Main Menu

От СНГ к Евразийскому союзу. Цель определяет средства

В преддверии  Нового года слово «мир» как нельзя лучше отражало состояние политической жизни общества и его ожидания: мирное избрание  Президента, мирная (сравнительно) отставка  торага Жогорку Кенеша, мирное  выдвижение кандидатов на  должность  премьер-министра, мирные определение и  утверждение структуры и состава правительства . Мир в стенах парламента в пределах, разумеется, демократических  правил парламентаризма наступил. Страна   входит  в период  политической стабильности — необходимого условия эффективного государственного управления,  коим занимаются   и парламент, и Президент, и правительство.  Каждый в своей сфере, разумеется.

Цель определяет и оправдывает средства
Главная обязанность правительства  —   организация  исполнения Конституции страны,  международных договоров и межправительственных соглашений.  Наибольший интерес в этом процессе представляет  организация  исполнения  межправительственных    соглашений  (договоров), заключаемых в рамках Содружества  Независимых Государств.  Их  реализация ведет  в конечном итоге  к конечной цели  интеграции, объединению постсоветских государств,  созданию Евразийского союза как  федеративного государства  стран  постсоветской Евразии.   Непосредственными исполнителями  соглашений являются  министерства  и  госкомитеты, входящие в структуру  правительства. Но прежде  правительство должно «озадачить» органы госуправления, включив  в положения о министерствах и ведомствах задачи, решение которых  будет обеспечивать реализацию межправительственных  интеграционных соглашений.    Однако двадцать  лет миновало  со дня  заключения Соглашения о создании СНГ, но в положениях о министерствах и госкомитетах этих задач днем с огнем не сыскать. Анализ их содержания      приводит к мысли, что  министерские  чиновники  знать не знают и ведать не ведают о существовании  СНГ и его документах. А вот о  международных нормативных актах, содержащих  «директивные требования к качеству продукции стран-членов ВТО, ЕС»,  в Минсельхозе, например, знают.
Единственным     «счастливым»  исключением  является Положение о Министерстве иностранных дел.  Оно  призвано «обеспечивать участие Кыргызской Республики в деятельности   Содружества Независимых Государств». И не более того. Но, судя по задачам министерства, ничто не мешает включить в  число  его функций  содействие  органам госуправления  в реализации   межправительственных соглашений,  а также  документов  концептуального  характера,  утвержденных решениями Совета глав правительств СНГ.
Важность  государственно-правового регулирования исполнения  межправительственных соглашений    заключается в том, что  наши министерства, госкомитеты, административные  ведомства, вступая во взаимодействие    с  аналогичными ведомствами России, Казахстана, Белоруссии,  других    государств СНГ,  решают  задачи создания       материальных, организационно-правовых условий, которые         направляют   бизнес  на специализацию и кооперацию  отраслевых  производств,  создание совместных  предприятий. Результаты их взаимодействия   создают  почву,  ускоряют  процесс   экономической и политической интеграции  постсоветских государств.  Объединение  государств Содружества в    Евразийский союз  следует  рассматривать  в качестве  стратегической  цели,   которая   определяет,  «подправляет»    действия  стран-участниц СНГ,   направляет  их в русло интеграционных процессов,  побуждает    принимать решения  с учетом, во-первых, экономической  необходимости интеграции,   во-вторых, политической целесообразности  объединения  и создания    союзного, но  не  конфедеративного, а федеративного государства. Оно  в свою очередь  должно,   как полагают    «федералы»,  содействовать  дальнейшему   социально-экономическому  развитию  государств-участников федерации.

