Main Menu

Половине выпускников лицеев не удалось получить сертификаты

Почему в Кыргызстане до сих пор отсутствует закон, по которому следует оценивать квалификацию подготовленных кадров в системе отечественного образования всех ступеней?

Отрадно, что сфера образования стран Центральной Азии (от дошкольного до вузовского) давно и прочно входит в круг интересов Евросоюза, который расширяет сотрудничество в этом секторе как со странами региона, так и с Кыргызстаном, в котором сейчас реализуется несколько европейских программ по совершенствованию системы образования. Одна из них — инициированная и финансируемая Евросоюзом программа для стран ЦАР «Центральноазиатская платформа образования» (ЦАПО). Среди участников проекта — Казахстан, Кыргызстан, Узбекистан, Таджикистан, Польша и Латвия.

Основой для этой платформы реформ в образовании стала принятая еще в 2007 году «Стратегия нового партнерства ЕС и стран ЦАР», которая продолжается и поныне. ЦАПО основана в 2012 году. Цель этой инициативы — помочь реформам в сфере образования в регионе Центральной Азии, наладить и расширить сотрудничество как внутрирегиональное, так и между странами ЦАР и Евросоюзом. Какими путями достигаются такие весьма обширные цели? По мнению руководителей этой платформы, в первую очередь — благодаря активизации диалога между заинтересованными сторонами, имеющими вес в сфере образования этих стран, — как чиновниками, так и представителями образовательной сферы, гражданского общества. Кроме того, в проекте имеется уникальная база данных о текущих и завершенных проектах в сфере образования в регионе. В планах же — проведение исследований и составление аналитических отчетов по качеству обучения или национальным квалификационным рамкам. Недавно в Брюсселе прошло первое заседание руководящего комитета ЦАПО, его участники рассмотрели достигнутое и одобрили план работы ЦАПО до марта 2018 года.

Кристиан Вагнер, руководитель проекта ЦАПО в регионеКристиан Вагнер, руководитель проекта ЦАПО в регионе, рассказал: «За четыре с половиной года сделано много, но до марта 2018-го предстоит сделать еще больше. Наша задача — укрепить национальный диалог между странами ЦАР в сфере высшего и профессионального образования. В июне 2015 года представители системы образования этих стран и ЕС встретились в Риге, обсудили достигнутые результаты и договорились продолжать диалог в направлениях повышения квалификации и внедрения национальных рамок квалификации во всех странах. Эту инициативу поддерживают и все государства Евросоюза. Хочу добавить, что члены ЕС Латвия и Польша также поддерживают нашу инициативу и платформу, причем Польша — в сфере высшего образования, а Латвия — в сфере профессионального обучения. Ведущие эксперты этих стран принимают участие в диалогах и исследованиях образовательного сектора. А в апреле 2016 года эксперты платформы, вновь в Риге, обсудили внедрение национальных рамок квалификации (НРК). Говорили они и о необходимости составления отчетов по ситуации с образованием в странах Центральной Азии. Сегодня мы презентовали отчет по этим НРК. «Дорожная карта» мероприятий предусматривает в ноябре 2016-го еще и конференцию по высшему образованию, и мы приглашаем туда представителей министерств образования всех стран, чтобы в ходе диалога уточнить, какие элементы сотрудничества больше подходят для стран ЦАР. Сегодня представители Минобразования и соцразвития говорили о важной роли реформирования системы обучения в Кыргызстане. Но мы работаем не только с чиновниками, но и с представителями общества — ассоциациями работодателей, профсоюзами и остальными актерами на рынке труда. В Кыргызстане налицо большой человеческий потенциал (я имею в виду молодежь), и такой бонус надо использовать, но это возможно лишь при наличии качественной системы обучения».

К. Вагнер уже восьмой раз приезжает в Кыргызстан, хорошо осведомлен о проблемах в системе образования всех уровней. Противоречие нынешней ситуации в сфере кыргызского образования, на его взгляд, — в наличии хорошего потенциала, но в отсутствии пока способов его реализации. По его словам, на первом этапе внедрения новой системы обычно вначале ощущается нехватка квалифицированных преподавателей:

Но это не страшно, и такая проблема — не только ваша. Для ЕС важно увидеть взаимодействие разных министерств по улучшению взаимодействия в деле подготовки качественных кадров. Как реализовать систему НРК в Кыргызстане? Вы можете это сделать при поддержке донорских организаций, к примеру АБР или ВБ, используя как можно лучше эти возможности. Посещая регионы, я заметил, что там имеется разница в уровне образования, это зависит от экономической ситуации и от отраслей, ключевых в экономике регионов. Думаю, что самая важная проблема Кыргызской Республики — это отсутствие развитой промышленности. Понимаю, как сложно внедрить в республике немецкую систему профтехобразования. Но вы можете создать собственный путь реализации реформ в образовании. К примеру, в Оше, Джалал-Абаде уже сделано многое для модернизации оборудования в профессионально-технической системе. Что касается системы высшего образования, следует подумать: а стоит ли иметь в стране столько частных университетов? Вопрос качества образования там стоит очень остро.

Число выпускников вузов в Кыргызстане, по мнению руководителя ЦАПО, чересчур велико. И это ведет к их проблемам на рынке труда. Зато налицо — дефицит хороших специалистов среднего уровня. Он уверен, что не стоит выпускать ежегодно несколько тысяч менеджеров с вузовским дипломом, большая часть которых не сможет найти работу по специальности. Реформа же системы среднего профтехобразования должна изменить этот дисбаланс. Но понятно, что для трудоустройства качественно подготовленных профессионалов среднего звена Кыргызстану опять же неплохо было бы иметь развитую промышленность (Кто бы спорил… — Прим. Е. М.).

