Main Menu

Позитив все же есть

«Кыргызстан после двух революций: итоги и перспективы. Совместный поиск будущего» — такова была тема «круглого стола», в котором участвовали политики, правозащитники, чиновники, представители НПО. Организован он  коалицией «За демократию и гражданское общество», гражданским движением «Тилектештик — Солидарность».

Глава коалиции Динара Ошурахунова считает, что многое в стране еще не изменилось: забуксовала судебная реформа, беспокоят инициативы парламента в области языковой политики, законопроект об иностранной помощи делает уязвимыми НПО, а задержание 11 верующих в Узгене напоминает об аналогичных событиях 2007 года в Ноокате, люди, работавшие на семью Бакиевых, возвращаются на ответственные посты.
Отчасти солидарен был с ней лидер партии «Акыйкат» Аликбек Джекшенкулов, отметив, что чиновники времен Бакиева откупились и избежали наказания. Все проблемы в стране, по его мнению, от двух вещей: коррупции и некачественного государственного управления. Но в одиночку Президент не справится с этими бедами, а общество не собирается участвовать в решении этих проблем: «Мы наблюдаем. Никто не хочет ввязываться, никто никому не верит». По правде говоря, такие слова были не совсем понятны: граждане ведь «ввязались» 7 апреля 2010 года и позже, проголосовав на референдуме, парламентских и президентских выборах. Сейчас время действовать чиновникам.
Рита Карасартова посетовала, что местное самоуправление нигде не задействовано, это практически не предусмотрено законодательством. А из уст Мирсулжана Намазалиева, активного участника «тюльпановой революции», ныне руководителя Центральноазиатского института свободного рынка, прозвучал упрек в адрес политиков: на парламентских выборах партийные списки не формировались демократичным образом, ситуация подтверждает теорию, существующую в политэкономии, о том, что политик есть бизнесмен. В самом деле, игроки на политической арене действуют по всем законам рынка. Например, говорят о повышении пенсий, об улучшении инфраструктуры и так далее, завоевывая доверие электората, но ведь делать они это будут за счет налогоплательщиков, а не за счет личных сбережений. Это неправильная политическая конкуренция, считает Мирсулжан Намазалиев. «Из-за того что говорим: «Не будем копировать чужой опыт», мы всегда учимся на своих ошибках», — заметил он, имея в виду чужой опыт реформ и чужие модели демократии. И еще заявил, что МВД и судебная система — причины многих, если не всех, проблем, даже межэтнических конфликтов, а их реформирование никак не продвигается.
На фоне таких мнений выступления эксперта коалиции по парламенту Гульзады Медералиевой, зампредседателя ЦИК Гульнары Джурабаевой, депутата Райкана Тологонова прозвучали оптимистично.
Так, парламентарий-атамекеновец Райкан Тологонов напомнил, что теперь существует система сдержек и противовесов, «которая никому не позволит узурпировать власть». Гульнара Джурабаева (к слову, тоже член партии «Ата Мекен»), с одной стороны, признала, что при росте политического сознания политическая культура у нас отстает,  политики ведут конкурентную борьбу нечестными методами, с другой — отметила, что Центральная комиссия по выборам и проведению референдумов, которая прежде была лишь фасадом для решений руководства страны, теперь стала реально действующим органом, члены которого спорят между собой, поскольку представляют разные силы, но не позволяют друг другу проворачивать аферы.
Изменился теперь и Жогорку Кенеш, таков вывод Гульзады Медералиевой. Сегодня парламент является не марионеткой президента, как прежний созыв, состоявший большей частью из членов «Ак-Жола», а реальной властью, центром принятия решений. Например, законодательный орган теперь формирует правительство, ЦИК. Он стал работать прозрачно и вынуждает другие госорганы быть открытыми, вынося на суд общественности факты коррупции. «Плюсом нынешнего времени является то, что парламентская демократия развивается», — сказала эксперт. Да, есть проблемы, не всегда парламентаризм понимают правильно. К примеру, первая коалиция сформировалась не по принципу идейной схожести, а в результате торга, потому была менее устойчивой. Но, с другой стороны, конкуренция фракций, существовавшая внутри нее, являлась драйвером ее активности. А в целом, согласно исследованиям, 60% общества поддерживают парламентаризм.
