Main Menu

Паны дерутся, а кто дорогу построит?

Об автодороге Балыкчи - Тамчи - Чолпон-Ата - Корумду

В Кыргызстане стало плохой традицией накануне летнего туристического сезона активизировать всяческого рода катаклизмы, большие и маленькие. Этот год не стал, к огромному сожалению, исключением — явно хотим переплюнуть Италию с ее перманентными (то есть постоянными) сменами кабинетов министров. 

Правда, красоты Италии привлекают туристов не одно тысячелетие вне зависимости от смены правительств, в отличие от неведомого до сих пор многим и многим жителям Земли Кыргызстана.

Зато мы громко объявили миру о проведении уже в этом году II Всемирных игр кочевников и о начале грандиозного строительства Иссык-Кульского дорожного кольца, которое через Тюп и далее Кеген (пограничный пункт на границе с Казахстаном, в 80 км на восток от Тюпа), а далее через 144 км по казахской территории обеспечит — здорово даже представить! — наш выход к всемирно известному автотранспортному коридору Западный Китай — Западная Европа (по этому поводу классики сказали когда-то: «Остапа понесло!»).

Многие кыргызстанцы в деталях наслышаны, как нам туда (в Западный Китай и Западную же Европу) попасть. Закончившееся наконец возведение столь долгожданной для всего населения Кыргызстана автодороги Бишкек — Балыкчи плавно переросло в реабилитацию автотрассы сначала северного полукольца (по северному берегу нашего любимого кыргызского моря), а затем — южного, и в Караколе оба вектора должны были бы в идеале в ближайшие пару лет с триумфом встретиться. А далее, как в песне: а там еще немного — и Прованс! (Франция то есть).

И вот на этой неделе такие радужные планы вдруг (или не вдруг?) полетели кувырком, кажется… Не буду здесь касаться всей подоплеки с отставкой премьера Т. Сариева. Поговорим об автодороге Балыкчи — Тамчи — Чолпон-Ата — Корумду — первой ласточке Иссык-Кульского транспортного кольца.
Этот участок трассы составляет 104 км. В настоящее время, до 8 апреля по крайней мере, шла активная дорожно-строительная работа на участке от с. Тамчи до Чолпон-Аты, поскольку Игры кочевников — 2 не за горами и основные события развернутся как раз в этом районе, вблизи курортной столицы Прииссыккулья. Но после 8 апреля 2016 года все работы подрядчиком, китайской компанией «Лонг Хай», приостановлены. Заказчиком является Минтранскоммуникаций и его подразделение — Департамент дорожного хозяйства.

Приведу лишь некоторые цифры, озвученные на брифинге чиновников Минтранса (кстати, очень вовремя они многое поведали журналистам по создавшейся ситуации с дорогой Балыкчи — Корумду, так как в тот же день после обеда министр транспорта А. Малабаев, ссылаясь на факт открытия уголовного дела по этому поводу в АКС ГКНБ, запретил всем чиновникам давать какие-либо комментарии и пояснения в СМИ).

В состоявшемся 22 октября 2015 года тендере на указанный 104-километровый участок кольца по северному побережью озера участвовали 4 подрядчика:

  • ОсОО «Гранд Старт», предложивший свои услуги по реабилитации и обустройству дороги за 7,33 млрд. сомов;
  • ОсОО «Сутранспромжилстрой» — за 7,9 млрд.;
  • «Kocogluinsaat sanayi tarim…» (Турция) — за 6,744 млрд.;
  • и ОсОО «Циндаосская корпорация дорог и мостов «Лонг Хай» (Китай) — 6,803 млрд. сомов

(подробности ситуации с реабилитацией дороги Балыкчи — Корумду, с нарушениями при проведении тендера со стороны Минтранса и Минфина, с уточнением позиций всех сторон «СК» дает в номере от 12.04.2016).

