Main Menu

Заправь «железного коня». Кыргызстан оказался в топе стран с самыми низкими ценами на бензин

Согласно рейтингу, размещенному на сайте GlobalPetrolPrices.com, наша республика заняла 18-е место среди 181 страны, попавшей в обзор. При этом мы занимаем первое место по дешевизне топлива среди импортозависимых государств. Все другие страны в первой двадцатке являются производителями и экспортерами нефти: Венесуэла, Кувейт, Саудовская Аравия, Туркменистан, Катар, ОАЭ, Казахстан, Иран, Нигерия, Россия и т. д.

В январе в республику импортировано 76,4 тыс. тонн нефтепродуктов. Из них бензина — 34,9 тыс. тонн, дизтоплива — 41,5 тыс. тонн. Товарные остатки ГСМ на начало февраля составляют около 89 тыс. тонн, включая около 51 тыс. тонн бензина и 38 тыс. тонн дизтоплива.
«В последнее время в Кыргызстане наблюдается общее снижение цен на топливо на 5,5 сома, или 12%. И это несмотря на то, что  курс доллара США поднялся на 17 сомов, или 29%. В порядке информации приведу сравнение розничных цен на ГСМ в нашем государстве с их уровнем в соседних странах по состоянию на 1 февраля 2016 года. Так, АИ-92 в Кыргызстане продается по 33,5 сома, в России — по 33,7 сома, в Казахстане — по 26 сомов, Таджикистане — по 51,3 сома, Узбекистане — по 59,9 сома. АИ-95 у нас стоит 37 сомов, в России — 36,6 сома, Казахстане — 28,7 сома, Таджикистане — 53,2 сома, Узбекистане — 65,9 сома. Цена на дизельное топливо в Кыргызстане составляет 32 сома, России — 35,2 сома, в Казахстане — 20,6 сома, Таджикистане — 49,3 сома, Узбекистане — 59 сомов.
Отметим, что стоимость бензина в России и в Кыргызстане практически сравнялась. При этом дизельное топливо у нас стоит на 3,23 сома дешевле. Более низкие цены в Казахстане обусловлены рядом обстоятельств. В частности государственным регулированием цен на ГСМ, маленькими налогами (акциз на бензин в 2 раза ниже, на дизель — в 3 раза), низкими транспортными расходами (внутренний тариф на ж.-д. перевозки в 3-4 раза ниже, чем транзитный). Кроме того, имевшаяся и ранее разница с Казахстаном в стоимости резко возросла в связи с девальвацией тенге», — сообщил на пресс-конференции глава Ассоциации нефтетрейдеров страны Медетбек Керимкулов.
Благодаря договоренностям между Президентами Кыргызстана и России ГСМ поступает к нам без взимания экспортной пошлины. Это экономит ощутимые суммы при импорте нефтепродуктов. Так, за 2015 год экономия составила $78,5 млн., в 2014 году — $322 млн. Ни одна другая страна не предоставляет нам подобных скидок, все другие производители продают нефтепродукты по мировым ценам. В связи с этим их предложения не являются экономически выгодными и конкурентоспособными по сравнению с российскими.
«Импорт нефтепродуктов из Казахстана экономически нецелесообразен в связи с действием заградительных экспортных пошлин, которые составляют $169 за тонну (9 сом/литр). В связи с этим себестоимость поставки ГСМ из соседней республики оказывается намного выше стоимости топлива из России. А привозить ГСМ из других стран, таких как Азербайджан, Туркменистан и Иран, не представляется возможным из-за отсутствия свободных объемов для экспорта, относительно высоких цен, более высоких издержек на транспорт и логистику в связи с географической отдаленностью. Поэтому ассоциация считает необходимым развивать торгово-экономическое сотрудничество с основными странами-партнерами и активно использовать те преимущества, что получил Кыргызстан после вступления в Евразийский экономический союз», — заявил Медетбек Керимкулов.
Стоит отметить, что после отмены таможенного контроля на границах со странами ЕАЭС  наши предприниматели больше не тратят свои время и деньги на таможенное оформление грузов. Кроме того, компаниям-импортерам предоставляется отсрочка до 50 дней на уплату косвенных налогов (НДС и акциз), что снизило их потребности в оборотных средствах и сопутствующие затраты. Дополнительным послаблением стало и то, что из налогооблагаемой базы по НДС исключены транспортные расходы: с момента вступления в союз для расчета данного налога учитывается только отпускная цена производителя.
По мнению Медетбека Керимкулова, одним из перспективных направлений для развития взаимовыгодного сотрудничества со странами ЕАЭС является вопрос о поставках нефти для отечественных НПЗ. «Мощность имеющихся в Кыргызстане заводов за последние годы удвоилась и составляет более 2 млн. 110 тыс. тонн нефти. В случае полной загрузки мощностей объемы выпускаемой продукции позволят полностью обеспечить внутренние потребности Кыргызстана. Однако для достижения этой цели следует решить вопрос о беспошлинных поставках нефти путем заключения соответствующих межправительственных соглашений с Россией и Казахстаном.
Дополнительные преимущества и выгоды Кыргызстан может получить и в сфере транспорта. В рамках договоренностей о скоординированной транспортной политике государства — члены союза согласились обеспечить равные и благоприятные условия для потребителей услуг железнодорожного транспорта путем применения при перевозке грузов унифицированного тарифа, который значительно ниже применяемых в настоящее время транзитных. В связи с этим ассоциация обратилась в правительство с просьбой решить вопрос о применении унифицированного тарифа в отношении грузов, перевозимых железными дорогами России и Казахстана в Кыргызстан и из него. Принимая во внимание то, что доля транспортных расходов в себестоимости импортируемых нефтепродуктов превышает 20%, применение более низкого унифицированного тарифа позволило бы существенно сократить затраты компаний-нефтетрейдеров и снизить стоимость ГСМ для конечных потребителей», — заявил Медетбек Керимкулов.

Ирина КОВШОВА.






Добавить комментарий