Main Menu

Пехлеваны выходят в круг

Борьба Гюлеш

Азербайджанская национальная борьба гюлеш (гулеш, гурассу) — кровная родственница других видов поясной борьбы, включенных в программу Всемирных игр кочевников 2016 года. Все эти единоборства давние и в своих странах весьма высоко котируются. Это состязание не только в силе тела, но и в силе воли и духа.

Казалось бы, что такое борьба? Выходят двое мужчин, обнимают друг друга за мускулистые торсы, начинают пыхтеть, кряхтеть, а порой и рычать. Потом следует надсадный вскрик, один из борцов подбрасывает другого и азартно бросает оземь. Садится верхом и начинает крутить сопернику руки, а то и уши, недаром они у всех борцов «раскатанные». В чем же состоит красота подобного зрелища? Ответ на этот вопрос можно найти, побывав на народном гулянье, где сразу поймешь, откуда у народной борьбы, что называется, ноги растут. А они буквально растут из родной земли, которая питает самую главную крестьянскую красоту — силу.

Молодые мужики выходят в круг под одобрительные возгласы народа, чтобы состязаться в борьбе гюлеш, и вроде ничем особенным не выделяются, просто крепкие, веселые парни. И вдруг становятся они совсем не по возрасту серьезными. Шаги приобрели пружинистость, мышцы на руках и спинах у них заиграли не хуже, чем у знаменитого трехкратного чемпиона Олимпиад Александра Карелина. И превратились простые ребята в героев, пехлеванов, как называют в азербайджанском народе богатырей. Кажется, исходит от соперников какая-то особая энергия, которая распространяется вокруг места схватки, вовлекает всех зрителей в свое поле. И становится понятным подлинное значение слова «кураж», пришедшего в русский язык из тюркского («куреш» в переводе означает «борьба»). Кураж, куреш, гюлеш — не хвастовство, а тихая, сосредоточенная, напряженная вера в победу. Это идея силы, вызывающей восхищение, и конечно, желание соответствовать.

Борьба ГюлешАзербайджан — красивая страна, расположенная на юго-востоке Южного Кавказа, на стыке Азии и Европы. Что это значит? Южное солнце, бурный темперамент, смешение в культуре традиций разных народов. Здесь родились многие живописные традиции, среди которых — национальная борьба. Она была в почете у древних народов майя, в Китае, Египте, Индии, Иране. Греко-римская борьба, которая вошла в программу эллинских олимпийских игр в 708 году до н. э., а сегодня признана как международная, по сути такая же национальная борьба, как гюлеш.

Самое раннее упоминание о гюлеше встречается у великого поэта Низами, прославлявшего пехлеванов. В исторических хрониках описаны случаи, когда судьбу сражения враждующих армий или отрядов решала встреча пехлеванов. В народе живут легенды о феноменальной силе Айы Айлаг из селения Муштагы. Развивая свою фантастическую от природы силу, он тренировался огромными деревянными булавами. Каменные плиты — сеньги до 40 килограммов весом — он поднимал одной рукой, упражнялся с живым верблюжонком, боролся сразу с несколькими силачами.

Во времена раннего Средневековья конные арабы наводили ужас на европейские страны. Франки дали «наш ответ Чемберлену»: выдумали тяжеловооруженных конников — будущих рыцарей. Пока рыцари, сидя верхом, размахивали мечами и добивались благосклонности дам, крестьян лишили права на ношение оружия. Логика истории развития была одна и в Европе, и в Азии, и, естественно, на Кавказе, где Азербайджан. Жизнь человека не очень высоко ценилась. На крестьянина могли напасть как чужеземцы, так и свои. Нужно было уметь постоять за себя и своих односельчан. Быть силачом считалось престижным: соревнования показывали, на кого община могла рассчитывать в случае опасности. Авторитетом пользовались не только умные и богатые, но и физически сильные люди. Состязания проводились регулярно, когда возникали перерывы в сельхозработах, совпадали с большими религиозными праздниками, входили в цикл жизни, казались такими же неотменяемыми, как наступление весны, лета, осени. Такими же важными, как Пасха или Новруз-байрам. Разные география и климат, разные любимые виды народных соревнований. На севере, в снегах, охотники состязались в беге на лыжах. Там, где широкие полноводные реки, — в гребле. У разных народов сложились разные обычаи, но борьбу уважали всюду.

