Main Menu

Энергохолдинг: спасение или…?

Энергосистеме нашей страны в только что ушедшем году исполнился 81 год. За это время ее реформировали и передавали из одного подчинения в другое более 20 раз и меняли названия. Но сказывались ли изменения на ее развитии в целом? Увы, нет. 

1     Строительство новых генерирующих объектов, линий электропередачи зависело от темпов увеличения потребления электроэнергии в промышленности и сельском хозяйстве — как принято говорить в политической экономике, спрос определял производство. То есть опережающие темпы роста реальных отраслей экономики создавали условия и для движения в энергетике. К сожалению, за первые 20 лет рынка в энергетику не только не вложили инвестиций, но настолько жестоко эксплуатировали ее оборудование и аппаратуру, что теперь потребуется немало финансов и времени для их восстановления. К счастью, в последние пять лет отношение к энергетике изменилось. Строительство подстанций Датка-Кемин и высоковольтной линии на 500 кВт между ними, проведение электрической линии по территории Кыргызстана до Баткенской области дали возможность обеспечить электроэнергией внутренних потребителей независимо от соседних стран. Замена трансформаторов на многих подстанциях и линий распределительных сетей уменьшила число аварийных отключений и улучшила качество электроэнергии. Идет и реконструкция ТЭЦ Бишкека, мощность которой увеличится до 660 МВт.
Привлечение инвестиций и активизация организационных мер по обеспечению энергозависимости страны совпали с периодом создания и деятельности Министерства энергетики и промышленности. Теперь его ликвидировали, и для управления отраслью создают так называемый энергохолдинг. Возникает вопрос: насколько оправдана очередная реформа?
Что такое холдинг? Это система коммерческих организаций, которая включает в себя управляющую компанию, владеющую контрольным пакетом акций. Управляющая компания может выполнять не только управленческие, но и производственные функции. В соответствии с законодательством управление холдингом, как и любым акционерным обществом, осуществляется через собрания акционеров, совет директоров, исполнительную дирекцию. По информации из Интернета, совет директоров будущего холдинга состоит из 9 человек. Из них четыре чиновника, три представителя энергокомпаний и два независимых директора. Однако для такого состава следует изменить Закон «Об акционерных обществах». При этом в совете директоров обязательно должен участвовать представитель миноритарных акционеров, учитывая, что они составляют 8% акционеров энергетических компаний.
После ликвидации министерства почему-то трех заместителей министра перевели на такие же должности в Министерство экономики. Для их полноценной работы туда же перебросили основное количество специалистов. Тогда стоило ли ликвидировать министерство? В чем выигрыш?      Вопросов много. Например: не приведут ли к появлению новых схем коррупции организация и введение в структуру энергосистемы чисто управляющего звена в виде холдинга, введение госслужащих в состав его совета директоров?
Для того, чтобы исключить подобные вопросы, следовало скрупулезно обсудить цели и задачи реформы с работниками и ветеранами самой энергоотрасли. И, повторюсь, может, вообще не стоило ее затевать, учитывая, что в последние пять лет многое сделано по реконструкции источников электроэнергии, строительству высоковольтных линий, усилению воздушных и кабельных линий, трансформаторных подстанций распределительных сетей.
В свое время в целях повышения эффективности электроэнергетического комплекса провели его реструктуризацию, разделив по функциям: выработка, передача и распределение. Такое разделение по фазам технологического процесса не смогло разрешить задачу создания конкурентного рынка электрической мощности и энергии, так как практически нет конкуренции между генерирующими источниками из-за необходимости работы Токтогульского каскада ГЭС в едином режиме. Поэтому проблемы реструктуризации энергосистемы надо рассматривать в двух аспектах: производственном и организационном.
В первом случае надо реформировать производственную структуру, связанную со строительством новых станций с модернизацией и освоением проектных мощностей действующих станций. При создавшихся на сегодня проблемах с энергообеспечением страны, продолжающимся обмелением рек и водотоков становится актуальным использование альтернативного твердого топлива, в частности угля. Кроме строительства крупных генерирующих объектов, таких как Камбаратинские ГЭС-1, -2 и других ГЭС на реках Нарын, Сары-Джаз, есть потребность рассмотреть возможность возведения нескольких десятков сравнительно небольших тепловых электрических станций с единичной мощностью в несколько десятков мегаватт в населенных пунктах, расположенных рядом с осваиваемыми угольными месторождениями. Хотя общий энергетический потенциал такого варианта развития генерирующих мощностей сравнительно невелик, однако он является самым экономичным.
Сегодня специалисты предлагают проект строительства ТЭС на Кара-Кече. При разработке Кавакского бассейна, кроме запасов Кара-Кече необходимо также уделить внимание достаточно богатым месторождениям Кашка-Суу, Кок-Мойнок и Минкуш. В Иссык-Кульской области есть месторождение Джергалан, на базе которого можно возвести мини-ТЭС для южного побережья.
Наибольшие запасы угля расположены в южных областях, где сосредоточены остальные пять крупных угольных бассейнов. В Северо-Ферганском бассейне на базе месторождений Сарыбээ, Ташкомур, Каратут, Тегене, Ходжаата, Падшаата, Аркит можно создать несколько мини-ТЭС, которые способствовали бы социально-экономическому росту региона. Так, в Тегене можно добывать до 20-25 тыс. тонн угля в год, в Ташкомуре — не менее 30 тыс. тонн угля в год, запасы Каратута — более 25 млн. тонн. Крупнейший Узгенский бассейн объединяет 17 месторождений: Кокянгак, Кулданбес, Кумбель, Зиндан, Тариелга, Тургайтюбе, Каргаша, Туюк, Коккия, Каратюбе, Бештерек, Читы, Аксур, Сурташ, Сокуташ, Минтеке, Алдыяр. Только на его базе можно построить сеть с более чем 15 мини-ТЭС.
Экономическая целесообразность развития сети мини-ТЭС определяется многими факторами, главные из которых: относительно небольшие капвложения в оборудование, материалы, строймонтажные, пусконаладочные работы; сжатые сроки строительства и ввода в эксплуатацию; быстрые сроки окупаемости; отсутствие необходимости строительства крупных и дорогостоящих ТЭС; низкие эксплуатационные издержки; незначительное отрицательное воздействие на окружающую среду; создание новых рабочих мест.
Повышается экономическая эффективность малых ТЭС за счет снижения затрат на их сооружение и использования унифицированных проектов, серийного заказа однотипного оборудования и привлечения местных строительных организаций, использования местного, более дешевого сырья.
Создание сети мини-ТЭС позволит уменьшить нагрузку на энергосистему, создаст условия для управления производством и распределения электро- и теплоэнергии, особенно в отдаленных высокогорных и сельских регионах, а также обеспечит энергией и теплом сельскохозяйственные субъекты и насосные станции.

Карыпбек АЛЫМКУЛОВ,
доктор технических наук,
профессор, заслуженный
работник промышленности КР.
Фото Нины ГОРШКОВОЙ. 



(Next News) »



Добавить комментарий