Main Menu

Как стать на родине своим

В Национальном институте стратегических исследований (НИСИ) прошла презентация исследования «Кайрылманы Кыргызстана: процесс интеграции в местные сообщества», с которой выступила эксперт НИСИ Алтын Капалова. Автор рассказала о методологии, основных выводах, сделанных по результатам исследований, и рекомендациях различным ведомствам для эффективной адаптации прибывших на историческую родину этнических кыргызов.

Кайрылманы — это этнические кыргызы, являющиеся иностранными гражданами или лицами без гражданства, добровольно вернувшимися на историческую родину и получившими этот статус. Сейчас в КР проживают 37 454 этнических кыргыза. В прошлом году этот статус получили 1 362 этнических кыргыза. Наибольшее их число приходится на Джалал-Абадскую область — 339 человек, в Баткенской области проживает 331 кайрылман, в Ошской — 110, в Чуйской — 318 и в Бишкеке — 264 человека. В других регионах их нет.

Как сообщила А. Капалова, само исследование состояло из двух фаз. Первая представляла кабинетное исследование, которое осуществила эксперт Асель Мырзабекова. Вторая же основная часть научной работы проведена на основе полевых исследований, над ней трудились Гульбара Оморова, Алтын и Бактыгуль Капаловы. Для исследования были выбраны села Джалал-Абадской и Чуйской областей, где компактно живут этнические кыргызы. А основными респондентами были сами кайрылманы и представители местных сообществ. Данные области выбраны потому, что на них приходится самая высокая концентрация кайрылманов в республике. Были определены четыре села: Акман и Кызыл-Жар в Джалал-Абадской области, а также Васильевка и Мраморное в Чуйской долине.

В основу методологии исследования положен ситуативный анализ сел. Его участники рассматривали поселения, где проживали кайрылманы, их количество, географическое место расположения, инфраструктуру сел и как все эти факторы сказываются на переселении и жизни кайрылманов. Исследователи изучали семьи, вели в них наблюдение за условиями жизни, укладом и исполнением бытовых ритуалов, беседовали с каждым из членов. Были также проведены 10 интервью с сотрудниками органов местного самоуправления (ОМСУ). Кроме этого, в столице состоялась сессия с работниками госорганов.

Алтын Капалова заметила: когда мы упоминаем карылманов, то нужно обязательно понимать, что ситуация с ними по всему Кыргызстану очень разная. И сложно сразу однозначно сказать — комфортно им либо нет на исторической родине, поскольку имеется много факторов, влияющих на их жизнь, интеграцию и вообще на весь процесс переселения. Одним из важных факторов, на взгляд исследователей, является социальная база принимающего кайрылманов села. Она зависит от самой сельской структуры.

Если в нем уже живет несколько поколений сельчан, то они неохотно впускают в свою монолитную социальную группу новых людей. Второй проблемой является нехватка ресурсов, например, земельных. Местные жители не хотят, чтобы земля выделялась переселенцам, которые в большинстве своем земледельцы. Иногда это приводит к возникновению серьезных конфликтов. В другом же селе, Мраморном, где живут много внутренних мигрантов и имеется подвижный состав населения, кайралманы, напротив, находятся в более выигрышной ситуации, и они, как и другие внутренние мигранты, легко влились в местное сельское сообщество.

Еще один важный фактор — материальное состояние кайрылманов до их приезда в конкретное село. Если у них были какие-то блага, то они по приезде просто смогли их конвертировать, найти работу, приобрести на новом месте недвижимость. Тем же, кто имеет нестабильное финансовое положение, гораздо сложнее интегрироваться и вообще начать новую жизнь. Высокая концентрация кайырманов, когда они компактно живут в селах целыми улицами, также не способствует эффективной интеграции. Чем выше их количество, когда они как бы создают село в селе, тем ощутимее «атаки» на них со стороны других сельчан и заметнее отчуждение.

Влияют на интеграционный процесс и инфраструктура сел, отсутствие необходимых госучреждений. Если их нет, то, разумеется, приезжим приходится сложнее. Самым же негативным и усугубляющим интеграцию моментом, на котором акцентируют внимание исследователи, стали отношение к кайрылманам со стороны сотрудников местных госучреждений, низкий уровень их толерантности. Также многие респонденты отметили притеснение со стороны правоохранительных органов, то есть прямой отказ, например, в приеме заявлений от кайрылманов в случае конфликтной ситуации. Часто суть отказов сводится к упрекам сотрудников правопорядка: мол, только приехали и уже «права качаете».

