Main Menu

КЫРГЫЗСТАНСКИЙ КУРШЕВЕЛЬ, КАК ПРЕДЧУВСТВИЕ…

Британская The Telegraph внесла Кыргызстан в список стран, которые нужно увидеть хотя бы один раз в жизни. Очень высокая оценка. Заметим,  автором данного рейтинга является норвежский путешественник Гуннар Гарфорс, побывавший в свои 37 лет в 198 странах мира. Кстати, у Кыргызстана в этом списке пятая строчка — за «потрясающую природу, колоритные рынки и дружелюбных людей». Перед нами расположился Вьетнам, на третьем месте — Исландия, перед ней Мадагаскар. А открывает рейтинг Румыния, исключительно за счет мистических сказаний о трансильванских кровопийцах, предвадительствуемых  знаменитым графом  Дракулой…  Это обстоятельство делает рейтинг несколько «несерьезным». Да и сам эксперт, судя по всему, воспринимает Кыргызстан в излишне романтическом ореоле, считая, что здесь  до сих пор живут «мужественные всадники».

ТУРИСТЫ СТРОЙНЫМИ РЯДАМИ…

2     Станет ли британский рейтинг сигналом к наплыву в родные пенаты туристов из дальнего и ближнего зарубежья — вопрос, как говорится, на засыпку. И текущий зимний туристический сезон особого восторга не демонстрирует. Совершенно очевидно, что «колоритные рынки и дружелюбные люди» — все-таки интерес не для массового туриста, а для таких «гурманов-путешественников», как Гуннар Гарфорс. Большинство все же ориентируется на высокий сервис и приемлемые цены. А у нас… Не случайно, когда Россия в числе санкций к Турции обозначила и курортно-туристическую сферу, практически закрыв ее для своих отдыхающих, последовали прогнозы ведущих российских туроператоров, что Кыргызстан едва ли перехватит этот поток в силу проведения ценовой политики, не адекватной уровню сервисных услуг. Летний сезон, конечно, покажет, насколько реальны эти предсказания, но, увы, несоответствие цен сервисным услугам имеет место быть и уже много лет является одной из главных тем обсуждений и основным тормозом в развитии отечественной курортно-туристической сферы. В середине декабря прошлого года премьер-министр страны Темир Сариев во время рабочей поездки по Иссык-Кульской области провел совещание в областной администрации по вопросам развития туризма. На ней он в очередной раз подчеркнул, что на развитие отрасли негативно влияют «качество инфраструктуры наземного транспорта, невысокий уровень безопасности и сервиса при достаточно высоких ценах» и потребовал пересмотра тарифов в приозерных здравницах. Об объектах зимнего отдыха речь тогда не шла, и поэтому, видимо, владельцы горнолыжных баз страны, в том числе и Иссык-Кульских, на свой счет эти указания не приняли, во всяком случае, особой активности в изменении ценовой политики и улучшении условий в этом секторе не наблюдается. Поэтому, думается, ожидать, что туристы стройными рядами направятся лицезреть нашу потрясающую природу, пока не приходится.

СНЕГ ВЫПАЛ ТОЛЬКО В ЯНВАРЕ…

1     Зимний Каракол последние несколько лет притягателен для любителей зимних видов спорта,  в частности, сноубордистов и любителей слалома. И несмотря на то, что нынешняя зима по климатическим показателям скорее напоминала март, желающих посетить местную горнолыжную базу немало. Впрочем, это понятие находится в прямой зависимости от возможностей отечественных трасс и предоставляемого сервиса. Если учитывать факт, что места в гостинице «Каприз», находящейся непосредственно на базе, на новогодние дни бронировали еще в августе-сентябре, то создается впечатление, что уровень спроса весьма велик. Однако, вспомнив, что этих мест всего-то 45-50, становится ясно — едва ли это может быть показателем высокого интереса. Конечно, многие любители скатиться со снежных вершин, расположенных на трехтысячной высоте над уровнем моря, находят себе приют и в Караколе.