Гайша Ибрагимова, гендиректор Центра развития квалификацийГайша Ибрагимова, гендиректор Центра развития квалификаций, рассказала о том, что такое национальные квалификационные рамки и как эта система подготовлена и внедряется в Кыргызстане.

По ее словам, в процессе разработки НКР (или НРК, что равнозначно) принимали участие специалисты Минобразования, Минэкономики, вузов, агентств по развитию туризма и по профтехобразованию, профессиональных лицеев. Цель проекта заключалась в том, чтобы довести до сведения всего общества необходимость усовершенствовать квалификационную систему. «Исторически эта система основывалась на входных параметрах — зарплате, трудовом стаже, образовании, возрасте. Но это формальные параметры. Сейчас же мир взорвался! И при устройстве на работу требуются не только диплом и перечисление предметов, а конкретные навыки, умение осуществлять конкретную деятельность. Появилась так называемая компетентностная парадигма в квалификационной системе. Некоторые считают, что в этом вопросе (по развитию квалификации на основе компетенции) система высшего образования обогнала все другие виды обучения. На мой же взгляд, причем на основе десятилетнего опыта глубокого погружения в проблему, дальше продвинулась в этом направлении система профтехобразования. В Кыргызстане на сегодня уже есть уникальный опыт (по сравнению с соседями по региону). Уникальность состоит в том, что на уровне проектов, организаций, исследовательских центров, партнерских структур мы сегодня создали действующую и целостную систему квалификации на основе компетенции, которая включает профессиональные стандарты, рамки квалификации, аналогично европейской системе. Мы имеем профессионально-образовательные стандарты, модули повышения квалификации на их основе, систему оценки квалификации, методологию и технологию обучения, которые оптимизируют время и деньги процесса. У нас есть система независимой оценки квалификации, но, что парадоксально, в стране не имеется соответствующей нормативно-правовой базы, законов. В стратегии развития страны это заложено, но для реализации стратегического пункта правительство должно разработать отдельный документ — концепцию развития человеческих ресурсов. В Казахстане, России действуют законы о национальной квалификационной системе, и такой закон нужен и нам! Почему? Потому что профстандарты и рамки квалификации — это необходимые звенья цепи образования».

Она рассказала, что правительство в курсе проблемы, в 2015-16 годы этот вопрос обсуждался на уровне премьеров, вице-премьеров по экономике и социальному развитию. Они понимают нужность темы и спускают ее решение на уровень министерств. Но, считает Г. Ибрагимова, сложность — в том, что все уверены: решать эту задачу следует Минобразования, что ошибочно. Решать должны Минэкономики и Минтруд как заказчики трудовых ресурсов. А Минобраз является лишь реализатором этого закона.

Вся сложность еще и в том, говорит известный эксперт в образовательной сфере, что по всей стране, как слитков золота, разбросано много локальных достижений в сфере улучшения системы квалификации, полученных в результате реализации ряда нужных проектов. Но эти локальные достижения пока не стали «национальным валютным фондом», который следует поместить в главный банк. Пока в стране не создана база данных по всем достижениям, к сожалению, многие из успешных проектов вскоре рискуют стать забытыми. Задача правительства — собрать весь этот уникальный опыт, все «зерна золота» и объединить в единый банк достижений для их использования как при создании закона, так и в будущем при решении задач в сфере образования.

Александра Мельникова, менеджер отдела социального развития, образования и здравоохранения Центральноазиатской консалтинговой компании (CAIC)Александра Мельникова, менеджер отдела социального развития, образования и здравоохранения Центральноазиатской консалтинговой компании (CAIC), являющейся местным партнером немецкой консалтинговой компании, которая участвует в 1-й и 2-й фазах программы ЦАПО: «Мы продолжаем укреплять диалог между странами Евросоюза и Центральной Азии по вопросам образования. В рамках программы мы делаем фокус на профессионально-техническое и высшее обучение. Это разработка единых подходов и рамок, идет обмен опытом среди европейских и наших стран. Каждая из стран региона находится на разных этапах пути реформирования системы образования, где-то этот процесс более закреплен законодательно, где-то — менее, а мы пытаемся привести к единому стандарту. У нас еще полтора года активного взаимодействия. Сегодня было полезно узнать мнения чиновников разных структур. Наша компания работает с общим и профтехобразованием, а кроме того, реализует и проект GIZ, который направлен на разработку системы независимой аккредитации и сертификации кадров. В этом году, в рамках другого проекта в сфере образования, мы сделали независимую сертификацию 153 выпускников профессионально-технических лицеев (охвачено 16 лицеев и ПТУ, в числе которых аграрный и швейный колледжи и др.) Сертификацию проводили представители независимых ассоциаций работодателей, как никто заинтересованных в готовых квалифицированных кадрах. Мы работаем по направлениям. Двенадцать специальностей уже прошли сертификацию: это слесарь по автоделу, медсестра, ветеринар, специалист сельхозпрофиля и т. д. Из 153 выпускников, добровольно пожелавших принять участие в этой независимой сертификации качества полученного ими профобразования, 83 человека получили сертификат соответствия, подтвердив свою квалификацию у работодателей. Поэтому они получают к диплому еще и дополнительный документ, что является несомненным плюсом для них на рынке труда в процессе будущего трудоустройства. Остальные же не подтвердили своих навыков на практике, хотя работодатели требовали от них показать только базовые умения. Эту работу мы обязательно продолжим».

Елена МЕШКОВА.
Фото автора.






Добавить комментарий