Main Menu

Борьба на поясах — подарок из древности

Борьба на поясах - подарок из древности

В программу фестиваля единоборств, который пройдет в рамках II Всемирных игр кочевников 2016 года, включено сразу несколько национальных видов борьбы на поясах. 

Наш сегодняшний рассказ об этом древнем виде борьбы, противостоянии двух подпоясанных борцов. Спортсмены все время схватки держат друг друга за пояс, каждый из соперников пытается повалить другого и победить. Ее древнее происхождение убедительно подтверждают и доказывают древние рукописи, документы и различные исторические памятники искусства. Специалисты находили наскальные рисунки с изображением борьбы на поясах в самых различных уголках Земли — в Центральной Америке, Африке, Европе, Азии. Возле Багдада в 1938 году была найдена бронзовая статуэтка двух борцов на поясах, которой примерно шесть тысяч лет. В китайской рукописи «Тан Шу» XI века упоминается о соревновании по борьбе на поясах. В XI веке об этой борьбе рассказывал ученый и философ Авиценна.

О тысячелетней истории ее также свидетельствуют ценнейшие памятники искусства восточной группы кочевников III и I веков до нашей эры. Например, сцены борющейся пары изображены на двух бронзовых бляхах из Ордоса, из Китая и на серебряных сосудах из городка на реке Оби в Тюменской области, где издавна жили тюркоязычные народы.

На поясах боролись не только тюркоязычные народы. Ареал этого боевого спорта значительно шире и охватывает едва ли не всю современную Европу, включая Ирландию, Шотландию, Уэльс и Испанию. Примеров много: борьба сирым в Корее, швинген в Швейцарии. У каждого народа она имеет свою специфику. Причина такой широкой распространенности лежит на поверхности. В древности одним из важных элементов конной атаки было умение выкидывать противника из седла. Этот элемент боевой подготовки воинов многих армий, от востока до запада, тщательно отрабатывался на тренировках, где для имитации конного боя использовали пояс. Так, успех в борьбе на поясах означал успех и в настоящем бою, потому в нем и совершенствовались многие народы.

К славянам традиция подобных состязаний перешла от тюркских народов. Этот вид борьбы был распространен в основном на юге России, в Поволжье, на Южном Урале, в Западной Сибири и на юге Украины. Все тюркские воины в мирное время повышали и оттачивали свое боевое мастерство через методику и приемы борьбы на поясах. По мере развития оседлости у мужчин на одежде появился пояс или кушак, отсюда пошло и название. Для воспроизведения процесса схватки двух конников, находящихся в контакте, пояса в мирных условиях тренировки было вполне достаточно. Противники сближались и с дальней дистанции, схватив друг друга за кушаки, пытались, подтянув соперника ближе, вырвать его и бросить на землю. То есть точно воспроизводилась боевая схватка конников.

На коне в бою воин всегда держит ноги в стременах, и действовать против врага ногами, без риска легко выпасть из седла на землю, он не может. Поэтому на тренировках в мирное время бойцы, точно воспроизводя боевую обстановку, также исключали действия ногами. Однако, по ходу схватки конник мог очутиться слева или справа от врага. Отсюда пошли броски с зашагиванием за левую ногу и броски с зашагиванием за правую ногу соперника.

Воину нужны были сильные кисти, локти, предплечья, плечевой сустав и спина. Тяговое усилие рук, плеч и спины в короткий миг решало вопрос жизни и смерти воина. Отсюда изнурительные тренировки, с развитием беспримерной мощи тягового усилия бойца и резкого броска через грудь, броска с зашагиванием, с подседом, подсадом или броска выводом за спину.

Много позже борьба трансформировалась в праздничные состязания. Во время народных праздников борьба на поясах является гвоздем национальных праздничных программ. Она есть у многих тюркских народов: например, у карачаевцев она называется тутуш, у якутов — хапсагай, у кыргызов — алыш, у казахов и каракалпаков — курес, у узбеков — кураш. Туркменский вид называется гореш.

В качестве спортивных костюмов здесь служат национальные халаты (до колен), подвязанные мягким поясом. Во время схватки борцам разрешается делать захваты за пояс и любое место халата, расположенное выше пояса. Победитель должен бросить соперника на спину или заставить его коснуться земли тремя точками. Разрешается также делать броски через ноги. Время схватки не ограничено. Каждая схватка состоит из трех раундов без ограничения времени, и победа присуждается тому, кто выиграл два раунда из трех.

В России борьба на поясах сохранилась главным образом у татар и башкир, однако по мере смены эпох кушак (пояс) у них из этой борьбы исчез. Тогда появилось белое полотенце, и уже обхватив друг друга полотенцами, борцы выясняли, кто же сильнейший.

Путешествовавший по России в XVIII веке академик И. Лепёхин отмечал в своих наблюдениях, что в состязаниях борцы «берут друг друга не за ворот, а за кушаки и употребляют обыкновенные при борьбе ухватки».

Знаменитый русский борец Иван Поддубный в зените своей славы стал чемпионом мира по борьбе на поясах. Самое раннее из известных упоминаний борьбы на поясах у русских содержится в мемуарах орловского помещика Н. Толубеева. Примерно этим же периодом датируются и первые известные изображения борьбы на поясах: именно её можно увидеть в Русском музее Санкт-Петербурга на картине художника И. Щедровского, написанной в 1837 году.

Владимир Даль, рассматривая в своем «Словаре живого великорусского языка» традиционные виды борьбы, бытовавшие у русских, отмечал, что «татары и башкиры закидывают друг другу пояс за поясницу, не хватаясь за одежду, и упершись левым плечом друг в друга, а перехватывать руками и подставлять носки не дозволяется».

Первый современный чемпионат мира по борьбе на поясах был проведён в 2002 году в кыргызском Оше по инициативе тогда депутата парламента Кыргызстана Баямана Эркинбаева. На первый чемпионат в нашу южную столицу прибыли представители 21 страны, которые и стали учредителями нового международного объединения — Международная федерация борьбы на поясах алыш (IFWBA).

В России как вид спорта борьба на поясах появилась в 2003 году с момента создания по инициативе известного спортивного деятеля Р. Гайнанова Всероссийской федерации борьбы на поясах и внесения борьбы на поясах, как признанного вида спорта, в Единую Всероссийскую спортивную квалификацию Министерства спорта РФ. Активное развитие борьбы на поясах в России и в других странах привело к созданию в 2011 году Ассоциации физкультурно-спортивных общественных объединений «Международная федерация борьбы на поясах» (IBWA) со штаб-квартирой в Москве.

Борьба на поясах официально включена в мировую сеть неолимпийских видов спорта, ее поддерживает авторитетная международная организация ЮНЕСКО. По столь зрелищному виду спорта ежегодно проходят первенства и чемпионаты мира, Евразии и Европы. В Российском государственном университете физической культуры создано отделение по борьбе на поясах, которое ежегодно выпускает дипломированных тренеров. Этот вид был включен в программу летней Универсиады 2013 года в Казани и в программу Азиатских игр в закрытых помещениях и по боевым искусствам, которые пройдут в 2017 году в столице Туркменистана городе Ашхабаде.

Александр ШЕПЕЛЕНКО.






Добавить комментарий