Main Menu

Чингиз Айтматов — ДИПЛОМАТ МИРА

Автор этой статьи Жениш Кадракунов проработал 20 лет в дипломатической службе  МИДа республики  с первых лет ее суверенитета, имеет дипломатический ранг Чрезвычайного и Полномочного Посланника КР, кандидат философских наук, окончил факультет иностранных языков КГУ, очную аспирантуру и докторантуру Института философии Академии наук СССР, Высшие курсы Дипломатической академии РФ в Москве и Международную академию мира в Нью-Йорке. Ж. Кадракунов награжден медалями Президиума Верховного Совета СССР, почетными грамотами КР и ОДКБ. В центральном аппарате МИДа Кыргызстана работал послом по особым поручениям, советником министра и  директором департаментов внешнеполитического ведомства. За рубежом трудился заместителем посла в Постоянном представительстве КР при ООН в Нью-Йорке, в посольствах КР в Австрии, странах Бенилюкса и Франции, где работал под началом Чингиза Айтматова, который, характеризуя дипломатическую деятельность Ж. Кадракунова, подчеркивал: «…можно сказать совершенно уверенно — отличный работник, опытный дипломат, профессионал высокого класса». Сегодня Жениш Кадракунович делится с нашими читателями размышлениями о дипломатической деятельности Чингиза Айтматова.

