Main Menu

Сезон новый — проблемы старые

Иссык-Куль 2016

Совсем недавно состоялось официальное открытие очередного курортного сезона, но буквально через неделю после этого штатного события премьер-министр Сооронбай Жээнбеков  сделал неутешительное заявление, что страна и в этом году не готова к массовому приему туристов…

НЕСМОТРЯ НА МОЩНУЮ МЕЖДУНАРОДНУЮ РЕКЛАМУ

Казалось бы, ситуация складывается как никогда выигрышно — ряд авторитетных международных изданий не просто отметил нашу страну в своих традиционных рейтинговых списках, но и весьма комплиментарно поместил Кыргызстан в их первую десятку.

Например, National Geographic — популярнейший журнал о путешествиях включил Кыргызстан в десятку государств, посетить которые нужно обязательно, хотя бы раз в жизни. А новостной портал Business Insider поместил в список 12 стран, обязательных к посещению уже в этом году. А британские The Guardian и Financial Times разрекламировали возможности отечественного альпинизма и разместили Кыргызстан в топовой семерке стран, обещающих незабываемые путешествия. О такой мощной международной поддержке отечественного туризма можно только мечтать. И, думалось, что чиновники поймут это и предпримут усилия хотя бы для устранения уже давно известных и кочующих из года в год недостатков. Ничего подобного.

«Нет информационных указателей для ориентирования. Нет предупреждающих знаков об опасности купания в некоторых местах или на аварийных участках. Остается открытым вопрос экологической безопасности, когда создаются несанкционированные свалки отходов. Вдоль всех трасс нет нормальных туалетов, общепит, стихийно организованный, не соответствует санитарным нормам, индустрия развлечений также не может ничем похвастаться. Кроме того, в случае необходимости, нет элементарной своевременной медицинской помощи. Не завершена паспортизация курортно-оздоровительных мест, вдобавок и материально-техническая база их на нуле»,

— перечислял на недавнем заседании правительства, посвященном вопросам готовности к нынешнему сезону, министр культуры, информации и туризма Алтынбек Максутов.

К этому можно добавить уже годами стоящие проблемы очистных сооружений, недостаточную транспортную инфраструктуру, несоответствие скудного сервиса установленным ценам, острую нехватку гостиниц и отелей, отвечающих международным стандартам… И этим, как вы понимаете, список не ограничивается.

«Неоспорим факт уникальности природы, однако этого недостаточно. Нужны человеческие условия для удобства и комфорта, чтобы туристы могли спокойно наслаждаться видами и красотой. А когда элементарно нет туалетов вдоль дороги на Иссык-Куль, то и о прекрасном думать не приходится»,

— заявил премьер. Вот уж с чем трудно не согласиться: человек — открытая система…

Пока не ясно, как состоится нынешний туристический сезон. Впрочем, если учесть, что практически для каждого жителя курортно-туристической зоны Прииссыккулья летний сезон год кормит, можно предположить, что пройдет он, как и предыдущие, исключительно на энтузиазме местного населения и невзыскательности (пока!) приезжающих туристов.

СРОЧНО ПЕРЕВОДИТЬ В СФЕРУ ЭКОНОМИКИ

Между тем уже давно говорится как минимум о двух действиях, которые следует совершить правительству, чтобы ситуация с туристической отраслью кардинально изменилась: во-первых, выработать государственную программу развития туристического комплекса Иссык-Кульской области и вывести эту сферу из-под опеки Министерства культуры в экономический сектор. О чем, кстати, весной этого года опять говорилось на круглом столе «Нерешенные проблемы туризма». В частности, независимый эксперт Гульмира Карымшакова напомнила тогда собеседникам, что до 2005 года отечественный туризм находился в так называемом социальном секторе и его положение было, как и сегодня, весьма плачевным. С той лишь разницей, что тогда доставшиеся нам в наследство от СССР здравницы находились в гораздо более благополучном состоянии, как, впрочем, и очистные сооружения курортной зоны.

«В 2011 году туризм перевели в экономический сектор, и отрасль начала активно развиваться. Выросла доля ВВП, увеличилось количество туристов. У бизнеса появились возможности вносить свои требования и предложения в политику развития туризма. В 2011 году ставили вопрос о разработке новой концепции развития отрасли. Но туризм из Минэкономики вернули в соцблок — в Минкультуры. Это стало ошибкой. Работа встала. Туризм сегодня находится в положении сироты…»,

— считает Г. Карымшакова. Она, кстати, напомнила, что организации, занимающиеся вопросами туризма, неоднократно писали письма главе правительства со своими предложениями развития отрасли и аргументами в пользу возвращения ее в экономический сектор страны, но, похоже, они не доходили до прежних глав кабмина. Наша газета, кстати, тоже неоднократно обращала внимание на абсурдность ситуации, когда официальные лица постоянно заявляют, что туризм является приоритетной отраслью страны, работающей на экспорт, представляющей неоспоримую ценность в рамках нашего сотрудничества с ЕАЭС и дающей существенные поступления в экономику страны, но при этом она находится в ведении исключительно гуманитарного ведомства и в ее развитие практически ничего не вкладывается.

