Main Menu

Система образования от А до Я

Кабинет министров продолжает цикл информационных материалов в честь 30-летия независимости страны. В этот раз речь пойдёт о системе образования.

С обретением независимости в республике начаты крупные реформы. Несмотря на переживаемые экономические трудности, страна фактически создана заново — своя символика, национальная валюта и, конечно, собственная система образования. Первый Закон «Об образовании» принят 16 декабря 1992 года. А ныне действующий — в 2003-м. Параллельно, исходя из необходимости, в законодательство вносились изменения и дополнения, которые меняли структуру, облик, формат получения образования.
За 30 лет количество детских садов подвергалось самым большим колебаниям, цифры говорят сами за себя: 1991 год — 1 604, 2000 год — 416 и 2021-й год — 1 648 с охватом порядка 196 тысяч ребятишек. Также увеличилось число школ с 1 796 до 2 296, соответственно зафиксирован рост и педагогического состава с 69 тыс. 871 до 82 тысяч учителей. Однако количество воспитателей дошкольных образовательных организаций уменьшилось с 12 981 до 8 301. Стало меньше и педагогов в профлицеях в связи с оптимизацией системы — с 5 335 до
3 403 человек. А вот число учителей в средне-специальных учебных заведениях, наоборот, увеличилось с
3 630 до 7 299, а в вузах — до 12 197 педагогов.
К слову, ещё 10 лет назад средняя зарплата учителя составляла 3 500 сомов в месяц. Сейчас она возросла до 17 тысяч сомов. Повышение оплаты труда способствовало привлечению специалистов в школы. Если до 2012 года нехватка составляла 3,5-4 тыс. человек ежегодно, то в 2020-м — около 700.
Проведена масштабная работа по цифровизации системы образования. К 2021 году 99% школ используют в обучении интернет, 1% в высокогорных регионах оснащены оборудованием Илим-бокс, которое позволяет им изучать образовательные ресурсы с помощью локальной беспроводной сети в связи с отсутствием технической возможности установки кабельного интернета. Также реализованы проекты «Электронная очередь в дошкольные образовательные организации» и «Электронная запись в первый класс».
На ускорение электронной трансформации системы образования повлияла пандемия COVID-19. В 2020 году учебный процесс полностью переведён в дистанционный формат, созданы электронные образовательные платформы как для учащихся, так и для педагогов, электронные библиотеки, сайты для онлайн-тестирования школьников, более 7 тыс. видеоуроков для дошкольного и школьного уровня обучения на ТВ с сурдопереводом. Также переведена в цифру система приёма абитуриентов на уровнях профессионального образования.






Comments are Closed