Main Menu

Москва, Алтуфьевское шоссе, 5а

Москва, Алтуфьевское шоссе, 5а

Хроника и постфактум

Трагедия. Страна в канун 25-летия своей независимоcти и II Всемирных игр кочевников, на которые уже съезжаются участники и гости со всех концов света, потрясена случившимся в Москве: в пожаре погибли 14 кыргызстанок, находившихся там на заработках. Трем самым младшим исполнилось восемнадцать лет, старшей — сорок пять. 29 августа Указом Президента А. Атамбаева в Кыргызстане объявлен траур, на всех государственных учреждениях в стране, в дипломатических и консульских представительствах за рубежом приспустили флаги, открыли книги соболезнований… Плачет Иссык-Куль, плачет Кемин, плачут Ошская и Джалал-Абадская области, откуда родом погибшие, скорбит вся страна. Сейчас, когда пишутся эти строки, тела девушек, видимо, предают земле в их родных селах, откуда они вылетели с надеждой заработать на учебу в университете, на обновки своим малышам, на строительство нового просторного дома… Ночью самолет, выделенный по поручению Президента КР, доставил их спецрейсом на родину. Родственники погибших, журналисты выкладывают на сайтах фотографии погибших, их истории. Больше всего поразил снимок Айсулуу Базарбай кызы: изящная, худенькая девушка стоит с чемоданом на тротуаре какого-то провинциального населенного пункта — по всей видимости, родного села Куршаб Ошской области. Решила перед отъездом в Москву запечатлеться на память, об этом говорит и надпись на снимке, сделанная, видимо, тем, кто выставил его в Cеть: «Кетип жатканда!!!» Девчонка смотрела в камеру, а оказалось, в будущее — навстречу гибели. Нелепой — от взрыва лампы, замкнувшей по чьей-то халатности.

Трагедия произошла 27 августа примерно в 7.50. На первом этаже ООО «Печатный экспресс» по адресу: Алтуфьевское шоссе, 5а от замыкания лопнула и с искрами разлетелась лампа дневного освещения. «Печатный экспресс» специализируется на выпуске всех видов упаковочных материалов, проще говоря, это типография. Был час утренней пересмены — часть рабочих спешила на предприятие, ночная смена собиралась уходить. Наши девчонки, отработав ночь, находились в раздевалке складского помещения на четвертом этаже здания. Мгновенно загорелся потолок, ядовитый угарный газ стремительно начал подниматься вверх…

Судя по сообщениям, выплеснутым в социальные сети с момента трагедии, часть работников предприятия якобы получила сигнал об опасности и начала спускаться вниз. Остается большим вопросом, почему этого сразу не сделали наши девчонки? Почему они остались в раздевалке, как в смертельной клетке, и стали метаться, как птицы, задохнувшись в итоге от угарного газа. Наивно полагали, что вот-вот подойдет помощь, что невозможно погибнуть среди белого дня, когда есть силы МЧС? В соцсетях были предположения, что девушки жили на складе и, вероятно, спали, когда ядовитый газ уже достиг четвертого этажа. Посольство Кыргызстана в России, сотрудники которого во главе с Чрезвычайным и Полномочным Послом Б. Отунбаевым сразу после получения известия прибыли на место трагедии и находились там до поздней ночи, пока не закончилось опознание тел, сразу опровергли эти предположения.

Информация о том, что граждане КР проживали в здании организации, не соответствует действительности, — распространили они сообщение по дипломатическим каналам, — на территории типографии никто не проживал.

Известно, что пожарные расчеты прибыли на место ЧП, известно, что они тушили, а тем временем внизу собралось большое количество людей — прохожих, работников предприятия, в том числе кыргызстанцев, пишущих и снимающих журналистов, кто-то пытался приставить к зданию лестницу, чтобы помочь девушкам выбраться… Но нет — кыргызстанки и три россиянки, также работавшие на предприятии и тоже погибшие в этом ЧП, оказались обречены.