У журналистов возник целый ряд закономерных вопросов: почему предпочтение отдали именно китайской компании? Почему ни на одном тендерном и подготовительном документе нет подписи министра транспорта, означает ли это, что он не несет ответственности? И главное: почему приостановлены работы, почему при плане финансирования из госбюджета на реабилитацию первоочередного участка Тамчи — Чолпон-Ата в 230 млн. сомов китайский подрядчик фактически получил всего 180, а потом продолжил работу, так сказать, за свой интерес — тратя собственные деньги в надежде, что заказчик (Минтранс) вскоре восстановит затраченные подрядной организацией дополнительные средства.

Начальник Управления автомобильных дорог МТиК Мелис Алыпсатаров пояснил: «Проект распоряжения правительства о реконструкции автодороги Балыкчи — Корумду подготовлен не указанным управлением, которому следовало делать его, а заместителем начальника Департамента дорожного хозяйства Н. Каинбаевым, причем без согласования с юридическим отделом министерства. Замминистра У. Уезбаев в обход министра Малабаева направил письмо-проект распоряжения в правительство и тем самым попросил «добро» на проведение тендера на реконструкцию дороги, что и произошло вскоре. 22 октября состоялся тендер с участием четырех вышеуказанных компаний и победителем признали китайскую компанию «Лонг Хай».

За ноябрь-декабрь 2015 года, по данным Минтранса, объем работ составил 72 млн. сомов, а за январь-март 2016-го — 158 млн. Итого с начала строительства строительные работы выполнены «всего лишь» на сумму 230 миллионов. Но из них подрядной организации — исполнителю работ — перечислено из бюджета Кыргызстана за два месяца прошлого года 72 млн., а в этом году — только 108 млн., итого с ноября по сегодняшний день наша сторона направила на работы по дороге 180 млн. сомов при затратах исполнителя, напомним, в 230 млн. Почему? В первую очередь, подчеркивает Алыпсатаров, «отставание идет из-за отсутствия источников финансирования. Это чревато тем, что подрядчик — «Лонг Хай» — имеет право подавать на штрафные санкции, на продление срока окончания работ и на возмещение потерянной выгоды, что выливается для Кыргызстана в целый ряд неприятностей — от потери деловой репутации и имиджа до потерь бюджета, который, вполне вероятно, скоро обяжут выплатить все неустойки компании-исполнителю. Простаивает вся строительная техника, рабочие не получают зарплату два месяца, арендаторы не получили оплату своих услуг за три месяца. Уже налицо отставание от графика».

Когда же работы могут продолжиться? При выделении денег, для чего Минфину следует определиться с источником финансирования — из республиканского бюджета или из средств, которые поступят в бюджет от продажи компании «Мегаком». Это одна из версий. Сейчас в правительстве «изыскали», по словам чиновника, около полумиллиона сомов для продолжения финансирования, идет процесс перечисления денег.

При этом, уточняя стоимость 104 км дороги, чиновник поясняет, что 6,803 млрд. требуются только на основную часть — непосредственно дорогу, мосты, а кроме этого, есть дополнительные затраты — так называемое «параллельное проектирование» — на участке расположены 17 сел, а водопровод чаще всего проходит именно по трассе, следовательно, реконструируя дорогу, надо обновлять и сеть водоснабжения. Не решен и вопрос освещения этих 17 сел вдоль дороги, как и реконструкции арычной сети и многих до сих пор неясных вопросов. И все они — последствия неправильного проведения тендера и скороспелого решения правительства.

Впрочем, как сейчас говорят чиновники Минтранса, и сам проект дороги, утвержденный в 2009-2010 годы, уже устарел, так как прошло еще пять лет, за которые дорожное покрытие подвергалось еще большему износу. Если в начале этапа проектирования предполагался местами ямочный ремонт трассы — где-то 100, где-то 50, где-то 30 метров, то сейчас подлежит обновлению уже все дорожное покрытие без исключения. Но об обновлении проекта, к сожалению, речи не было.