20150608     В одном из интервью Чингиз Торекулович сказал, что общечеловеческие ценности остаются незыблемыми, и донести их до людей — его задача. Он с честью выполнил это предназначение, заслужив всемирное признание и славу. Дипломатия, как и великий гуманист Ч. Айтматов, также обращается к сокровищам человеческой духовности и взывает к ним в переговорах с тем, чтобы достичь компромиссов, взаимных уступок и согласия. В литературе создаются образы, несущие добро, милосердие, любовь, терпимость, а дипломатия устанавливает реальные условия мира, сотрудничества, чтобы люди могли воплотить названные ценности в окружающую их жизнь. Эти виды деятельности взаимно дополняют друг друга, возможно, поэтому существует мнение, что литераторы, как правило, становятся хорошими дипломатами. В случае с Айтматовым это действительно так. В его индивидуальности эти дарования гармонично дополняли друг друга, ярко проявляясь в его щедро одаренной личности.
Получив назначение на должность советника в посольстве, которым руководил Ч. Айтматов, я  понимал, что это чрезвычайно высокая ответственность — работать со всемирно известным и поистине великим человеком. Чингиз Торекулович оказался глубоко интеллигентным в общении, очень внимательным, проявляющим  искренний  интерес и уважение. Уже через краткий промежуток совместной работы в посольстве во время переговоров и встреч в двустороннем и многостороннем форматах я увидел в нем подлинного профессионала, мастера дипломатического искусства.
Его выступления, комментарии, представляемые на встречах в министерствах, международных организациях, всегда вызывали общий интерес. Как правило, после завершения подобных мероприятий Чингиз Торекулович оказывался в окружении коллег: послы, ведущие эксперты и специалисты стремились продолжить с ним обсуждения в неформальной обстановке или просто пообщаться. Он всегда был центром внимания и пользовался всеобщим уважением. Патриарх советской дипломатии Андрей Громыко отмечал, что в сфере международных отношений играет свою роль старый, незримо присутствующий «советник» — политическая интуиция. Такой «советник» никогда не подводил Ч. Айтматова, интуиция была органичной частью его дипломатического дарования.
Несомненно, отношение к Айтматову было особое, и генеральный секретарь НАТО лорд Джордж Робертсон всегда подходил к нему со всей своей свитой при встречах в коридорах альянса. В ходе одной из них Чингиз Торекулович, обмениваясь новостями, попросил его рассмотреть возможность ведения синхронного перевода на русский язык всего процесса рабочих заседаний и встреч на экспертном и высоком уровнях. Дело в том, что рабочими языками НАТО были только английский и французский. Просьбу Ч. Айтматова выполнили — и это было настоящее достижение. В это же время организовали визит генерального секретаря в страны нашего региона. Несомненно, это было плановое мероприятие, но на принятие такого решения, по общему мнению, определенное влияние имела и личность Чингиза Торекуловича как носителя духовной общности народов региона. Визит был очень важен для политических лидеров стран ЦА и альянса.
Следует отметить, что в рамках программы партнерства сугубо военной организации Ч. Айтматову удавалось добиться активизации и в невоенных сферах сотрудничества прежде всего в области предупреждения чрезвычайных ситуаций. Множество проектов проводилось по его личной инициативе сверх плановых мероприятий. Например, проект о создании единой образовательной и научной интерсети, о генетических основах острых горных заболеваний, о микробиологической чистоте питьевой воды и т. д. Он всегда был готов сделать что-либо полезное для населения страны в сельских, горных и отдаленных районах, добиваясь дополнительного финансирования сверх выделенных бюджетных средств организации.
В дипломатическом окружении Чингиз Торекулович пользовался заслуженным авторитетом. Именно в этой среде Ч. Айтматова называли дипломатом от Бога. Этот дар, как мне представляется, наиболее ярко проявился у него еще до работы в дипломатическом ведомстве, в процессе практической реализации его идеи о встрече мировых интеллектуалов, получившей название «Иссык-Кульский форум». Во времена холодной войны любая инициатива такого рода вызывала неоднозначную реакцию стран потенциальных участников. Однако  Ч. Айтматову удалось собрать интеллектуальную элиту мира и провести задуманный диалог с большим успехом.
Форум состоялся благодаря глубоко искреннему, человеческому вниманию, которое проявили самые известные интеллектуалы мира к творческой личности Ч. Айтматова. Отзывы участников памятной встречи были самые высокие. Так, президент Римского клуба Александр Кинг сказал: «Я считаю, что иссык-кульская встреча стала очень важным событием… Один из главных выводов, к которому мы пришли, — необходимость перестройки мышления в наш ядерный  век». Американский драматург Артур Миллер  отметил, что «иссык-кульская встреча дала уникальную возможность обменяться взглядами по самым актуальным проблемам в исключительно свободной атмосфере. Были сделаны первые шаги к тому, чтобы увидеть мир сквозь призму нового времени». А французский писатель лауреат Нобелевской премии Клод Симон заявил: «С полной уверенностью могу сказать одно: встречи интеллектуалов из разных стран, безусловно, нужны и полезны. И я хочу    выразить благодарность Чингизу Айтматову, стране, которую он представлял, за гостеприимство, за возможность встретиться и обменяться мнениями».
Встреча действительно была уникальной, цели и главные мысли интеллектуалов мира были суммированы в историческом заявлении. Впервые было открыто объявлено, что будущее не должно зависеть только от решений, принимаемых  политиками,  или от конфронтаций между отдельными державами. «Огромную роль призваны сыграть человеческий гений, сила воображения талантливых людей, инициативы и открытия представителей науки, мечты поэтов, а также надежды  простых людей».   В это же время в стране под воздействием перестройки происходят изменения и во внешней политике государства. Очередной съезд партии принимает новую концепцию внешней политики государства и впервые признает  приоритет общечеловеческих ценностей над классовыми, идеологическими и  национальными.
Именно в этот период Чингиз Торекулович получает назначение на пост Чрезвычайного и Полномочного Посла СССР в Великом Герцогстве Люксембург. Это стало наиболее адекватным решением, Айтматов был основоположником и духовным лидером мирового движения интеллектуалов. В данном качестве он также раскрылся как одаренный международник, успешный представитель народной дипломатии, и никто не сомневался в том, что он будет действенным проводником нового курса внешней политики страны на западном направлении, где разворачивались важнейшие внешнеполитические события в отношениях с европейскими государствами и США.
Через несколько лет дипломатической деятельности, уже будучи в статусе Чрезвычайного и Полномочного Посла нового независимого Кыргызстана в странах Бенилюкса и Франции, Чингиз Торекулович проводит 16 июля 1997 года вторую историческую встречу участников Иссык-Кульского форума, сначала в Бишкеке, а затем в Чолпон-Ате.  Участники форума обсуждали чрезвычайно актуальную тему «Национальные и глобальные аспекты культуры ХХI века». По мнению Ч. Айтматова, это было особенно важно для новых независимых государств и их народов, которые обрели национальное самосознание. Они  хотели бы знать, в чем сила и жизнеспособность национальных культур и в чем необходимость глобализации общечеловеческого культурного процесса.
В ходе обсуждений была затронута проблема всепоглощающего действия массовой культуры, в результате которой могут быть утрачены специфические  особенности национальных культур.
Рассматривался в данном контексте и вопрос относительно религий, их функций, роли и предназначения. Было подчеркнуто, что религия должна быть духовным отображением человечества,  а не средством или инструментом политической борьбы. Как только религия вступает в политическую сферу и действует как политическая сила, она утрачивает божественную предназначенность и может привести к кровопролитию.      Участники форума также выразили уверенность, что твердая ориентация на важнейшие составляющие  культуры мира и толерантности позволит странам Центральной Азии «состояться как цивилизованным государствам, занять достойное место на международной арене, внести свой вклад в глобальный контекст усилий по созиданию цивилизации грядущего века».
Несомненно, Иссык-Кульский форум проявился как уникальное явление, как веление времени и проявление чуткой души Ч. Айтматова. В успешной организации продуктивных и творческих обсуждений он  использовал  профессиональные знания и опыт дипломатической службы, закрепив результаты плодотворного диалога в таких итоговых документах, как Обращение к политическим лидерам мира и международной общественности и Обращение к народам и правительствам государств Центральной Азии. В них участники форума призвали политических лидеров мира «употребить свои возможности не на раздел сфер влияния, но на выработку нового мирового порядка, при котором на основе равноправия и взаимного уважения учитывались бы интересы всех народов». Это было почти двадцать  лет назад, но как актуально звучит этот призыв сегодня в связи с событиями, которые происходят в мире.
К сожалению, история и действительность показывают, что даже прогрессивная часть мирового сообщества не способна оказывать требуемое воздействие на политических лидеров мира, чтобы перевести их усилия в созидание нового миропорядка на основе культуры  мира. В настоящее время, когда все еще наблюдается напряженность в системе международных отношений, очевидно, что человечество должно знать, как можно создать новую цивилизацию, проникнутую во всем своем существовании  политикой мира. Участники первого форума говорили с болью в душе о том, что необходимо раз и навсегда исключить любую возможность возникновения в умах людей самой мысли о войне, о применении силы в решении жизненных проблем. Но сегодня становится все более очевидным, что для достижения таких изменений в мировом сознании нам вновь могли бы оказать неоценимую помощь притягивающая мудрость и высочайший интеллект Чингиза Айтматова, его тончайшее ощущение живого процесса жизни, поразительная зоркость и глубокая любовь к людям и народам мира.

Жениш КАДРАКУНОВ,
Чрезвычайный и Полномочный Посланник КР.
Фото из Интернета.
На фото:Ч. Айтматов-дипломат в странах Бенилюкса.






Добавить комментарий