Main Menu

Кыргызстан и глобальное устойчивое развитие

В Государственной резиденции «Ала-Арча» прошла международная конференция по внедрению национальной системы мониторинга Целей устойчивого развития (ЦУР).

Напомним, в сентябре прошлого года лидерами государств — членов ООН на Генеральной ассамблее достигнута договоренность о достижении 17 глобальных целей устойчивого развития, которые помогут решить три основные задачи: ликвидация нищеты, борьба с неравенством и несправедливостью, прекращение изменения климата. План преобразований и решения неотложных глобальных проблем рассчитан на 15 лет.

В мероприятии участвовали представители национальных статистических служб стран СНГ, Жогорку Кенеша, аппаратов Президента и правительства КР, международных организаций.

Слова приветствия главы государства Алмазбека Атамбаева зачитала завотделом финансово-экономического анализа и мониторинга развития аппарата Президента Раушан Сейткасымова.

«В последние годы все более значимой становится роль официальной статистики. Это вызвано глобальными процессами, происходящими в обществе, развитием экономических знаний, основанных на информационных технологиях.

Выбор национальных приоритетов, целей и задач, определенных глобальной повесткой в области устойчивого развития, должен соответствовать национальным интересам нашей страны. Исходя из этого, для обеспечения различных групп пользователей качественными данными Национальному статистическому комитету Кыргызской Республики необходимо принять безотлагательные меры по оперативному внедрению новых методологических инструментов, поскольку на сегодняшний день государственным статистическим наблюдением охвачено лишь 30 процентов показателей.

Трансформация экономики потребовала новых управленческих подходов, следовательно, изменились задачи государственной статистики, обеспечивающей основную информационную базу для принятия эффективных решений на всех уровнях управления.

За период своей 90-летней деятельности в кыргызской статистике произошло много изменений, связанных с историей развития и становления страны, но наиболее радикальным изменениям система учета и статистики подверглась после обретения независимости. За этот период разработан и утвержден ряд программ ее развития, в том числе на 2016-2019 годы, основной целью которых является повышение эффективности национальной информационно-статистической системы на основе совершенствования законодательной базы, внедрения передовых информационно-коммуникационных технологий для интеграции процессов статистического производства, повышения качества выпускаемых данных и доверия пользователей к ним. В настоящее время органы государственной статистики представляют собой высокоорганизованную систему, в которой трудятся около 900 человек.

Под пристальным вниманием госстатистики должны находиться все основные социально-экономические процессы, происходящие в стране, при этом их оценка должна быть объективной и достоверной. Именно на основании собранных ею данных разрабатываются стратегии развития страны.

В мировом сообществе социально-экономическая статистика — это универсальный язык, обеспечивающий общение экономистов, финансистов, социологов, журналистов, государственных деятелей, политиков и специалистов в области государственного управления.

Сегодня эта сфера развивается в условиях значительных социально-экономических перемен, административной реформы, реформирования бюджетного процесса, перехода на международные стандарты финансовой отчетности, что определяет задачи поиска и реализации принципиально новых подходов к официальной статистической деятельности, формированию гибкой, быстро реагирующей на изменение жизни общества системы информационно-статистического обеспечения.

Целью статистиков должно быть обеспечение пользователей достоверными данными, отвечающими международным стандартам, путем формирования единой межведомственной информационно-статистической системы, направленной на повышение эффективности принятия управленческих решений.

Для рыночной экономики статистика — это единственно возможное средство ориентации и практического анализа в области экономики и общества, и, следовательно, она должна быть доступной и понятной для каждого. А это возможно лишь в том случае, если каждый потенциальный потребитель услуг официальной статистики будет иметь возможность получить исчерпывающие пояснения относительно содержания статистических показателей, из аналитических возможностей, методов интерпретации и возможностей получения данных в тех или иных информационных источниках.

Мы все понимаем, что поиск путей дальнейшего совершенствования статистики как средства диалога в обществе требует усилий не только со стороны статистиков-практиков, но и внимания органов власти и научной общественности.

В связи с приверженностью Кыргызской Республики к 17 целям устойчивого развития, принятым странами — членами ООН, одним их важнейших направлений деятельности национальной статистики в настоящее время является проведение всесторонней оценки соответствия статистической системы стандартам и рекомендациям партнеров по развитию в области статистики окружающей среды.

Особое место в статистическом наблюдении занимает показатель, характеризующий экономический ущерб от экологических нарушений. Для его правильной оценки необходимо сформировать систему экономических показателей, которые способны отра-зить влияние изменения состояния окружающей природной среды на развитие экономических процессов.

К сожалению, адекватной оценки природных ресурсов и экологического ущерба на сегодняшний день не существует, а потому влияние экологического фактора на развитие экономических систем, статистики и экологии выражают через категорию экономического ущерба от загрязнения окружающей среды.

