Main Menu

Как глоток свежего воздуха

повесть "Не говори минувшему "Прощай!"

Русскоязычная проза Кыргызстана не очень часто, к сожалению, радует читателей современным, оригинальным, объективным и ретроспективным взглядом на происходящее. Но иногда жемчужинки, пусть и пока мелкие, встречаются.

К таким произведениям я смело хочу и могу отнести свеженькую книгу, совершенно случайно попавшую мне в руки буквально из типографии. Два наших доморощенных местных дебютанта — Мухабат Урманбетова и ее дочь Асель Назаркулова — в тесном соавторстве написали повесть «Не говори минувшему «Прощай!». Рассказ в 130-страничном произведении ведется от лица Айлин, студентки одного из университетов в Бишкеке. Сюжет рассказывает о двух годах жизни одной семьи: мамы, главной героини и их уникального дедушки-интеллектуала. В повести перемежаются и классическая лирика, и традиционное повествование, и имеющее большой успех у нынешнего молодого поколения направление — фэнтези, и образные отступления, и даже немного мистики.

Не смею рассказывать содержание, чтобы не смазать впечатление будущих читателей, но немного намекну о сути повести. Речь идет о сложном периоде в жизни одной семьи, когда отец уходит к другой женщине, а мать и дочь оказываются в начале нового жизненного этапа. Чтобы прийти в себя, они решают «сменить картинку» — сдают городскую квартиру и переезжают в сельскую местность, где у дедушки главной героини есть хороший, просторный и удобный дом. Благо, работа в одном из институтов Академии наук позволяет матери Айлин взять творческий отпуск для завершения кандидатской диссертации, а на учебу в университет Айлин ежедневно отвозит дедушка на своем авто. Дом находится в заповеднике вблизи соснового леса, а уж уникальностью наша кыргызская природа может удивить каждого.

Впервые у внучки появляется возможность не наездами в выходные, а постоянно жить рядом с дедом. Это еще не старый человек, богатый внутренний мир, интеллект, широчайшая эрудиция и, наконец, житейская глубокая мудрость которого поражают Айлин, заставляют размышлять над многим, о чем раньше ей и не пришло бы в голову задумываться.

Дед, представитель старшего поколения, многое рассказывает девушке, как бы торопясь передать ей часть своего мироощущения, жизненного опыта, познакомить со своими друзьями и пока еще неизвестными родственниками, да и успеть оставить напутствия на последующую жизнь. Оказывается, он все еще не может смириться с безвременным уходом 20 лет назад своей жены Розы, бабушки Айлин. Рассказывая о ней, дедушка подчеркивает, что Роза была своего рода экстрасенсом на бытовом уровне, своеобразной и редких душевных качеств женщиной. Девушке часто снятся мистические сны, и иногда в них она беседует с бабушкой Розой, которая также советует ей, как построить свою судьбу.

В конце книги Айлин наконец узнает причину раннего ухода Розы из жизни. И, как говорит сама героиня, общение с дедушкой, его друзьями и коллегами, родственниками из разных регионов, размышления о происходящем в стране сильно изменили ее отношение к жизни и мироощущение.

В эпоху модернизации, глобализации просыпается мощная тяга к национальной определенности, которая проявляется в том числе и в тяге к мистическому, магическому. У кыргызов издревле доминировал жанр санжиры (генеалогии), который был важен для оседло-кочевого образа жизни… Только оседло-кочевник несет с собой в седле семь поколений предков, ощущая генетическую связь с каждым из них и со всеми вместе,

— отметил в предисловии к книге М. Урманбетовой и А. Назаркуловой доктор филологии профессор А. Кацев.

Остается сказать, что оформление обложки книги — также дебют молодой художницы Елены Ким. Издана повесть небольшим тиражом на собственные средства авторов. Хочу в числе первых читателей пожелать Асель и Мухабат не останавливаться на достигнутом, благо потенциал есть.

Елена МЕШКОВА.
Фото автора.






Добавить комментарий