Посольство КР в Москве информирует, что по факту смерти граждан возбуждено уголовное дело по ч. 3 ст. 219 (нарушение правил пожарной безопасности, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц) Уголовного кодекса Российской Федерации. Предварительное расследование проводит следователь по особо важным делам Следственного управления СК России по Северо-Восточному административному округу Москвы. По предварительной информации, руководителем расследования назначен заместитель начальника этого Следственного управления. Уже в день трагедии — 27 августа — руководитель Совета Федерации Федерального Собрания РФ Валентина Матвиенко позвонила торага Жогорку Кенеша Чыныбаю Турсунбекову, выразила соболезнования и заявила о готовности российской стороны оказать необходимую помощь. 28 августа глава внешнеполитического ведомства РФ Сергей Лавров позвонил министру иностранных дел Кыргызстана Эрлану Абдылдаеву и заверил, что будет проведено самое тщательное и всестороннее расследование, по результатам которого всех виновных привлекут к ответственности. Это хорошо, что обещания прозвучали на столь высоком уровне, потому что вопросов очень много. Почему взорвалась лампа? Сработала ли система оповещения? Почему люди не смогли выбраться вовремя из склада и оказались там, как в ловушке? Насколько оперативно и профессионально сработали пожарные расчеты? Надо полагать, что следствие ответит и на другие вопросы. Один из главных среди них — чем так привлек «Печатный экспресс» трудовых мигрантов?

Ведь 14 погибших кыргызстанок — далеко не полный перечень работающих там наших соотечественников. На каких условиях там трудятся мигранты — легально, нелегально, по трудовому договору или нет, получают ли достойную зарплату, соблюдаются ли нормы трудового законодательства? В Сети размещена информация людей, знавших двух из погибших российских девушек, оказавшихся, кстати, подругами. По словам знакомых, условия работы были кабальными, платили мало, одна из подруг собиралась увольняться.

Трагедия на Алтуфьевском шоссе всколыхнула и власти Кыргызстана, и сотни тысяч простых людей. Как известно, правительство создало штаб по оказанию помощи родным и близким погибших девчат. В Москву вылетела рабочая группа в составе вице-премьера Г. Кудайбердиевой, министра чрезвычайных ситуаций К. Боронова, представителей здравоохранения и Госслужбы миграции, врачей, психологов. На месте они приняли все необходимые меры, чтобы тела погибших оперативно вывезти на родину, все расходы по доставке и организации похорон государство взяло на себя. На сегодня известно, что полномочное представительство правительства в Иссык-Кульской области, откуда родом трое из жертв пожара, выделило их семьям по 30 тысяч сомов. Министерство труда и социального развития нашло спонсоров в лице Всемирной ассамблеи молодежи. Эта организация будет выплачивать малышам погибших, не достигшим 12 лет, до достижения ими совершеннолетия ежемесячную стипендию в размере 1 700 сомов, дважды в год покупать необходимую одежду и раз в год — школьные принадлежности. Таковых малышей семеро. Министерство также обещает оказать максимальное содействие в оформлении опекунства над ними. Кыргызстанская диаспора в Малайзии собрала 50 тысяч сомов, которые передала в помощь семьям жертв. В Бишкеке торага Жогорку Кенеша вместе с лидерами фракций возложил цветы к памятнику Уркуе Салиевой, почтив память соотечественниц, сгоревших в Москве. В Оше спецборт с печальным грузом встретили полномочный представитель правительства в Ошской области Т. Сарыбашов, главы администраций Ноокатского, Араванского, Кара-Сууйского и Узгенского районов, откуда были родом десять из погибших. В аэропорту «Манас» самолет встречали руководитель аппарата Президента Ф. Ниязов, вице-спикер Жогорку Кенеша, лидеры некоторых фракций парламента, представители администраций Чуйской и Иссык-Кульской областей, где родились остальные девушки. На похоронах Нурай Жумадыловой в селе Ак-Булун Ак-Сууйского района аким района Жолдошбек Байсеитов пообещал, что учебу ее братьев в вузах будут оплачивать фонды и руководство района.

Нурай, замечательная девочка с ясным личиком — не зря родители соединили в ее имени два слова: «свет» и «луна» — единственная дочь в семье с четырьмя детьми, мыслила по-взрослому и заботилась о своих братьях. Ее отец трудится в Якутии, мама — в Москве, в том самом «Печатном экспрессе», дети оставались с бабушкой. Нурай вместе с двойняшкой Нурсултаном недавно окончила школу-лицей в Караколе.

Сестра была старше меня всего на 10 минут, — рассказывает парнишка. — Мы с ней отличались. Нурай постоянно просила меня много не гулять на улице. После окончания лицея я поступил на факультет журналистики в Бишкеке, она осталась в селе и сказала, что поступит в следующем году. Полтора месяца назад уехала к маме в Москву, чтобы работать рядом. В тот день они были вместе в смене. 28 августа собирались приехать домой…

…Идет поток соболезнований от официальных лиц, партий, рядовых граждан. Наутро на место пожара прибыли сотрудники посольства Кыргызстана, стеклись соотечественники, проживающие в Москве, родные и близкие девчат, возложили цветы, почтили минутой молчания. К зданию посольства КР подходили один за другим сочувствующие москвичи, зажигали свечи, оставляли цветы. Слова поддержки и соболезнования шли и на электронный адрес посольства.

