Main Menu

Международные инвестиции: правила игры

В столице состоялся семинар на тему: «Международные инвестиции»

Открыл его руководитель проекта ЕС «Платформа верховенства права — Центральная Азия» (ИВП), член Парижской и Нью-Йоркской коллегий адвокатов Ксавье Барре. Он рассказал, что ИВП оказывает содействие странам ЦА в приближении их национальных моделей судебных систем, законодательства и практики к международным стандартам. Инициатива координируется Францией и Германией при Европейской службе внешнеполитической деятельности и Еврокомиссии в сотрудничестве с другими государствами — членами ЕС. Обеспечивает она и организационный механизм, посредством которого координируется и рационализируется помощь ЕС, его стран-членов и других международных участников.

Под эгидой ИВП реализуется проект «Платформа верховенства права», который содействует политическому диалогу и продвижению мер для укрепления и поддержки реформ в сферах права и управления в каждой из стран Центральной Азии. Главная его цель — внести вклад в модернизацию и реформирование правовой и судебной систем для повышения потенциала государств ЦА посредством совершенствования законодательства и практики в соответствии с принятыми международными стандартами и через содействие диалогу между соседними странами.

Первая часть семинара была посвящена двусторонним инвестиционным договорам, о которых рассказал международный арбитр, заместитель генерального секретаря Суда арбитража и медитации Брюсселя Лай Камара.

Он отметил, что инвестиции весьма важны для экономического роста и создания рабочих мест. Они интегрируют ЕС в глобальную цепочку добавления ценности для ускорения финансового подъема, и поэтому политика Евросоюза направлена на увеличение инвестиций в процессе восстановления экономики. Сегодня ЕС — крупнейший источник и цель прямых иностранных вложений в мире. И следовательно, заинтересован в поощрении и защите международных вкладов и в поддержке своих инвесторов. Поскольку Евросоюз на своей территории придерживается в этом высоких стандартов, то он имеет естественный интерес и к получению таких же надежных и существенных гарантий для инвестиций и инвесторов ЕС за рубежом.

Международные правила инвестирования изобрели в Европе. Сейчас все государства — члены ЕС являются участниками почти половины всех международных инвестиционных соглашений, действующих во всем мире (примерно 1 400 из 3 000). Почти все они включают в себя как защиту инвестиций, так и урегулирование споров между инвестором и государством, и сыграли свою заметную роль в поощрении и защите большого объема вкладов Евросоюза за рубежом и тех, которые остальной мир размещает в ЕС.

В 2009 году Лиссабонский договор предоставил полномочия для защиты инвестиций в ЕС. Это создает беспрецедентные возможности не только для комплексного подхода к торговле на уровне Евросоюза, но и для глубокой реформы традиционного подхода к защите вложений и соответствующей системы урегулирования споров между вкладчиком и государством. Главной задачей реформированной инвестиционной политики ЕС является, как отметил выступавший, обеспечение того, чтобы цель защиты и поощрения инвестиций не влияла на способность ЕС и его государств-членов отстаивать цели госполитики, чтобы любая система урегулирования споров стала справедливой и независимой.

Двусторонние инвестиционные договоры (BIT) и арбитраж призваны установить сложный баланс между экономическим ростом и суверенитетом. И поэтому двусторонний договор о защите инвестиций должен принимать во внимание не только интересы самой мощной державы и ее национальных фирм, но и реальный план для экономики принимающей страны. Это означает, что этот вид договора надо подписывать с определенным сроком или с возможностями снова вернуться к его условиям, которые рассматривали в момент подписания, и иметь возможность внести в него новые стратегические направления принимающей страны.

Настоящий инвестор обязан добросовестно участвовать в развитии страны пребывания, и цели политики развития его деятельности должны быть объяснены ясно и без двусмысленности. И в ответ на защиту, предоставляемую инвестору принимающей страной согласно двустороннему инвестиционному договору, ему следует полностью соблюдать местное налоговое регулирование. А отсутствие или неуважение этого правила влечет за собой приостановление защиты, предоставляемой условиями договора. Говоря о том, какую систему урегулирования в случае спора нужно выбрать для лучшего уважения взаимных интересов, международный арбитр заметил, что все виды коммерческого арбитража, существующие сейчас, не подходят для разрешения споров между государствами и частными компаниями по нескольким причинам.

К примеру, институциональный арбитраж через международные торгово-промышленные палаты слишком тесно связан с большими международными компаниями, чье влияние нельзя отрицать и игнорировать. А специальный арбитраж оставляет арбитров одних перед давлением или запросами влиятельных экономических или финансовых групп. Все названные системы основываются на независимости и объективности арбитров. Однако вследствие того, что в мире приблизительно 100 арбитров монополизируют эту деятельность или являются членами больших международных палат, вовлеченных в тысячу споров, в свете недавно обсуждаемых арбитражных разбирательств верить в арбитражную систему трудно, подчеркнул Л. Камара.