Добрый пример заразителен
Возникает вопрос: в каком нормативном  акте  Кыргызской Республики  участие  в создании  Евразийского союза  можно  закрепить в качестве одной  из   целей  государства?  В  идеале это конституция по примеру  Конституции ФРГ,  авторы  которой  выразили  идею объединенной Европы:   немецкий народ, «воодушевленный желанием служить делу мира во всем мире в качестве равноправного члена в объединенной Европе,  … в силу своей учредительской власти дал себе настоящий Основной закон».
После  объединения двух немецких государств в Конституции ФРГ появилась новая норма:   “Для осуществления идеи Объединенной Европы Федеративная Республика Германия участвует в развитии Европейского союза, в обязанность которого входит гарантировать соблюдение принципов демократического, правового, социального и федеративного государства». Кстати, эта функция  Европейского союза во многом  объясняет,  почему канцлер ФРГ госпожа А. Меркель изо  всех сил бьется за сохранение ЕС. Более того,   в Конституции ФРГ черным  по белому  записано: «Федерация может законом передавать свои суверенные права межгосударственным учреждениям».   Странные люди эти немцы. Здесь явная угроза   утраты государственного суверенитета, а им хоть бы хны. Мы же,  напротив, двадцать лет стережем свой суверенитет, боясь отдать хоть частичку его делу  объединения  постсоветских государств.
Следует  заметить, что депутаты Верховного Совета Республики Кыргызстан (1990 г.), принимая Декларацию о государственном суверенитете республики,  также  выразили волю народа, направленную   на создание «нового союза суверенных государств». К сожалению, по ряду чисто субъективных причин тогдашнее руководство независимых суверенных государств    сумело  создать лишь Содружество Независимых Государств. И на том спасибо. СНГ  как «место встречи, которое изменить нельзя»  стало площадкой для  поиска и нахождения как экономических, так и политических компромиссов во  взаимодействии постсоветских государств.

Хороший закон — делу начало
Но если спуститься с конституционных  высот на «грешную» нормативную  основу  деятельности  правительства, то здесь  наиболее подходящим документом, открывающим возможность направления деятельности  министерств и ведомств  в русло интеграционных процессов,  является  Регламент правительства. Аппарат правительства  имеет  право «приводить в соответствие с законодательством   и редактировать проекты актов, внесенных на рассмотрение правительства министерствами, государственными комитетами, административными ведомствами и иными органами без изменения сути внесенного проекта акта». В первую очередь это относится к проектам положений о министерствах и ведомствах. Но, чтобы  реализовать право коррекции  проектов нормативных актов, документов  концептуального характера,  поступающих в правительство, процесс и процедуры его реализации  должны быть выражены в положениях об аппарате  правительства,  о его   структурных подразделениях и в  должностных обязанностях  сотрудников.
Кроме того,  профильные комитеты Жогорку Кенеша в начале  своей работы  должны  рассматривать    состояние нормативной правовой основы  деятельности  соответствующих министерств и ведомств. В условиях парламентской   формы правления  депутаты  обязаны   интересоваться  «кухней»     центральных  аппаратов органов госуправления, призванных обеспечивать  исполнение интеграционного законодательства.

«Фатальная» неизбежность интеграции
В Соглашении о создании Содружества Независимых Государств речь не  идет об их интеграции, тем более о политической. Эта  постоянная, животрепещущая  в общественном сознании    мысль  нашла свое  выражение в Уставе СНГ: «Целями Содружества являются    межгосударственная кооперация и интеграция». А одним из принципов взаимодействия постсоветских государств — «расширение интеграционных процессов»
Создание Евразийского союза (план Назарбаева — Путина)    как цель   интеграционной  деятельности  постсоветских государств, в том числе и Кыргызской Республики,  с неизбежностью  определяет  поведение  всех ее    управляющих  субъектов. В этом смысле государственно-правовое регулирование  является основным средством  усиления  интеграционных процессов,  придания   интеграционной направленности деятельности     органов государственной  власти и управления.  Но  чтобы в полной мере использовать его  правовые  механизмы,   необходимо, повторяю,  ввести в положения о министерствах,  ведомствах    правовые нормы,   содержащие задачи, связанные с исполнением      межправительственных соглашений, заключаемых в рамках   СНГ.
Анализ  положений о министерствах и ведомствах  показывает, что   такого рода нормы в  большинстве  положений отсутствуют.  В условиях политической стабильности и наступления этапа мирного  развития  страны ликвидация установленного нами правового пробела,   несомненно,  повысит эффективность исполнения интеграционного законодательства,   ускорит процесс   становления  Евразийского союза, что  позволит  решить   ряд социально-экономических, политических,    межэтнических  проблем развития  страны,  поднять    уровень жизни  кыргызстанцев.

Геннадий ЖАЛКУБАЕВ,
независимый аналитик.






Добавить комментарий