После пресс-конференции я задала несколько вопросов руководителю группы реализации инвестиционных дорог МТиК Кубанычбеку Мамаеву. Основные из них касались возможностей продолжения работ по реконструкции дороги на сегодня, размера неустойки, которую могут выставить нам подрядчики, способов «разрулить» ситуацию в преддверии столь важного для населения Иссык-Кульского региона и бюджета страны туристического сезона и II Всемирных игр кочевников.

К. Мамаев, который имеет громадный опыт работы в транспортной сфере и достойно прошел почти все ступени служебной лестницы — настоящий профессионал своего дела. Он прекрасно понимает ситуацию и видит несколько реальных выходов на сегодняшний день:

— По международным законодательным нормам, если работы остановлены по вине заказчика (при невыполнении обязательств по финансированию или иным причинам, какие у нас на сегодня возникли), могут возникнуть для страны очень тяжелые последствия. А подрядчик имеет право спустя 14 дней вынужденного простоя выразить свой протест заказчику в связи с остановкой работы. Если сразу же после 14 дней ситуация не улучшится, подрядчик ждет еще 14 дней и имеет право собраться и уйти, расторгнув контракт. Простой обязан оплачивать Департамент дорожного строительства МТиК. Подрядчик может выставить и требование расторжения контракта по вине заказчика (досрочное прекращение найма подрядчика). По международным нормам, есть соответствующий документ, утверждающий правила администрирования и процедурные вопросы по реализации проекта. У китайской компании есть консультант, который информирует их о действиях в сложившихся условиях. Все это может вылиться в большой скандал — кто придет к нам делать дорогу, если один подрядчик уже уйдет со скандалом? В этом случае будущее автотрассы — под большим вопросом.

Что делать в сложившейся ситуации? Уже сформирован новый состав правительства, руководить Минтрансом придет другой человек. По мнению К. Мамаева, все же не стоит решать вопрос о продолжении этого дорожного проекта на уровне межправительственных соглашений, поскольку сложности возникли на уровне бизнес-договоренностей, контрактных отношений. В первую очередь надо искать источники финансирования и выяснять, почему они не определены до сих пор в самом начале проекта.

Что касается II Всемирных игр кочевников и начала туристического сезона, по мнению К. Мамаева, Минтрансу предстоит огромная работа по согласованию действий всех участников этого проекта в ближайшие месяцы. Поскольку часть дороги находится в состоянии ремонта (незавершенного), следует тщательно готовить организацию работы на этом участке: ДПС и МВД должны установить множество дорожных знаков, обозначающих место ремонта, чтобы сократить опасность для автотранспорта на ремонтируемых участках. Также следует организовать жесткую схему движения автомобилей на этих территориях, при необходимости ограничивая транспортный поток в определенное время, но все это надо делать по согласованию с ДПС и ежедневно «мониторить» состояние движения и уровень безопасности на этих участках. Очень важно также, в связи с тем, что вдоль трассы находится множество объектов малого и среднего предпринимательства (кафе, пекарни, автостоянки, парикмахерские, гостевые дома и т. д.), а с началом курортного сезона их станет в разы больше, обеспечивать чуть ли не ежечасный полив полотна дороги, снижая таким образом уровень запыленности. А для этого нужны десятки поливочных машин.

Ко времени сдачи этого материала в номер уже определился кандидат на пост министра транспорта и коммуникаций в новом составе правительства — еще вчера он возглавлял Департамент дорожного хозяйства при МТиК. Это Замир Айдаров. Поскольку он прекрасно понимает и значение дороги Балыкчи — Корумду, и обязанности Минтранса по решению вопроса с продолжением реконструкции Иссык-Кульской трассы, ему и карты в руки! Поскольку замедление с решением — равносильно смерти курортного сезона и столь рекламируемых Кыргызстаном II Всемирных игр кочевников.

Елена МЕШКОВА.
Фото автора.






Добавить комментарий