Азербайджанцам борьба, может быть, была нужна вдвойне — чтобы воспитывать хладнокровие, умение владеть собой, поскольку кровь у них горячая. С другой стороны, их темперамент, артистизм давно делали гюлеш не только народной потехой, но и пластическим искусством. В селениях соревновались на харманах, гумнах, прямо на земле. В Баку, Гяндже и Ордубаде сохранились специальные здания — горхана, настоящие спортивные дворцы, с ареной и амфитеатрами для публики, с красивыми куполами и коврами. В горхана проходили состязания и тренировки, звучала музыка, пелись песни о подвигах богатырей.

Борьба ГюлешВ наши дни устраиваются региональные соревнования по гюлешу на уровне районов, городов, республики. Правила гюлеша систематизированы, историю борьбы изучают, исследователи посвящают ей диссертации. В классической борьбе и гюлеше много общего — недаром среди сегодняшних чемпионов немало тех спортсменов, которые мальчишками начинали пробовать свои силы в гюлеше.

Гюлеш можно увидеть и на театральных сценах в разных городах и странах. И ничего странного тут нет, поскольку гюлеш — визитная карточка народной азербайджанской культуры, такая же, как танцы и музыка. Да и сами состязания часто идут под музыку, как в старину, — под мелодичные звуки зурны и ритмичные удары барабана.

Прелюдия в борьбе — это мейдан-газмек, разминка, традиционный ритуал, напоминающий своеобразный танец. Стройные борцы обнажены до пояса, одеты в свободные шаровары, расшитые цветным узором, с мягким поясом, обуты в мягкую обувь. Соперники плавно двигаются по кругу, по обеим сторонам ковра, они попеременно взмахивают руками вверх и назад, кружась, поворачиваются на месте. Затем бросаются на пол, несколько раз, сгибая руки, касаются грудью ковра и, вскочив, делают широкий приветственный жест рукой. Это салям — учтивый знак приветствия.

Сойдясь на середине ковра, они подают друг другу руки и трижды попеременно ударяют то правым, то левым плечом, потом отскакивают друг от друга, готовые к схватке. После осторожной разведки, попробовав силы, борцы пытаются взять друг друга на прием. Следуют быстрые движения, захваты за ноги и шаровары, подножки, подсечки, гэрдэ-мельница, броски. Правила гюлеша позволяют делать мост, разрешают продолжать борьбу в партере, то есть на земле или на полу, почти не стесняют инициативы. Запрещены захваты за горло и удары ниже живота. Нельзя бросать противника, не следуя за ним, выкручивать руки, ноги и пальцы, толкать головой. В былые времена пехлеваны в знак своей непобедимости нашивали на колени кусочки зеркала, чтобы показать, что никогда не касаются ковра коленом. Сегодня, чтобы победить, надо положить соперника на лопатки. Ну, а если не удается, то победа присуждается по очкам.

В народных легендах о знаменитом Робине Гуде обязательно присутствует герой, владеющий приемами борьбы с применением посоха. В азербайджанских народных сказках и преданиях всегда есть борцы-пехлеваны. Появились и новые, современные легенды.

Известный и популярный композитор, ныне посол Азербайджана в России Полад Бюль-Бюль-оглы написал музыку к первому советскому боевику «Не бойся, я с тобой!» и сыграл там главную роль. Фильм сначала положили, как говорится, на полку, поскольку в нем показывались приемы карате, которое в СССР было запрещено. И тогда съемочной группе на помощь пришли специалисты из Национальной федерации борьбы. Ее руководство засвидетельствовало, что герои художественной кинокартины побеждают не с помощью карате, а с помощью азербайджанской народной борьбы гюлеш. Вот так!

Александр ШЕПЕЛЕНКО.
Фото из Интернета.






Добавить комментарий