Между тем отсутствие эколого-сбалансированных счетов, учета эколого-экономических взаимодействий в макропоказателях не позволяет в полной мере оценить эффективность развития экономики страны. Зачастую методология наблюдения не соответствует требованиям, предъявляемым для построения индикаторов, которые должны охватывать как финансовые, так и физические потоки, определяющие взаимосвязь между состоянием экологии и экономики.

В заключение хотелось бы еще раз подчеркнуть, что госстатистика республики, ориентированная на потребности различных групп пользователей, охватывает многие аспекты жизни общества и является необходимым элементом его развития, экономической стабильности и дальнейшей интеграции Кыргызстана в мировое сообщество».

После этого заместитель руководителя аппарата правительства Санжар Уметалиев сообщил о создании Координационного комитета по адаптации, реализации и мониторингу ЦУР и о том, что сложные вопросы будут выноситься на заседания комитетов парламента и национального совета по устойчивому развитию при Президенте.

Председатель Национального статистического комитета Акылбек Султанов, выступая, отметил, что перед органами госстатистики встает важнейшая задача по внедрению единой системы мониторинга показателей за исполнением данных целей, выразив при этом уверенность, что конференция поспособствует налаживанию взаимообмена между коллегами статистических служб государств — членов ООН.

Сегодняшняя конференция — важное звено в проводимых и предстоящих мероприятиях по обсуждению процесса содействия устойчивому развитию. Это выработка и реализация мер политики, определение целей и задач, индикаторов, мониторинга и реализации, широкого партнерства с гражданским обществом, международными организациями и донорами,

— сказал вице-премьер министр Олег Панкратов.

Кыргызстан является активным участником региональных мероприятий по обсуждению содержания глобальных ЦУР, включая вопросы управления и институционального потенциала.

Сегодня мы с уверенностью можем сказать, что наша страна сумела внести вклад в формирование глобальных целей устойчивого развития. Президент Алмазбек Атамбаев и правительство неоднократно заявляли о приверженности Кыргызстана повестке устойчивого развития с учетом национальных приоритетов и особенностей развития,

— отметил Панкратов.

В стране образован координационный комитет по адаптации и реализации, а также мониторингу ЦУР под председательством премьер-министра Сооронбая Жээнбекова. В состав включены представители законодательной ветви власти, государственных органов, а также международных неправительственных организаций и гражданского общества. Идет подготовка плана проведения ряда крупных мероприятий по реализации процесса адаптации ЦУР и их интегрирования в процесс разработки концепции устойчивого развития на период до 2030 года.

Одновременно с правительством с участием экспертного сообщества, заинтересованных структур и международных партнеров разрабатывается стратегия устойчивого развития на очередной пятилетний период. Проекты стратегических документов вынесут на широкое обсуждение, а результаты дискуссий используют в разработке проектов и последующем утверждении.

Кыргызстан долгое время находился в ситуации, когда существовала реэкспортная экономика, сейчас актуальность данного направления исчезла, мы стали страной-экспортером рабочей силы, и необходимо от этого тоже уходить. В повестке дня стоит вопрос обеспечения занятости населения и создания дополнительных рабочих мест,

— заключил вице-премьер.

В свою очередь постоянный координатор системы ООН в Кыргызстане Александр Аванесов подчеркнул, что повестка дня в области устойчивого развития имеет три основных составляющих — экономический рост, социальное развитие и экологическую устойчивость. Это новая точка отсчета в развитии Кыргызстана, который принимает на себя обязательства по достижению ряда глобальных показателей. Выступающий выразил уверенность в том, что агентства ООН и другие международные организации всецело поддержат Кыргызскую Республику в достижении ЦУР к 2030 году.

Аванесов сообщил, что вся проектная деятельность направлена на реализацию национального развития. Будут созданы программы для совершенствования регионов и поддержки предпринимателей, создающих новые рабочие места. Особое внимание обращено на поддержку фермеров и обеспечение питьевой водой отдаленных регионов.

У нас огромный пакет программ для поддержания и развития межэтнических отношений, миросоздания и так далее. НСУР — это не только документы, которые нами подписываются и рассматриваются, а за этим стоит большой объем работ,

— сказал он.

А. Аванесов подчеркнул, что система мониторинга позволит лучше представлять ситуацию, и добавил, что каждый гражданин Кыргызстана заинтересован в том, чтобы обозначенные 17 целей развития реализовались. Что касается повестки ЦУР до 2030 года, государству следует установить диалог с населением и совместно определить, как станет развиваться страна в ближайшие 15 лет. В особенности это касается молодежи, подытожил Аванесов.

На конференции обсуждались и практические вопросы, связанные с определением основных направлений и построением системы мониторинга ЦУР, правильным использованием источников данных и эффективной координацией деятельности агентств по международному развитию. В панельных дискуссиях принимали участие представители национальных статистических служб стран СНГ и ряд международных экспертов.

Аида ШИРИНОВА.






Добавить комментарий