Main Menu

«Невидимая рука» лекарственного рынка

"Невидимая рука" лекарственного рынка

Может многое, но не все

В мае на одной из пресс-конференций глава Минздрава Талантбек Батыралиев, отвечая на вопрос журналиста: «Почему бы государству не закупать препараты (в частности для онкобольных) напрямую без посредников, которые устанавливают высокие цены?» — заявил: «За 25 лет мы полностью отдали частникам фармацевтический бизнес». Замечу, сей успех — результат реализации государственной политики «обеспечения свободного рынка лекарственных средств», выраженной в Законе «О лекарственных средствах». Выполнил предусмотренные законом правила, и свобода торговли лекарствами обеспечена.

А тем журналистам, которые в тайнах импорта лекарств, ценообразования и формирования бюджета Минздрава разбираются с трудом, министр доверительно сообщил: «Сейчас Минздраву, чтобы полностью самому закупать, хранить и раздавать препараты, требуются огромные средства».

Но так ли «страшен черт, как его малюют» и насколько велики эти «огромные средства»? — сами собою возникают вопросы.

Чтобы радикальным образом изменить ситуацию на рынке лекарств, где «появились монополисты, которые держат высокие цены», «нужно внести изменения в подзаконные акты, чтобы завозить более дешевые препараты, но высокого качества. Над этим мы должны работать, другого выхода у нас нет. Все законы и подзаконные акты направлены на обеспечение и регулирование деятельности частного фармацевтического бизнеса», — заявил министр.

Все для рынка

Согласитесь, сказано в духе времени. Ныне политику государства в экономике можно выразить тремя слоганами в стиле майских призывов ЦК КПСС: «Дорогу рыночной экономике», «Все для рынка, все во имя рынка», «Меньше государства — больше рынка».

И каков итог законодательного обеспечения госполитики и регулирования деятельности частного фармацевтического бизнеса?

Свобода рынка лекарств сработала. «В республике действуют 2 735 фармацевтических организаций, из них — 880 аптек, 1 188 аптечных пунктов, 164 аптечных киоска, 61 аптека в лечебно-профилактических организациях, 233 оптовых склада лекарственных средств, 37 производств.

Профессиональной фармацевтической ассоциацией 5 233 работника аттестованы на право заняться данной деятельностью.

Вместе с тем повсеместно наблюдается проблема нерегулярных и несвоевременных поставок лекарственных средств и изделий медицинского назначения в организации здравоохранения.

Спешу предупредить: нерегулярная поставка лекарств — не проблема, а итог, результат, следствие действия конкретной причины или комплекса причин.

Здоровый частный интерес, держа нос по ветру, насытил рынок лекарствами. Это главная заслуга открытого рынка лекарств. При этом «невидимая рука» фармацевтического рынка возродила конкуренцию, стремление к монополии и возможность ценового сговора кыргызстанских поставщиков лекарств. Все это — родимые пятна капитализма, в недра которого мы сегодня сознательно погружаемся.

Да, чуть не упустил — и возможность дефицита дешевых лекарственных средств-дженериков. Здесь необходимо пояснить: зарубежные фармкомпании, проведя многолетние исследования, затратив кучу денег, доказав лечебную эффективность нового лекарства, патентуют его и продают по оптовой цене, обеспечивая получение прибыли и возврат расходов. С окончанием срока патентной защиты любое фармпредприятие может организовать его производство. Но это уже будет не оригинальный лекарственный препарат, а дженерик. И самое главное, не уступая в лечебной эффективности оригинальному препарату, дженерик стоит значительно дешевле. Все потому, что исключены затраты на разработку лекарства.

В нашей стране лекарства дорогие. В структуре расходов граждан старше 50 лет затраты на ЛС составляют около 1/3 дохода, что в значительной степени ухудшает социально-экономическое и психологическое положение групп населения с низким уровнем доходов.

Именно цены на лекарства побудили журналиста задать министру вопрос, содержащий одновременно и дельный совет: почему бы государству не закупать препараты напрямую без посредников, которые устанавливают высокие цены?
Курс на поставку жизненно важных ЛС

Но Минздраву нет необходимости самостоятельно полностью закупать препараты. В 1998 году правительство приняло постановление, в котором речь идет лишь о Перечне жизненно важных лекарственных средств. Цель — «упорядочение и дальнейшее улучшение ситуации в медикаментозном обеспечении населения и лечебно-профилактических учреждений».

Минздраву, местным госадминистрациям и самоуправлению Бишкека, ФОМСу дано задание: финансовые средства, предусмотренные в бюджетах на приобретение медикаментов и получаемые по линии донорских организаций, направлять в первоочередном порядке на приобретение лекарственных средств, указанных в этом перечне.

Государственное финансирование — это выделение безвозвратных средств. Возмещение денег, ежегодно финансируемых на закупку ЖВЛС, от Минздрава не требуется. И не случайно министр говорил не о продаже, а о «раздаче препаратов».

Закон «О лекарственных средствах» также предусматривает использование средств, направляемых на финансирование медпомощи населению для приобретения необходимого в соответствии со списком основных (жизненно важных) лекарственных средств и создания их государственного резерва.

