Main Menu

Честно и профессионально — иному не быть

Президент Алмазбек Атамбаев подписал Указ о мерах по реформе системы правоохранительных органов.

Современное состояние правоохранительных органов республики, говорится в документе, не соответствует требованиям общества и национальной безопасности. Справедливые нарекания граждан вызывает их высокая коррумпированность и неспособность эффективно выполнять возложенные на них задачи по предупреждению и пресечению преступности.

Особое беспокойство вызывает противоправное поведение отдельных сотрудников, а также их необоснованное вмешательство в деятельность хозяйствующих субъектов, что приводит к росту «теневой» экономики, ухудшению криминогенной ситуации в стране и частым нарушениям прав граждан.

Системные недостатки в деятельности правоохранительных органов негативно влияют на социально-экономическое развитие республики, не позволяя обеспечивать верховенство закона и справедливости, а также создают противоречия и конфликты.
Сложившаяся негативная ситуация требует безотлагательных и кардинальных мер, направленных на восстановление авторитета закона и возвращение доверия граждан к институтам власти.

Глава государства утвердил Комплекс мер по реформе системы правоохранительных органов, одобренный решением Совета обороны 4 июля 2016 года. Он поручил образовать рабочую группу по обеспечению реализации этого комплекса, правительству — разработать проекты соответствующих нормативных правовых актов. Жогорку Кенешу рекомендовано рассмотреть их в приоритетном порядке.


Утвержденный Президентом комплекс мер предусматривает реформирование органов прокуратуры, внутренних дел, национальной безопасности, Госслужбы по борьбе с экономическими преступлениями (ГЭСБП) и Таможенной службы.

Органы прокуратуры

Предлагается вывести из органов прокуратуры следственные функции и передать их ГКНБ и ГСБЭП.

Одновременно в целях обеспечения сдержек и противовесов за прокуратурой закрепляется право возбуждения уголовных дел по должностным (коррупционным) преступлениям, в том числе в отношении высших должностных лиц, с передачей их для дальнейшего расследования в уполномоченные органы. Кроме этого, право передачи расследования допускается в целях исключения ведомственной заинтересованности правоохранительных органов, а также конфликта интересов. Также за органами прокуратуры закрепляется право образования межведомственных следственных групп для расследования резонансных преступлений, затрагивающих национальную безопасность и интересы страны, в строго регламентированном порядке. При этом право возбуждения и организация расследования уголовного дела в отношении президента Республики, отрешенного от должности Жогорку Кенешем в порядке, определенном Конституцией, является прерогативой исключительно генерального прокурора.

Предполагается внедрение новой системы приема и рассмотрения жалоб и обращений на незаконные действия сотрудников правоохранительных органов, причем органы прокуратуры обязаны вести их учет.

Предлагается внутриструктурная реорганизация прокуратуры и перераспределение полномочий, установление четких границ и зон ответственности между сферой надзора и институтом представительства в судебных органах, а также расширение надзорных функций за оперативно-разыскной деятельностью.

Освободившиеся по результатам ликвидации следственных функций штатные единицы будут направлены на увеличение количества прокурорских работников, ответственных за осуществление надзорных функций.

Органы внутренних дел

В системе МВД предполагается образование самостоятельных и независимых друг от друга:

  • службы общественной безопасности;
  • криминальной милиции;
  • службы по противодействию экстремизму и незаконной миграции;
  • службы по борьбе с незаконным оборотом наркотиков;
  • следственной службы;
  • службы внутренних расследований.

Отбор, назначение и увольнение руководителей служб и криминальной милиции будут регулироваться законами, исключающими необоснованное политическое влияние и вмешательство в кадровые вопросы.

С целью полного устранения возможности вмешиваться в предпринимательскую деятельность из МВД выведут функции выявления и пресечения коррупционных преступлений (5-е ГУ МВД), передав их в ГСБЭП.

Путем выведения Академии МВД из состава МВД из функций министерства исключены подготовка и переподготовка кадров. Функция формирования уголовно-правовой статистики передается в органы прокуратуры, отдельные виды экспертиз — во вновь создаваемую Национальную экспертную службу.

Предлагается упразднить Госслужбу по контролю наркотиков и передать ее в систему МВД вместе с материально-технической базой, что позволит объединить имеющиеся ресурсы правоохранительных органов и исключить дублирование функций.

Для исключения вовлеченности сотрудников в незаконный оборот наркотиков функция обеспечения легального оборота наркотических средств и прекурсоров передается в Минздрав.

Органы национальной безопасности

Для повышения эффективности данной спецслужбы предусматривается сконцентрировать ее ресурсы на разведывательной и контрразведывательной деятельности. С этой целью нужно вывести из нее функцию борьбы с экономическими преступлениями, исключив таким образом неправомерное вмешательство ГКНБ в деятельность бизнеса.

Государственная служба по борьбе с экономическими преступлениями

Предполагается передача данной службе следующих функций:

  • из органов прокуратуры — следствия по должностным и коррупционным делам в гражданских органах (за исключением высших должностных лиц, передаваемых в зону ответственности ГКНБ);
  • из ГКНБ — выявления и пресечения экономических преступлений;
  • из МВД — выявления и пресечения должностных и коррупционных преступлений (функции 5-го ГУ МВД);
  • из Государственной таможенной службы — функции следствия (функции следствия в ГТС ликвидируются).

Государственная таможенная служба

В настоящий момент ГТС представляет собой синтез фискального и уголовно-карательного органа. Выведение ее из системы правоохранительных органов позволит обеспечить объективность принимаемых решений и минимизировать коррупционные факты вымогательства со стороны сотрудников таможни. В случае выявления нарушений, подпадающих под категорию уголовно наказуемых деяний, ГТС должна передать такие материалы в ГСБЭП.

Механизмы самоочищения правоохранительной системы

Предусматриваются преобразование подразделений собственной безопасности в службы внутренних расследований, существенное повышение оплаты труда их сотрудников по сравнению с остальными подразделениями; декларирование ими доходов, периодическая проверка достоверности данных; специальное психофизиологическое тестирование кандидатов на службу в этих подразделениях, в том числе с применением детектора лжи.

Будет образована межведомственная дисциплинарная комиссия при Генпрокуратуре по рассмотрению жалоб на сотрудников правоохранительных органов и создан реестр уволенных, привлеченных к уголовной, административной и дисциплинарной ответственности.






Добавить комментарий