Main Menu

Что имеем, не храним… О проблемах охраны и сохранения археологических памятников Кыргызстана

Объявление Президентом А. Атамбаевым Года истории и культуры встречено сообществом историков и деятелей культуры с воодушевлением. Актуальность данного решения бесспорна. Эти чрезвычайно широкие направления человеческой деятельности оставались в зоне невнимания,  начиная с советской перестройки и в последующие годы суверенитета. Эволюционные требования же диктуют: экономическое и политическое развитие/стабильность обязательно должны сопровождаться культурным подъемом и  сохранением традиций и наследия прошлого. Общество, потерявшее связь с ним, не имеет на своем  пути направления.

1     Кратко ознакомим читателей с положением дел  в сохранении археологических памятников Кыргызстана и их местом в общей концепции культурных памятников страны.
Объективные археологические и документальные материалы позволяют проследить историю и культуру Кыргызстана. Начиная с периода расселения  людей на евразийских просторах, нынешняя территория страны стала  пристанищем для представителей человеческого рода, чему служат доказательством памятники Сель-Ункур, Семетей-Ункур и находки в Он-Арче. В неспокойные периоды  раннегосударственных образований здесь появлялись и исчезали различные государства и культуры. В эпоху средневековья через нынешнюю территорию республики проходили караванные пути, которые развивали и раскрашивали в новые оттенки культуру местных народов. Этот же фактор порождал среди кочевых тюрков конкуренцию в контроле транзитных путей, а среди оседлых народов бытовало желание защитить свои территории. Ссылаясь на средневековых авторов, в том числе и на Си Южи,  можно сказать, что представители кочевых и оседло-земледельческих культур сосуществовали, обогащали  друг друга и широко взаимодействовали. Следы деятельности людей запечатлены в истории земли и все еще не угасают в традициях и верованиях нынешних народов.
Теперь попробуем разобраться, что значит памятник, какие его виды известны и какова роль археологических находок в концепции культурных памятников нашей страны. В археологическом словаре У. Брея и Д. Трампа культура трактуется таким образом: «Это  любая человеческая деятельность, представленная артефактами (материальная К.) или верованиями (духовная К.), которая передается от человека к человеку тем или иным способом обучения, но не через генетическую наследственность». Если кратко, то культура — это знания в материальном или нематериальном воплощении. Археологи же предпочитают  другое значение: «Если для определенной территории характерна какая-либо общность (группа), ограниченная во времени и пространстве, ее называют культурой (археологическая культура)». В словаре же Г.  Матюшина говорится, что все материальные остатки деятельности человека, найденные при раскопках, — памятники археологии, т. е. прошлого. Здесь уместно подчеркнуть, что в списке культурного наследия нашей страны более 70% объектов — археологические памятники, что доказывает богатое прошлое наших краев.
Но, к большому сожалению, у нас — как в поговорке «Что имеем, не храним, потерявши — плачем». Курганы, наскальные рисунки, архитектурные сооружения, каменные изваяния, развалины крепостей и многое другое для рядового сельского кыргыза не представляют особого интереса. «Эти памятники всегда находились здесь и останутся отныне, куда они могут деться», — думают многие. Однако время неумолимо бежит, постепенно стирая с лица земли всё сотворенное человеком. Есть много  примеров, как древние изваяния становились  строительным материалом, как поверх петроглифов  люди оставляли свои инициалы,  как средневековые городища на глазах превращались в поля, загоны, архитектурные сооружения прошлых столетий ошибочно реставрировались.  Все это  указывает на огромную брешь в образовательной системе. По статистике, более 96% населения нашей страны — люди образованные.  На деле же  приходится признать: степень познаний в сфере культурных памятников оставляет желать лучшего. Человек живет своей жизнью, пользуется природными ресурсами или историческими ценностями для удовлетворения своих потребностей или обогащения.
454a9869cada3509f15e1e7b6bdccb2a     Первыми в этом ряду  стоят «черные археологи» — люди, искусно маскирующие преступную деятельность научным интересом. Некоторые из них — даже авторы трудов по истории, археологии, нумизматике и т. д. Их деятельность приносит финансовые блага только им самим, поскольку они способствуют вывозу бесценных памятников за границу и эти ценности становятся украшением коллекций частных или государственных музеев.