Весьма продолжительным респонденты назвали и сроки получения необходимых для интеграции документов, которые порой исчислялись годами, хотя в законодательном порядке на эту процедуру отводилось лишь несколько месяцев. Отметили респонденты и высокий уровень коррупции, говоря о тех значительных суммах, которые им пришлось выплатить за получение паспорта или удостоверения кайрылмана. Сложным для них стал и пенсионный вопрос, поскольку во многих случаях их трудовые книжки и иные документы остались на прежнем месте жительства. Еще мало мероприятий, проводимых ОМСУ, по формированию положительного образа кайрылманов, которые весьма необходимы, поскольку в кыргызстанском обществе, еще превалирует обывательское представление о них как о неких нахлебниках.

Исследователи отметили и положительные моменты в интеграции этнических кыргызов. Например, респонденты единодушно считают, что у них нет проблем с устройством детей в школу и что те спокойно могут поступать в вузы республики, не составляет особой сложности и устройство кайрылманов на работу при наличии у них определенных профессиональных и трудовых навыков. Хорошие контакты наладились и с учреждениями здравоохранения на местном уровне (ФАП). Положительным фактором, по мнению авторов исследования, являются и браки между кайрылманами и местными жителями. Села, где живут кайрылманы, стали местом паломничества в поисках невест. Оказалось, что им можно не платить калым и родители легко соглашаются на брак дочери, если она выходит замуж за местного кыргыза.

Авторы исследования условно выделили три уровня интеграции кайрылманов: высокий, средний и низкий. Первый отмечен получением гражданства, наличием постоянной работы, обустроенностью быта, доступом к образовательным, медицинским, государственным услугам, стабильным финансовым положением, общением с соседями и родными.

Средний уровень характеризуется наличием жилищных проблем, отсутствием работы или сезонной занятостью, финансовой нестабильностью, средней правовой грамотностью. А также, если дети ходят в школу, но не учатся в вузах, поскольку это дорого и кто-то из членов семьи является трудовым мигрантом, семьи избегают общения с местными жителями. К низкому интеграционному уровню исследователи отнесли случаи, когда кайрылманы живут обособленно, у них нет соответствующих документов, имеют сложные бытовые и материальные условия, отсутствует постоянный источник доходов, не пользуются госуслугами.

Определены в исследовании и основные причины переезда кайрылманов на историческую родину. Большинство из них решились на это из-за внутренних эмоциональных переживаний, неодолимого желания жить на прародине, ощущения, что их дом именно там. Также большое их количество считает Кыргызстан безопасной страной для своих детей. Другие отмечают, что там, где они жили прежде, их притесняли государство и люди. Среди иных причин переезда называлась также безработица.

Основными видами занятий кайрылманов, как отмечено в исследовании, являются микропредпринимательство, земледелие, животноводство в домашних компактных условиях, работа по найму и оказание каких-то видов услуг. В завершение авторы исследования делают выводы, что для кайрылманов каких-то кардинальных серьезных трудностей при интеграции в местные сообщества нет. Нет сложностей с языком, с применением имеющихся профессиональных навыков, нет и резкого отличия в культурных традициях, семейном укладе и поведении.

Практически все сложности лежат в плоскости коммуникаций. В целом процесс интеграции проходит безболезненно, но медленно. И сегодня планку интеграции можно обозначить на уровне ниже среднего, что напрямую связано и с невысоким уровнем жизни всего населения.

В целом же, по мнению экспертов, кайрылманы еще не чувствуют себя в республике комфортно, поскольку 80% из числа опрошенных респондентов попросили об анонимности, что говорит о некоей боязни.

Среди рекомендаций, которые авторы исследований формируют по результатам своей работы, прежде всего названо наведение порядка в вопросах доступа к услугам органов правопорядка, необходима также четкая разработка документов для специалистов ОМСУ об этических принципах и процедурах работы с кайрылманами. Рекомендуют исследователи и постоянное проведение национальных информационных кампаний о кайрылманах с целью формирования к ним толерантного отношения, безотлагательное урегулирование пенсионного вопроса с сопредельными странами, откуда прибывают этнические кыргызы, а также квотирование мест проживания кайрылманов в КР с учетом их доходоприносящей деятельности, дабы выработать эффективную модель их трудовой занятости.

Александр ШЕПЕЛЕНКО.






Добавить комментарий