Активисты участвовали и в составлении Гражданского бюджета — упрощенного и сокращенного варианта основного бюджетного документа. Некоторые ОС рассматривали положение с госдолей в акционерных обществах и госпредприятиях. Оказалось, что пока дело там обстоит непрозрачно, коррупционные риски существуют, по поводу чего ОС подготовили рекомендации. В госорганах проводятся тренинги, направленные на профилактику правонарушений в сфере госуслуг. К примеру, ОС проверил в Минюсте работу двух департаментов.

В сфере внимания — портал госзакупок Минфина, тендерные и конкурсные комиссии, в частности, среди резонансных дел — выявление того факта, что глава Минтранса пользуется дорогим авто, зарегистрированным на частную китайскую компанию, являющуюся одним из главных поставщиков министерства. Налицо конфликт интересов и возникновение целого ряда вопросов.

ОС Минздрава регулярно получает письма от жителей страны и сотрудников медучреждений. В частности, резонансным в обществе стало назначение директора онкоцентра. Общественный совет инициировал проведение прозрачных выборов и организацию попечительского совета. В Минздраве, как выявили члены ОС, сотрудники Наццентра фтизиатрии и департамента лекарственного обеспечения проводят клинические испытания лекарства от туберкулеза на 54 пациентах, у 10 из них выявлены побочные признаки, есть два летальных исхода. Эти случаи также стали предметом внимания общественных наблюдателей.

У нас есть мечта: мы верим, что уже в обозримом будущем в Кыргызстане будет действовать прозрачная и подотчетная система госуправления,

— оптимистично завершила свое выступление А. Рустемова.

Елена МЕШКОВА.
(Продолжение в следующих номерах «СК»)






Добавить комментарий