Main Menu

Хочу работать в айыл окмоту. Проблемы муниципальной службы

Не секрет, что подготовка квалифицированных кадров, способных управлять вверенной им территорией, пока далека от совершенства. Муниципальным служащим трудно пробиться вверх по служебной лестнице, нелегко пройти через сито отбора претендентов на пост глав айыл окмоту, победить в конкурсах, пройти переподготовку, чтобы владеть менеджерскими технологиями, отвечающими сегодняшнему дню.

Органы местного самоуправления приступили к подготовке специального пособия с вопросами и ответами для поступающих на муниципальную службу. Особое внимание уделили сфере налоговых правоотношений, передаче органам МСУ отдельных государственных полномочий.
На круглом столе, организованном Государственной кадровой службой и Институтом политики развития, шел разговор о совершенствовании муниципальной службы, об оценке деятельности муниципальных служащих, о роли органов МСУ в государстве и проблемах при присвоении классных чинов.
Директор Госагентства по делам местного самоуправления Бакыт Рыспаев подробно остановился на проектах и программах по развитию и усилению потенциала органов МСУ на территории Кыргызской Республики, отметив важную роль как донорских, так и местных организаций в этом процессе. Он рассказал об интересной практике сельских муниципалитетов в Иссык-Кульской области, новом Законе «О проверках». “В Генпрокуратуре создана рабочая группа по проблемам проверок в ОМСУ”, — сообщил Б. Рыспаев.
Участникам круглого стола представили презентации оценки эффективности работы муниципальных служащих, а также результаты сбора налогов и неналоговых поступлений на местном уровне. Обсуждение оказалось бурным, заинтересованным, неоднозначным, во многом -критичным.
Так, глава Юрьевского айыльного аймака Иссык-Атинского района Бек Джекшенбаев был возмущен: «…А не бежим ли впереди планеты всей? Думаю, в первую очередь надо повышать профессиональный уровень чиновников, работающих на местном уровне, дать им достойную зарплату, а потом уже выставлять оценки. Нам трудно удержаться на своих должностях. Задачи у государственной и муниципальной служб разные. Оценку целесообразно вводить после внедрения делегированных полномочий. Последние выборы глав айыл окмоту наглядно показали, насколько важна роль ОМСУ: в выборном процессе участвовали все до единого сотрудники сельских управ, население тоже не оставалось в стороне».
Лидер айыл окмоту Первомайского айыльного аймака, что в Ала-Букинского районе, Марат Шербаев поинтересовался: как создается апелляционная комиссия и каким образом оформляется решение комиссии по оценке работы муниципального клерка?
Представитель Гроздненского айыльного аймака Садыр Кыдыкеев (Аламудунский район) пожаловался на увеличенные ставки страховых взносов для фермеров: стало трудно их оплачивать.
Сельские жители порекомендовали выпускникам вузов, в которых готовят будущих управленцев, сначала набраться опыта, пройти соответствующую практику в органах ОМСУ, а потом уже подавать заявления в конкурсную комиссию любого госучреждения. Для облегчения работы молодых специалистов прозвучало предложение разработать пособие для поступающих на муниципальную службу. Почему в правительстве не поощряют чиновников, отдающих свои знания и талант управлению малыми территориями? Необходимы стимулы.
Участники высказали свое отношение к затронутым на круглом столе проблемам: тестирование при поступлении на работу в айыл окмоту должно проходить в электронном виде, чтобы были обратная связь, возможность объективно оценить свои ответы. Кроме того, следует своевременно выдавать сертификаты, а в рамках госзаказа повысить качество обучения муниципальных служащих.
Вопросы поступили также и к Бекболоту Бекиеву, руководителю проекта «Голос граждан и подотчетность органов МСУ: бюджетный процесс», финансируемого швейцарским правительством. Проект воплощает в жизнь Институт политики развития. Сельчане интересовались, по каким критериям отбираются пилотные целевые муниципалитеты. Б. Бекиев ответил: необходимо принять участие в конкурсе, подать заявку, представить необходимую документацию.
Руководитель проекта продолжил свой рассказ: работа началась в 2011 году, на территориях Иссык-Кульской и Джалал-Абадской областей. В первой фазе участвовало около 30 аймаков.
«С апреля прошлого года мы перешли в Чуйскую долину, работаем с одиннадцатью сельскими и одним городским муниципалитетами. До 2019 года планируем охватить Ошскую и Нарынскую области».
Что касается достижений, то о них поведали сами сельчане. Положительным опытом поделились иссыккульцы из Ак-Чийского айыльного аймака Ак-Сууйского района. Сельчане признались, что не все шло гладко и быстро, как того хотелось. Сельские сходы, переговоры, выбор приоритетов, множество семинаров и тренингов по местному бюджету. Учеба не прошла даром. Положительные перемены налицо! В первую очередь повысилось доверие населения к местной власти, выросли прозрачность и открытость бюджета. Но самое главное — сократились недоимки по налогам, причем на приличную сумму. Проект завершился в 2014 году. Несмотря на это, в Ак-Чийском аймаке продолжают уже самостоятельно решать местные каждодневные проблемы, привлекают население.
Алабукинцы из Джалал-Абадской области тоже отметили результаты сотрудничества с проектом: «За два года совместной работы повысили свои навыки не только сотрудники ОМСУ, но и простые граждане. Вместе определяем приоритеты, обсуждаем доходные статьи бюджета, следим, чтобы он был прозрачным и доступным каждому. Народ уже не просит, а требует подробной информации о всей деятельности     ОМСУ, такие сведения теперь предоставляются регулярно».
Односельчане с благодарностью говорят, что сотрудники проекта и после его завершения помогают своими консультациями. «В свое время мы получили грант в размере 1 млн. сомов, к которому добавили 1,5 млн. из местного бюджета и купили трактор. Представители органов МСУ осознали, что они подотчетны населению. Доверие к местной власти растет».
Лидеры Ала-Букинского айыльного аймака предложили расходы на образование распределить между республиканским и местным бюджетами, взять под свой контроль школьное питание.
У образовательных учреждений, увы, отсутствуют стимулы для экономии денег на коммунальные расходы. Проблемы еще и в том, что школьное питание организует районо, а кухонное оборудование поступает в образовательные детские учреждения через айыл окмоту. Разве правильно?
Актуальны и другие темы повседневной жизни муниципалитетов, в частности, передача органам МСУ отдельных государственных полномочий в сфере налоговых правоотношений.

Галина ЛУНЕВА.






Добавить комментарий