Main Menu

Уйти, чтобы остаться

Решение Кремля, повергшее мир в шок

Решение Президента России о выводе «ограниченного контингента российских войск» с территории Сирии вызвало по всему миру «шок и трепет». Непонимание происходящего и растерянность царят в стане западных политиков. Белый дом выглядит обескураженным: как же так, мы почти полгода безуспешно угрожали, давили, уговаривали вывести войска из Сирии или хотя бы поменьше бомбить наших союзников — без толку. На месяцы вперед наснимали видео «про погибших под обстрелами сирийских детей»… А тут — бац!

Впечатление такое, что особую обиду в Вашингтоне вызвала внезапность этого действия, чувствуется досада: Москва хоть и сделала, что просили из-за океана, и даже больше, но как-то неожиданно, вроде как без разрешения. К тому же Кремль согласовал это событие с неугодным США Президентом Сирии, и Башар Асад лично выразил Путину «глубокую признательность за масштабную помощь в борьбе с терроризмом и гуманитарное содействие».
«Мы видели сообщения, что Президент Путин объявил о планирующемся выводе российских сил из Сирии. Ожидаем, что узнаем больше об этом в ближайшие часы», — растерянно рассказывал пресс-секретарь Белого дома Джошуа Эрнест. Приблизительно так же комментировали ситуацию представители госдепартамента и Пентагона. Вопросы «почему?», «что задумал?» и им подобные наэлектризовали эфиры мировых информационных агентств. Поскольку первоисточник молчал, подозревали кто во что горазд. Например, министр иностранных дел Германии увидел в выводе российских войск сигнал для Башара Асада: «Если объявление о выводе российских войск материализуется, то это окажет давление на режим Президента Асада, чтобы он наконец со всей серьезностью участвовал в переговорах в Женеве относительно политического перехода, который сохранит существование сирийской государственности и интересы всех групп населения», — заявил Штайнмайер.

Сам Путин, отдавая приказ, был лаконичен: «Задачи, поставленные перед российским Министерством обороны, в целом выполнены», «пункты базирования российских военных в Сирии (морской — в Тартусе, авиационный — на аэродроме Хмеймим) будут функционировать в прежнем режиме». Из этого следует, что российское вмешательство в сирийский конфликт достигло поставленных целей: Москва укрепила позиции Башара Асада, помогла его войскам взять под контроль несколько стратегически важных территорий и добилась, что Асад остается единственной персоной в любых переговорах по разрешению конфликта в Сирии.

Неожиданное объявление В. Путина практически совпало с началом нового раунда переговоров по Сирии в Женеве, красноречиво продемонстрировав, насколько российский Президент преуспел в искусстве эффектного дипломатического жеста. Британская Times в первополосном материале предполагает, что «в краткосрочной перспективе вывод российских войск из Сирии прибавит оптимизма участникам очередного раунда мирных переговоров. Если же они вновь провалятся, вряд ли кто-то станет обвинять в этом Россию».

«Вывод войск из Сирии означает следующее: Путин считает, что убил достаточно противников Асада, чтобы тот смог выжить», — цитирует газета высказывание американского сенатора Джона МакКейна, размещенное в Твиттере.
Некоторые политологи считают: если исходить из логики победы России в Сирии, то вывод части сил играет только на руку противнику, позволит ему попытаться взять реванш. Ибо тут не должно быть иллюзий — только российское вмешательство спасло стоящую на грани поражения Сирию. «Для чего же сейчас выводить главные ударные силы?», — задаются они вопросом и сами же отвечают: «Такое решение может быть оправдано только в одном случае: если в ближайшее время они понадобятся где-то еще, в более важном для России месте». В каком именно — догадаться нетрудно, если вспомнить, что российская военная кампания в Сирии начиналась на фоне Минска-2 на Донбассе. Тогда и в российских, и в западных СМИ высказывались догадки, что стороны решили «отложить украинский конфликт», переключившись на гражданскую войну в Сирии. Некоторые эксперты подозревают, что сейчас происходит обратное. А американский сенатор МакКлейн предрекает: «Влад Путин перебрасывает войска. Украину ждет кровавая весна»…