Сам «отец» реформ в стране, бывший оппозиционер, революционер, лидер партии и парламентской фракции «Ата Мекен» Омурбек Текебаев ответил на критику, прозвучавшую за «круглым столом». Да, Временное правительство было слабым именно потому, что было временным, но ему удалось дать импульс преобразованиям, изменить до неузнаваемости государственное устройство. Однако чуть позже реформаторы упустили инициативу, так как на парламентских выборах народ поддержал и другие силы.
Несправедливыми, по его мнению, являются заявления об отсутствии смены политических элит, о гонениях на молодых управленцев (Мурзалиев, Тентиев). Сейчас, по его словам, всюду молодые, в парламенте из «динозавров» остался только он. Да, новое, в смысле возраста, поколение пришло. Но в ментальном, культурном плане смена элит не происходит. Нынешние молодые — это усовершенствованная модель старых отношений. «Разве Максим Бакиев был старым? Или Айдар Акаев?» — вопрошал Омурбек Чиркешович. Сейчас, по его словам, перед обществом стоит сложный вопрос выбора: пока никто не определился, какие политики нам нужны.
Коснулся депутат и несовершенства законодательства: выходит, что руководитель сельского клуба, забывший подписать бумагу и обвиненный в хищении 1 000 сомов, будет осужден на 10 лет, а должностное лицо госпредприятия может быть приговорено максимум к двум годам по обвинению в злоупотреблении доверием собственника. Поэтому он теперь инициирует поправки в законы и кодексы. Тем не менее сама политическая система ныне такая, что заниматься коррупцией стало менее выгодно, потому что всех «сдадут» (наверное, Омурбек Чиркешович имеет в виду нашу заметку о том, что «Ата Мекен» «сдал» Исхака Пирматова): в этом, мол, и  прелесть конкуренции.
В кулуарах мероприятия Омурбек Текебаев дал интервью журналистам о своем видении последствий двух революций:
— Сегодня однозначно то, что политические процессы, происходящие в Кыргызстане последние десять лет, идут в русле мировых событий. Во всем мире бурно происходит подъем активности народных масс, нового поколения. Оно требует новых общественно-политических отношений, формы правления, выступает против авторитаризма, диктатуры одной семьи, группы. У нас в 2005 году было море обещаний о предстоящих политических реформах, но они остались словами, наоборот, наблюдался регресс. В 2010-м Временное правительство в течение трех месяцев срочно провело необходимые изменения в политической системе. И реформы продолжаются. Принятие новой Конституции — это только основа, начало долгих политических, социально-экономических процессов.
На этом пути возникли препятствия, это неожиданные результаты парламентских выборов. Теперь сложно навязывать преобразования сверху, придется постоянно договариваться, убеждать оппонентов или партнеров по коалиции. Поэтому темп перемен немного замедлился, но, думаю, в результате они будут более качественными, потому что в период взаимосогласования и споров идет большая апробация, поиск оптимальных путей развития страны.
Взять Грузию. Саакашвили в первые годы своего правления был достаточно прогрессивным политиком, единолично решал все вопросы, поэтому реформы там произошли быстро и успешно. А мы изначально решили, что у нас не будет единого центра, что создадим сбалансированную систему, своего рода страховку от ошибок, но в то же время она может стать некоторым тормозом. Общество в поисках, не может определиться в своих предпочтениях, поэтому в парламенте пять почти одинаковых партий. У нас же отсутствуют традиционные партийные институты, есть политические объединения, которые стараются стать современными политическими партиями, но пока им присущи такие недостатки, как трайбализм, регионализм. Они не появились на пустом месте, их создали люди, имеющие бизнес-интересы, связи. Сказать, что в условиях новой системы политические институты и люди сразу начнут работать по-новому, наивно. Но видно, что поступки чиновников меняются.

Алия МОЛДАЛИЕВА.

 






Добавить комментарий