Все это говорит о том, что на министра здравоохранения не возложена обязанность «само- стоятельно закупать, хранить и раздавать препараты». Но он обязан, подчеркиваю, в первоочередном порядке обеспечить потребность населения в ЖВЛС, которых насчитывается не более восьмисот. Все остальные лекарства на свой страх и риск может поставить фармбизнес.

В этой связи министр говорил о необходимости внести изменения в подзаконные акты, чтобы завозить более дешевые препараты, но высокого качества. Видимо, имеется в виду, что вносимые изменения в подзаконные акты, например в Положение о Департаменте лекарственного обеспечения, должны привести действия ДЛО в соответствие с Законом «О лекарственных средствах». Последний наделяет ДЛО как уполномоченный государственный орган страны в области здравоохранения правом осуществлять централизованный закуп лекарственных препаратов на их средства, предусмотренные республиканским бюджетом, гранты, кредиты. Если лекарства вошли в перечень ЖВЛС, то и дешевые аналоги должны быть закуплены. Дефицит здесь недопустим.

Частный бизнес не заинтересован в закупке лекарств, предусмотренных Перечнем ЖВЛС. На этот факт внимание обращает Центр анализа политики здраво-охранения. В 2011 году не осуществлялся ввоз в страну 63 наименований ЛС (15%), включенных в ПЖВЛС. Причина очевидна: лекарства дешевле — значит, и прибыль невелика.

Закуп ЖВЛС — обязанность государства

Для этого необходимо прежде всего создание государственной оптовой фарморганизации, не ориентированной на прибыль. Она должна закупать лекарства у национальных и зарубежных производителей на торгах, что обеспечит снижение цены предлагаемых лекарств, входящих в Перечень жизненно важных лекарственных средств.

Эти препараты должны, подчеркиваю, не продаваться, а распределяться между частными аптеками, работающими в системе обязательного медицинского страхования, а также государственными аптеками, развернутыми при ЦСМ, районных, городских, областных и специализированных больницах и фельдшерско-акушерских пунктах.

Подобная модель распределения ЖВЛС приведет к тому, что частные аптеки, входящие в систему ОМС, станут получать из средств ФОМСа деньги лишь на оплату стоимости поставки ЖВЛС.

Следовательно, и пациенты должны получать в аптеках рецептурные ЖВЛС также бесплатно. Проблема разделения населения по категориям, где одни граждане — участники ОМС, получают лекарства бесплатно, а другие — покупают, исчезает сама собой.

И еще пара аргументов в пользу бесплатности лекарств. Предположим, ОМС в стране нет. Бал правит частная медицина. Лечение, в том числе и медикаментозное, вашей левосторонней пневмонии обойдется, скажем, в десять тысяч сомов.

Заплатили, и не придется ходить по аптекам в поисках лекарств. Обеспечение медикаментами — забота частно- практикующего врача.

С другой стороны, вы и ваш работодатель, положим, десять лет исправно платите взносы по ОМС. Если принцип ОМС «здоровый платит за лечение больного» соблюдается, то ФОМС должен оплатить ваше медикаментозное лечение. Но в жизни не все так складно. Будучи амбулаторным пациентом, вы получаете от семейного врача рецепт и идете в аптеку покупать лекарства, прекрасно сознавая факт двойной оплаты.

Бесплатность лекарств позволит врачам в условиях электронного здравоохранения эффективно управлять лекарственной помощью пациентам. При этом исчезнет маленький соблазн участия в большом лекарственном бизнесе.

Другое преимущество бесплатности лекарств заключается в возникновении реального интереса групп семейных врачей к профилактике заболеваний. В его основе лежит потребность медиков в увеличении оплаты труда. В первую очередь за счет снижения заболеваемости, что приведет к естественной экономии затрат на лекарственные средства.

Закон, повторяю, наделяет Департамент лекарственного обеспечения «правом осуществлять централизованный закуп лекарственных средств на средства, предусмотренные республиканским бюджетом, грантов, кредитов».

Но право ДЛО — это всего лишь возможность деятельности, для осуществления которой необходимо создание ряда условий. Если их нет, то нет и централизованной государственной закупки лекарств. Причина бездействия ДЛО элементарна — правительство, утверждая это положение, одной из задач называет обеспечение населения лекарственными средствами. Но в число мероприятий, необходимых для выполнения, включено не лекарственное обеспечение, а лишь государственный контроль ДЛО за деятельностью юридических лиц, занимающихся оптовой и розничной реализацией лекарственных средств.

Кому это выгодно? Ответ для министра здравоохранения Т. Батыралиева очевиден: все законы и подзаконные акты направлены на обеспечение и регулирование деятельности частного фармацевтического бизнеса, захватившего с помощью государства рынок лекарств, в том числе и ЖВЛС. Однако «невидимая рука» рынка, как показывает опыт, может многое, но не все.

Геннадий ЖАЛКУБАЕВ,
независимый аналитик.






Добавить комментарий