Не будем фантазировать на данную тему — как говорится, «война план покажет». А тем, кто опасается реванша со стороны головорезов ИГ, напомним: в Сирии на базе в Хмеймиме останутся среди прочего системы ПВО, десяток вертолетов, бронетранспортеры БТР-82А и танки Т-90С, четверка Су-35, переброшенных в Сирию в начале марта, и, возможно, еще несколько Су-30СМ. Кроме того, в восточном Средиземноморье продолжает нести боевую службу постоянное соединение ВМФ РФ, возглавляемое ракетным крейсером «Варяг». В него входит более 15 боевых кораблей, в том числе новейший малый ракетный корабль «Зеленый Дол», присоединившийся к группировке накануне объявления перемирия (информация источника газеты «Коммерсант» в Генштабе). Таким образом, Россия сохранит свое военное присутствие в регионе в объеме, достаточном для контроля ситуации. Не случайно же вице-президент фонда «Наследие» Джеймс Джей Карафано на страницах Fox News заявил, что «отступление России в Сирии вовсе не означает, что Путин больше не станет стоять за спиной Асада. Позиции Москвы в ближневосточном регионе все равно выглядят сильнее, чем положение Вашингтона». Кроме того, он считает, что благодаря российской поддержке значительно вырос и уровень легитимности сирийского Президента: «Асаду не надо бояться в ближайшее время оказаться на скамье подсудимых в Международном уголовном трибунале. Независимо от хода мирного процесса, в обозримом будущем он останется в Дамаске… Это хорошая новость для Путина. Он может объявить: «Миссия выполнена» — и вернуть своих парней домой. Подобные шаги всегда делают вас более популярным на внутреннем фронте. Решение о выводе российских сил также придаст большую гибкость позиции Путина за рубежом, что позволит ему сконцентрировать свое внимание в другом месте… Даже когда он отступает из Сирии, Путин выглядит более сильным в этом регионе, в котором Соединенные Штаты продолжают напоминать младенца, заблудившегося в лесах ближневосточного краха…», — констатирует Карафано.

Много комплиментарного высказывают в адрес российского Президента авторитетные западные издания. Американская «Политико» пишет, что «объявление российского лидера о выводе ВС из Сирии застало Вашингтон врасплох», возникли опасения, что «Путин обыгрывает Обаму». «Американские аналитики и сотрудники разведки не ожидали от Москвы такого решения», — отмечает газета.

«Файнэншл таймс» подчеркивает, что «авианалеты ВКС РФ помогли сирийскому правительству переломить ход войны и вернуть значительную территорию. Для Путина военное вмешательство стало возможностью вновь утвердить статус России как державы, обладающей правом голоса в мировых делах далеко за пределами своих границ… Критики курса Президента США Барака Обамы в Сирии утверждают, что пассивность Вашингтона создала стратегический вакуум, который в результате заполнили русские».

«Дейли телеграф» отмечает, что «это решение может придать новый импульс организованным ООН мирным переговорам в Женеве, которые начались на фоне неожиданно успешного перемирия, объявленного в прошлом месяце».

Би-би-си констатирует, что «Россия достигла своих основных целей», усилив позиции Асада, войска которого заняли ключевые стратегические районы и оставив его основной фигурой в переговорах о будущем Сирии.

«Тагесшпигель» считает, что «если Путин отводит свои войска, то это означает, что противники Асада настолько слабы, что режим в Дамаске больше не нуждается в России, и российские авиаудары были действенными не только по отношению к радикальным исламистам, но и по отношению к умеренной оппозиции».

«Либерасьон» подчеркивает, что «первый раунд мирных переговоров в Женеве завершился в феврале провалом из-за интенсификации российских воздушных ударов, что вынудило представителей оппозиции покинуть переговоры. Теперь же прекращение огня, инициированное Москвой и Вашингтоном, в целом соблюдается, что создает совершенно иные условия для переговоров. И это может отчасти служить объяснением вывода российских войск, объявленного в день начала переговоров. Таким образом, Путин использовал сначала карту войны, а затем — карту примирения, показав тем самым, что он в большей мере, чем Вашингтон, является лидером в этой партии».

Российские эксперты отмечают как минимум пять конкретных результатов, достигнутых в ходе военного присутствия ВКС РВ в Сирии.

Первый: уничтожение лидеров бандформирований ИГ, поскольку именно через них идет поддержка объединений исламистов. Турция, Саудовская Аравия и Катар предпочитают строить отношения с бандами, опираясь на личное доверие к их главарям. С уничтожением лидеров схему приходится отлаживать заново.

Второй: достижение важных, знаковых побед, способствующих поднятию морального духа сирийской армии. Долгое время к востоку от Алеппо небольшая группа сирийских кадровых военных, названных международными СМИ «300 спартанцев», стойко удерживала периметр аэропорта Квейрис от осаждавших его боевиков ИГ. Благодаря операции ВКС РФ, части сирийской армии сумели пробиться к объекту и при поддержке ударами с воздуха ликвидировали группировку террористов, окопавшихся там. Отвоевана провинция Латакия, в районе Алеппо деблокированы города Нубль и Захра, в осажденные районы, в том числе Дейр-аз-Зор, налажено воздушное сообщение. Благодаря российским вертолетам — сирийская армия на подступах к Пальмире.