«Пока не решится вопрос о статусе туризма и переводе его в сферу Минэкономики, ситуация продолжит усугубляться»,

— уверена Г. Карымшакова. И это настолько очевидно, что не требует дополнительных доказательств.

ТУРОПЕРАТОРЫ ЖДУТ ПЕРЕМЕН В ВИЗОВОЙ ПОЛИТИКЕ

Иссык-Куль 2016Еще один немаловажный аспект, о котором в голос заявляют туроператоры страны, — разработка кабмином концепции визовой политики. В своем обращении к правительству они подчеркивают, что остро нуждаются в устойчивой партнерской политике государства в области туризма, и призывают разработать наконец-то концепцию визовой политики, направленной на упрощение визового администрирования. В эти понятия они включают необходимость сократить сроки, количество документов, период рассмотрения и выдачи виз иностранцам; расширить список стран, граждане которых могут получать визы непосредственно по приезде в республику; увеличить срок действия виз, упростить процедуру их продления; расширить перечень стран, на граждан которых распространяется безвизовый режим. Напомню, этого ждут те, кто непосредственно работает в туристической отрасли.

Это их требование вступает в противоречие с мнением силовиков, настаивающих, напротив, на ужесточении визового режима в связи с вполне реальной угрозой проникновения через границы, под видом туристов, боевиков различных террористических организаций, действующих как самостоятельно, так и под знаменами ИГИЛ. Существует ли мониторинг ситуации в данном контексте? Как найти рациональный выход, чтобы и интересы турбизнеса соблюсти, и национальную безопасность не поставить под угрозу? То есть возникают вопросы, ответы на которые может дать только государственная программа развития туризма в стране. И чем быстрее ее разработают, тем лучше.

ЕЩЕ ОДНА СЛОЖНОСТЬ СЕЗОНА

Нынешний туристический сезон наверняка осложнится еще одним обстоятельством — вокруг озера Иссык-Куль намечена и уже осуществляется реконструкция автодороги. Дело чрезвычайно важное, имеющее многолетнюю историю. Продвижение по трассе уже достаточно осложнено, несмотря на то, что сезон только в начале и автомашин пока не так много, как в период пика. Уже в конце июня — в июле их количество возрастет в разы и к этому надо готовиться заранее, особенно в условиях многочисленных объездов. В то же время дороги, ведущие непосредственно к здравницам, неширокие, и на них, как правило, паркуются автомобили отдыхающих, местами так, что проезд практически невозможен. Примерно то же происходит и в центрах курортной зоны — Бостери, Чолпон-Ате. Официальных парковок тут тоже маловато, машины стоят на обочинах, причем так, что иногда полностью перекрывают проезжую часть. Все это создает аварийные ситуации. А ведь безопасность туристов — это важнейшая составляющая нормального отдыха.

НУЖНО РАЗВИВАТЬ АВИАЦИОННЫЙ ТРАНСПОРТ

Иссык-Куль 2016Давно уже говорится и о необходимости развития авиатранспорта. Между тем, недавно по новостным лентам интернет-ресурсов прошло сообщение, что здание чолпон-атинского аэропорта продано каким-то бизнесменам, намеревающимся создать там развлекательный центр. Прямо-таки соломоново решение — специфическое здание с разветвленной инфраструктурой и возможностью функционирования по своему прямому назначению намерены перепрофилировать под банальный клуб. Между тем, проблема авиационного транспорта в курортной зоне чрезвычайно остра. Введенный в эксплуатацию аэропорт Тамчы, работающий к тому же не в полную мощность, ее практически не решает. И даже если его со временем превратят в большой международный аэропорт, как мечтается, удаленное расположение зала от центров курортной зоны — городов Чолпон-Аты и Каракола — все равно не упрощает процесс доставки больших масс отдыхающих к здравницам и турбазам. Совершенно очевидно, что надо реанимировать аэропорты в Чолпон-Ате и Караколе, которые в советские времена вполне успешно выполняли эту функцию, а за годы суверенитета пришли в полный упадок. Это напрямую работало бы на позитивное развитие туристической сферы региона, существенно упростило процесс доставки больших масс отдыхающих и сняло нагрузку на наземные виды транспорта.

Надо модернизировать возможности железнодорожного транспорта по маршруту Бишкек-Балыкчи и начать с повышения комфортности пассажирских вагонов и количественного их увеличения. Ну и, конечно, вернуться к вопросу использования наводных видов передвижения.

То есть, если мы действительно хотим перехватить хотя бы российско-казахских отдыхающих у турецких здравниц, требуется государственный, крупномасштабный подход к вопросам развития туристической отрасли, а не пустая констатация из года в год ее плохой готовности к приему гостей.

Татьяна ПОПОВА.
Фото из Интернета и Нины ГОРШКОВОЙ.






Добавить комментарий