Что же об этом говорит  наше законодательство? Хоть и не идеальное, но все же устанавливает правовые нормы в области охраны и использования объектов историко-культурного наследия. В первом же разделе Закона «Об охране и использовании историко-культурного наследия» говорится: «Памятники истории и культуры, находящиеся в собственности Кыргызской Республики и субъектов Кыргызской Республики, охраняются государством» (ст. 3 раздела 1). Все памятники внутри страны, за исключением памятников, принадлежащих другим странам, находятся под охраной государства: «…Охрана, сохранение и использование объектов историко-культурного наследия включают меры, направленные: на обеспечение защиты памятников от уничтожения, актов вандализма, фальсификации, мистификации, искажения, внесения необоснованных изменений, изъятия из исторического контекста…», (ст. 5 п. 3  раздела 1). Для случаев, когда памятник находится на частной территории, предусмотрена отдельная статья: «Юридические и физические лица обязаны обеспечивать сохранность объектов историко-культурного наследия, находящихся на землях, предоставленных им в пользование. Историко-археологические памятники и археологические находки приватизации не подлежат», (ст. 31 раздела 5). Нарушение этого закона карается уголовными или административными мерами наказания: «Государственные органы, органы местного самоуправления, юридические и физические лица, виновные в невыполнении правил охраны, использования, учета и реставрации объектов историко-культурного наследия, нарушении режима их охраны, а также в других нарушениях законодательства Кыргызской Республики об охране и использовании историко-культурного наследия, несут уголовную, административную или иную ответственность в соответствии с законодательством Кыргызской Республики» (ст. 39 раздела 6).
Эти ключевые отрывки из закона об охране объектов историко-культурного наследия позволяют читателю иметь представление об его  существовании и, главное, показывают, что эти объекты  являются невосстанавливаемым культурным ресурсом страны и находятся под охраной государства. Казалось бы, представители правоохранительных органов  и правозащитники тоже  должны знать эти нормы,  но именно здесь  наблюдается недостаток образованности. А это оборачивается  отсутствием  защиты культурного наследия, а ответственные как за их сохранность, так и за уничтожение не несут заслуженного наказания, что подстрекает последних на еще более изощрённые действия.
2     В последние десятилетия «черные археологи” стали использовать металлодетекторы несмотря на их немалую стоимость на рынке (1 000 евро).  Стало быть, результат оправдывает потраченные средства. Однако после вступления в силу закона о запрете использования металлодетекторов  их пыл  немного утих, но нет уверенности, что вдали от глаз они не пользуются ими в поиске  артефактов.
Что делается для решения вышеперечисленных проблем? Практически ничего, или действия  по предотвращению разрушений памятников настолько мизерны на фоне всех проблем, что не дают результатов.
В частности, археологи на полевых работах очень тесно контактируют с местным населением, рассказывая  людям о значимости объекта для истории и важности его охраны. Многие пропускают это мимо ушей, не приходят жители и на  встречи с  представителями экспедиций, устраиваемые  в школах, музеях, сельских клубах.
Подобное произошло и с нами, студентами и учеными-преподавателями КТУ «Манас».  Летом 2015 года мы были в экспедиции в  селе Туура-Суу. На встречу пришли не более пяти человек, хотя всех сельчан оповестили. Как говорит руководитель экспедиции профессор К. Табалдыев, так было и в прошлом году, и в позапрошлом. Это указывает на отсутствие интереса населения, которое просто пренебрегает  важностью  сохранения культурных памятников.
Другой пример. В декабре 2015 года состоялся  круглый стол под эгидой ОФ «Диалог Евразия» и Национальной комиссии по делам ЮНЕСКО на тему «Кыргызстан перед лицом угроз и вызовов сегодняшнего дня». Участвовали многие эксперты, включая специалистов  по вопросам безопасности. Обсуждался весь спектр проблем, связанных с внешними угрозами: Исламское государство, терроризм и т. д. Таким же вызовом сегодня стал вопрос сохранения культурных памятников, остающийся на втором плане, хоть мы и знаем, что мишенью становятся именно памятники прошлого, как  античный город Алеппо на востоке Сирии.   Об этом шла речь уже на другом мероприятии,  объединившем представителей сообщества археологов, историков, работников музеев, правозащитников и т. д., чья деятельность связана со сферой культуры. Круглый стол на тему «Оборот культурных ценностей в Кыргызстане» организовала Национальная комиссия Кыргызстана по делам ЮНЕСКО.  Надо отметить, что на подобного рода встречах удается пролить свет на затаенные, неизвестные или малозначимые до сих пор проблемы. Вот некоторые из них. Наблюдается отсутствие юристов, специалистов по защите и сохранению историко-культурных ценностей, а также координации  госструктур, направленной на их сохранение. Неинформированность работников МВД, ГКНБ, Таможенной службы ведет к потере материальных ценностей.
В этой связи пожелание — решать эти проблемы  следует именно сейчас, в Год истории и культуры. Расходование средств налогоплательщиков на сохранность памятников истории и культуры более целесообразно, нежели на бесконечные юбилеи, тои и годовщины.

Байтур ТОКТОСУНОВ,
студент отделения истории гуманитарного факультета Кыргызско-Турецкого
университета «Манас». 






Добавить комментарий