Третий: освобождение территорий на востоке. При обсуждении итогов операции России в Сирии почему-то принято говорить только о поддержке армии Асада. Однако в стране есть и другая сила, которая эффективно сражается с «Исламским государством» — курдское ополчение YPG/PKK. В данный момент оно, совместно со своими иракскими коллегами, выполняет крайне важную задачу — разделение «Исламского государства» на отдельные анклавы в Сирии и Ираке. В минувшем году с падением Синджара в Ираке у ИГ был отнят кратчайший путь между Раккой и Мосулом. Совсем недавно, в феврале, с захватом сирийского Шаддади, перерезана еще одна транспортная артерия, помогавшая террористам перебрасывать подкрепление из Сирии в Ирак и обратно. Операция осуществлена во многом благодаря многочисленным ударам российской авиации, как по объектам исламистов в самом Шаддади, так и по скоплениям боевиков к югу от города — в провинции Дейр-аз-Зор. Теперь у исламистов остается только узкий коридор в долине Евфрата для сообщения с бригадами, продолжающими удерживать несколько населенных пунктов к западу от Багдада.

Четвертый: утилизация старых боеприпасов и испытание высокоточного оружия. Не скрывалось, что большая часть авиационных бомб, использованных российскими летчиками, изготовлена еще в советские времена, так сказать, с истекающим сроком хранения. Уже скоро потребовалась бы их утилизация, а это немалые вложения. Российское военное командование весьма успешно применило рациональный подход: наряду с испытанием современного высокоточного оружия, на головы террористов сыпались бомбы, фактически подлежащие утилизации.

Наконец, пятый результат: обучение и вооружение про-асадовских сил. СМИ в основном следили за действиями ВКС РФ, но помощь Сирии состояла не только в этом. С сентября прошлого года усилились поставки современного вооружения сирийской армии и поддерживаемым её формированиям. В частности, туда ушли танки
Т-90С, тяжелая огнеметная система «Солнцепек» — и это лишь то, что засекли объективы фото- и видеокамер журналистов. Отсюда делается вывод: несмотря на снижение интенсивности российских авиаударов (а они по-любому будут продолжаться), сирийские военные как минимум смогут удержать занимаемые позиции. Не будем забывать и о том, что в Сирии по-прежнему остаются российские военные советники и высококлассные специалисты по вооружению.

Понятно, в стороне от обсуждения такого важного события не осталась и блогосфера. Комментарии самые разные, они широко представлены в печати этих дней. Вот еще одно, не лишенное, как мне кажется, рационального зерна:

«Самая сверхдержавная супер-пупер держава долго и нудно троллила Светлейшего. Наверное, единственным фильмом, который смотрел спичрайтер Обамы вместе с его психотерапевтом, был «Брат». Вариации на тему «в чем сила, брат?» мы слышали несколько месяцев. Теперь можно смеяться. Путин заставил США начать кампанию против четырёх букв (ИГИЛ), а сам пошёл отдохнуть. Теперь негр будет на сцене отрабатывать не просто за двоих, но и за свои слова, афоризмы и все приколы. Он так хотел показать, что не «хромая утка» сидит в овальном кабинете… Светлейший легко предоставил ему такую возможность. Через неделю в Сирии начинается сезон песчаных бурь. Момент выхода выбран очень удачно. В отличие от Т-90 из Астрахани, которым всё равно, реально по там-таму, двигатели штурмовиков и истребителей песок не любят. А «Солнцепёку» и «Буратине» глубоко безразлично. И что интересно, Шойгу сегодня доложил, что Пальмира блокирована. Армия Асада вышла на оперативный простор. Здесь, в ущельях и горах Латтакии, авиация сделала всё, что могла. Гоняться по пустыне за бандитом на ослике просто неинтересно. Да и теперь это не наше дело. Супер-держава хотела помочь. Добро пожаловать на сцену».

Как бы то ни было, на следующей неделе в Москву планирует прилететь американский госсекретарь Джон Керри. Как сообщило агентство Reuters, этот визит связан с решением Путина по Сирии. «Сейчас самый лучший момент, чтобы прекратить конфликт. Урегулирование ближневосточного кризиса станет важной темой для бесед лидеров», — заявил глава американского госдепа. Кроме того, состоялся телефонный разговор лидеров России и США. Путин заявил, что «после выполнения основных задач, которые Москва ставила в борьбе с терроризмом, Россия приняла решение о выводе из Сирии основной части авиагруппировки ВКС». Следим за дальнейшим развитием событий.

Татьяна ПОПОВА.






Добавить комментарий