Так могут ли различные фактические виды арбитража сочетать суверенитет и защиту частных инвестиций? Нужно заметить, на этот вопрос модератор ответил, что арбитраж уже стал бизнесом для операторов (арбитры, коммерческие арбитражные суды) и финансовых инвесторов (сторонние фонды). Огромные суммы денег, которые находятся на кону, дают некоторым арбитрам большой соблазн «заработать». И в этом контексте государства являются легкой добычей для спекулянтов всех мастей, а также для возможностей отмывания денег.

Случается, что арбитраж используется еще и в руках частных компаний, и в качестве оружия, направленного против государственных либо общественных организаций. Продолжительность арбитражных разбирательств не короче судопроизводства, однако арбитраж обычно более дорогой из-за ставок арбитров и арбитражных судов. Государственные же служащие и политики не готовы к надлежащему и продуктивному политическому, судебному или дипломатическому ответу. И поэтому для них надо организовать специальную подготовку.

В качестве надежного механизма уважения государственного суверенитета и защиты законных инвестиций Л. Камара предложил рассмотреть возможность образования специального двустороннего арбитражного суда между ЕС и Центральной Азией. Создать его можно на основе специального договора, где следует прописать принцип взаимности, который означает, что защита инвесторов из ЕС в Центральной Азии станет иметь в качестве аналога защиту инвесторов из Центральной Азии в Евросоюзе. Та же в свою очередь обеспечит вкладчикам предоставление равных условий для открытия банковского счета, разрешения на инвестиционную деятельность и конкретные сроки пребывания в Европе.

Со своими презентациями по двусторонним инвестиционным договорам на семинаре выступили правовой советник по защите инвестиций управления международных связей Федерального министерства экономики и энергетики Германии Енс Беннингхофен и советник по правовым вопросам и агент в Европейском суде по вопросам инвестиций, права ВТО, Экономического и Валютного союзов, управления по правовым вопросам Министерства иностранных дел и международного развития Франции Даниэль Сегои.

Презентацию существующих методов разрешения споров между инвесторами и государствами сделал международный арбитр, адвокат и управляющий партнер в юридической фирме ВНМ Penlaw Филипп Хермес (Германия). Он рассказал о процедурах составления и заключения инвестиционных договоров, основных правилах разработки правовой базы, учитываемых ожиданиях, причинах возникновения споров и методах их разрешения, а также арбитражных процедурах, Эксперт дал рекомендации и практические советы, как избежать инвестиционных споров и как вести переговоры на них.

Международные арбитры из Германии и Франции сделали презентацию по поиску оптимальной нормативно-правовой базы и практики для разрешения споров, учитывающих госсуверенитет и защиту инвесторов. Эксперты дали четкое определение инвестиции, рассказали, как выбирать место арбитража, правильных арбитров, применимое право и язык судебного разбирательства, вести контроль соблюдения вынесенного решения, вносить апелляцию по нему.

Затем состоялось обсуждение и участники семинара сошлись в единодушном мнении, что инвестиционная политика, играя важную роль двигателя экономического роста в мире, должна создавать открытые, недискриминационные, прозрачные и предсказуемые условия для вложений. Она обязана обеспечивать правовую определенность и надежную защиту для инвесторов и инвестиций, материальных и нематериальных, в том числе доступ к эффективным механизмам предотвращения и урегулирования споров и соблюдения процедур урегулирования. Эти процедуры должны стать справедливыми, открытыми и прозрачными при наличии соответствующих гарантий предотвращения злоупотреблений. Нормы, касающиеся инвестиций, нужно разрабатывать на прозрачной основе с возможностью для всех заинтересованных лиц принимать участие и включить их в конституционные рамки, основанные на верховенстве закона.

Инвестиционную, как и любую другую политику, оказывающую воздействие на вклады, следует согласовать на национальном и международном уровнях и направить на укрепление инвестиций в соответствии с целями устойчивого развития. Инвестиционная политика обязана содействовать и способствовать соблюдению инвесторами передовой международной практики и применению инструментов ответственного ведения бизнеса и корпоративного управления. Международное сообщество должно продолжить сотрудничество и вести диалог по поддержанию открытых и благоприятных условий для инвестиционной политики и решения ее общих проблем.

Итоги состоявшегося полезного диалога подвели руководитель проекта «Платформа верховенства права ЕС — Центральная Азия» К. Барре, международный арбитр Л. Камара и замминистра юстиции КР У. Дооталиев. Участникам семинара вручили сертификаты.

Александр ШЕПЕЛЕНКО.






Добавить комментарий