Main Menu

ПУБЛИКЕ НУЖНЫ ЧУВСТВА. И он изумлял зрителей не только техникой исполнения, но и душой, вложенной в создаваемый образ

В Кыргызском национальном академическом театре оперы и балета прошел вечер памяти выдающегося танцовщика, народного артиста СССР Чолпонбека Базарбаева. Это уже стало традицией в коллективе — проводить мероприятие в день рождения великого артиста балета.

9108     — Более двух десятилетий он был премьером национальной балетной труппы. За годы творческой деятельности Чолпонбек воплотил на сцене 30 ведущих партий в спектаклях мировой балетной классики, — сказал, открывая вечер, директор театра Болот Осмонов. — В их числе сложные и многоплановые образы Зигфрида в «Лебедином озере», Спартака в одноименном балете А. Хачатуряна, Касыма в «Материнском поле», Нурдина в спектакле «Чолпон», Альберта в «Жизели» и многие другие. В народе говорят, что талантливый человек талантлив во всем. Базарбаев был высокоинтеллектуальным, много читающим и интересным человеком, к тому же обладал даром оратора.
65     Помню один из дней 1974 года. В Доме культуры завода имени Ленина проходила комсомольская конференция. Полный зал людей, уставших от монотонных выступлений докладчиков. Вдруг объявляют, что слово предоставляется молодому солисту балета, заслуженному артисту республики Чолпонбеку Базарбаеву. Как он говорил тогда! Его простая речь звучала ярко, красиво, точно и вместе с тем жестко. Все словно проснулись. «Кто это выступает?» — спрашивали рядом сидящих. «Чолпонбек Базарбаев», — прошелестело по залу.
7     Директор театра напомнил также об общественной деятельности артиста, о том, как при встречах тепло отзываются о Базарбаеве в должности министра культуры республики его бывшие коллеги Полад Бюль-Бюль оглы (министр культуры Азербайджана), Михаил Швыдкой (министр культуры России).
— Чолпонбек — звездное имя. Я уверен, что пока существуют наша страна, культура и балет, это имя, оставившее неизгладимый след в истории Кыргызстана, будет вечно сиять на небосклоне нашей культуры. Сегодня в зале я вижу много молодежи. Ребята, интересуйтесь жизнью людей, через которых мир узнавал о нашей стране, — сказал в заключение Болот Осмонов.
4     Присутствовавшая на вечере супруга Чолпонбека — Надежда Базарбаева — поблагодарила устроителей вечера памяти и зрителей в зале, напомнив, что их ждут номера из спектаклей, в которых танцевал в свое время ее муж, и самой высокой наградой тем, кто выйдет на сцену, станут аплодисменты.
3     Первыми на сцену для исполнения полонеза-мазурки из балета Л. Минкуса «Пахита» вышли учащиеся младших классов хореографического училища, носящего имя виновника торжества. Маленькие, но, как и полагается в мазурке, прямо держащие спинку, они очень старались выглядеть важными и серьезными. Как-то вдруг подумалось, что и Чолпонбек, наверное, так же выглядел в свой детский дебют на сцене. Какой же колоссальной силы характера и железной воли, сколько пролитых в детстве слез и пота на репетициях требует эта непростая профессия, чтобы достичь высот мастерства и восхищенного «браво» зрителей. Впрочем, выдержки Базарбаеву было не занимать уже в детстве. Судьба так устроила, что в шестом классе автор этих строк целый учебный год была его соседкой по парте в 28-й столичной школе. Маленького роста, скромный, неразговорчивый, он никогда не заглядывал в мою тетрадь на диктантах или самостоятельных работах на уроках русского языка, а между тем, как я узнала позже из прессы, этот мальчик из Нарынской области (будущий великолепный оратор) стал учить русский только после поступления в училище, и двойки часто мелькали в его тетрадях.
2     В концерте, посвященном памяти нашего знаменитого мастера танца классического жанра, участвовали не только солисты театра, но и юная поросль училища, носящего ныне его имя. Ярких красок в палитру вечера добавили выступления известных за пределами нашей страны ансамблей «Ак-Марал» и «Шаттык». Порадовала композиция «Добро и зло», исполненная студентами училища в стиле модерн. Классика есть классика, но в наше время широкое распространение получил балет, в котором элементы классического танца гармонично сочетаются с новыми движениями, что дает свободу вариаций и комбинаций. Такой симбиоз и продемонстрировали зрителям начинающие артисты.
Память о великих людях имеет для нас не меньшее значение, чем их живое присутствие, мудро заметил еще в IV веке до нашей эры Сенека-младший. Миссию сохранения творческого наследия Чолпонбека Базарбаева взял на себя фонд его имени. Им организуется и проводится фестиваль «Балет, балет», на который приглашаются не только артисты Центральной Азии, но и дальнего зарубежья.
1     … Пятнадцать лет назад Сапармурат Туркменбаши упразднил балет. «Я не понимаю балет, — заявил он. — Зачем он мне? Нельзя привить туркменам любви к балету, если у них в крови его нет». По его распоряжению театр оперы и балета в Ашхабаде был снесен. Преемник его Гурбангулы Бердымухамедов также оставил балет под запретом…
В Кыргызстане первый национальный балет «Анар» на музыку В. Власова, В. Фере, К. Эшмамбетова и Н. Холфина был представлен зрителям в 1940 году и многим также был непонятен и чужд. Но со временем он прижился в нашей культуре. Появилось немало желающих освоить мастерство танца, а полный зал зрителей, пришедших в театр февральским вечером почтить память великого соотечественника, лишь свидетельствует о том, что у нас ценят этот вид искусства.

Тамара НЕШКУМАЙ.
Фото Игоря САПОЖНИКОВА.






Добавить комментарий