Здравствуйте! Не пишу «добрый день», потому что он был недобрым для девушек, приехавших из Киргизии в Москву на работу и погибших в пожаре на Алтуфьевке. Соболезную, скорблю, глубоко сочувствую родным и близким погибших. Сам терял очень близких и родных людей. Знаю, как это тяжко. Но надо жить, рожать, не терять веры и любви несмотря ни на что,

— написал Александр Сусленков.

Дорогие земляки! Я искренне соболезную и скорблю по поводу гибелей дочерей Кыргызстана. Это трагическое стечение обстоятельств оборвало жизни людей, а вместе с ними — надежды. Это несправедливо. Так не должно быть,

— оставил запись Виктор Люднов.

В Караколе в знак солидарности с проживающими в Москве кыргызстанцами в центральном сквере возле фонтана «Плачущая ива» 28 августа состоялась акция памяти. Наутро в городе прошел митинг-реквием.

Никто не застрахован от гибели. Это верно, к сожалению. В тот же день, когда произошла трагедия на Алтуфьевке, дорожно-транспортное происшествие прервало жизни девятерых кыргызстанцев на трассе Бишкек — Ош. Однако московское ЧП вызвало громадный резонанс еще и потому, что произошло на чужбине. Это ненормально, когда граждане погибают в другой стране, потому что в своей нет работы и они вынуждены соглашаться трудиться на таких предприятиях, где уровень безопасности настолько невысок, что лампы взрываются от замыкания и пламя мгновенно охватывает здание. Так не должно быть. Об этом в первую очередь подумал каждый из нас, узнав о трагедии.

Коллектив «Слова Кыргызстана» присоединяется ко всем, кто выразил слова сочувствия и поддержки родственникам погибших девчат.

Кифаят АСКЕРОВА.


Истории…

…Поездка в Москву оказалась роковой сразу для двух девчат из села Куршаб Узгенского района — Алмаш Камчыбековой и Айсулуу Базарбай кызы. Мама Айсулуу умерла, когда малышке было всего два года. Ее воспитывала сестра матери — тай эже. Окончив школу, девочка отправилась в Москву на заработки. 1 января ей исполнилось 23 года. В последний раз она приезжала на родину два месяца назад.
…22-летняя Алина Канатбек кызы родилась в селе Толос Ноокатского района. Росла веселым, светлым человеком, как рассказывают ее близкие. Поступила в Ошский государственный университет и заочно училась на учителя. Три года назад она вышла замуж. Была очень красивой невестой, такой и оставалась. Родила сына, в феврале этого года вместе с мужем уехала работать в Москву. На попечении у бабушки остался двухлетний сын.
…Для Гульбары Джумабековой это было не первое пребывание в России. До этого она долгое время жила и работала на Сахалине, потом вернулась на родину и занялась предпринимательством. Два месяца назад отправилась в Москву, чтобы решить проблему с документами. Думала не терять там времени и подработать в типографии, в начале сентября планировала вернуться в Кыргызстан.
…Алина Топчиева родилась в Оше. В школе увлеклась танцами, выступала в составе группы «Адеми», потом пела в подготовительном составе группы «Кыз бурак». Два года назад покинула проект…
…Жаныл Коргонбай кызы из села Кара-Добо девятая в семье из десяти детей, выучилась на дизайнера. Ее старший брат рассказывает, что сестренка была светлым и открытым человеком. Он сравнивает ее со звездочкой.
…Кыял Алабердиева по профессии учительница начальных классов, но жизнь вынудила ее заняться торговлей. Весной вместе с мужем они отправились на заработки в Россию, собирались вернуться домой 29 августа. Кыял была на шестом месяце беременности, у нее остались двое детей — десяти и четырех лет.
…Айчурок Абдумаматовой сначала повезло чуть больше других — она выжила в пожаре, но по пути в больницу скончалась. Вместе с мужем они растили двух дочерей, строили дом в Джалал-Абаде. Айчурок зарабатывала на этот дом, планировала осенью вернуться и справить новоселье.


Их имена и лица…

Среди погибших также значатся трое граждан Российской Федерации. По данным российских сайтов, это Ольга Орлова, 49 лет; Нина Бисюк, 34 лет; Карина Филимонова, 36 лет.






Добавить комментарий