Однако особых восторгов здешние отели не вызывают. Пятого января, например, мне удалось пообщаться на эту тему с двумя сноубордистами из Москвы и Краснодара. Они признались, что с большим трудом устроились на сутки в гостинице «Гранд-ярд», считающейся одной из лучших в областном центре Прииссыккулья. Здесь стоимость проживания в сутки с человека весьма впечатляет — от 4 600 сомов. Кстати, в «Капризе», что на горе, эта статья расходов достигает уже восьми тысяч и более с одного за сутки. При этом говорить о каком-то комфорте, по признанию гостей, не приходится — всё вполне обычно и весьма скромно. Но и в «Гранд-ярде» им удалось провести только одни сутки, потому что на следующий день уже начала действовать бронь других любителей зимнего отдыха из России.
К слову о ценах. Для отдыха на Каракольской горнолыжной базе надо иметь объёмный кошелек: подъем по канатке стоит в пределах трехсот сомов, полное снаряжение — трех тысяч сомов, еда-сувениры — тоже не копейки. К тому же на базу не ходит общественный транспорт, добраться можно только на такси, а это в два конца тысяча сомов. В общем, чтобы провести день на высоте трех тысяч метров и насладиться скоростными спусками, необходимо иметь в кармане не менее 5 000 тысяч сомов. Но даже они не гарантируют возможности где-то согреться-обсушиться, если ты не являешься счастливым обладателем гостиничного номера. А вот сами трассы, говорят спортсмены, очень хороши — и по протяженности, и по сложности, и по качеству снежного покрытия. Но это, скорее, заслуга местной природы, а не представителей турбизнеса. Кстати, есть здесь и возможность покататься на снегоходе, санках…
Что касается количества отдыхающих, то оно, как правило, меняется в зависимости от многих факторов. Например, когда в середине декабря на базу приезжала я, отдыхающих было очень мало. Объяснялось это тем, что якобы погода была «нелётная»: навис туман и большая часть слаломных трасс была закрыта, не работали из-за этого и подъемники. А иных возможностей досуга на базе практически нет. Поэтому и находиться здесь без возможности катания с гор неинтересно. Природа, конечно, вокруг замечательная, однако любителей любоваться ею часами (на открытом воздухе) как-то не наблюдается — в горах весьма прохладно. А какой-то возможности заняться чем-то приятным-полезным нет — ни тебе кинотеатров, ни видеосалонов, ни прочих подобных развлекательных учреждений.
Впрочем, ничего подобного нет и в Караколе. Были когда-то два кинотеатра, пользовавшихся огромной популярностью у местных жителей и гостей, но они уже давно не действуют. Сейчас об этих очагах культуры, принимавших в прошлом знаменитостей со всего Советкого Союза, напоминают лишь здания. Кинотеатру «Мир» повезло больше — его уже давно использует в своих целях местный госуниверситет. А вот «Иссык-Куль» лежит в руинах прямо в центре Каракола как свидетельство головотяпства и недальновидности местных властей. Гости из-за рубежа неоднократно сетовали, что если гора в тумане и ехать туда бессмысленно, то заняться практически нечем — скука! И признаются, что в следующий раз лучше поедут в Альпы — там хоть склоны похуже, зато развлечений, кроме катания, хоть отбавляй. А наши туроператоры никак не усвоят, что туризм — это комплекс различных досуговых возможностей как для души, так и для тела.

ГОСТИНИЧНЫЙ БИЗНЕС СОМНИТЕЛЬНОГО СВОЙСТВА

     Это тема отдельная, так как на первый взгляд отелей, гостевых домов и частных гостиниц в Караколе огромное количество, о чем свидетельствуют многочисленные объявления на электростолбах, стенах зданий, воротах учреждений. Впечатление такое, что только на этом виде бизнеса Каракол может делать свой бюджет. Однако, по данным здешних налоговиков, на учете состоят только 20 владельцев частных гостиниц и 17 хозяев квартир, сдающих жилища в наем. Львиная доля гостиничного бизнеса в Караколе находится сегодня в тени, и размеры её, похоже, никто не пытался определить. Хотя сделать это совершенно нетрудно, ведь квартиросдатчики, объявления которых с пометкой «на час, день, ночь» висят буквально на каждом столбе, указывают в них номера своих телефонов, адреса. Впрочем, та самая пометка красноречиво говорит, что такое жилье сдается вовсе не любителям горнолыжного спорта. И кому-то весьма выгодно не обращать внимания на данный подпольный бизнес, а, напротив, охранять его от «посягательств» закона. Впрочем, сфера секс-услуг в Приииссыккулье процветала всегда. Но если в советские времена и первые годы суверенитета ночные бабочки кучковались в основном в пределах приозерных здравниц и их методически отслеживали бойцы правопорядка, то сейчас это, официально «отсутствующее» у нас социальное явление, не имеет каких-то четких границ и сдерживающих факторов. Мотиваций две: спрос рождает предложение и деньги не пахнут. Гости курортной зоны откровенничали, что в любой гостинице при желании можно получить комплексную услугу: «банька — водка — девочки-мальчики».      И все это оценивалось в пределах 1 000 сомов на субъекта. Что ж, отечественные держатели секс-бизнеса стараются идти в ногу с европейскими «ценностями». Так что заезжему сноубордисту или лыжнику нужно быть внимательнее, чтобы не попасть вдруг вместо отеля в бордель…

ДОРОГИ, КОТОРЫЕ МЫ ВЫБИРАЕМ

     Единственный вид транспорта, которым можно сегодня попасть в каракольскую туристическую зону, — наземный, представленный маршрутками и такси. Он относительно быстрый, дешевый, удобный. Очень относительно. Как ни крути, ехать 6-7 часов, багаж при этом должен быть не очень велик (разместить, например, лыжи, сноуборды в маршрутке практически негде). В советские времена, напомним, существовала авиационная линия, соединяющая Каракол с Бишкеком. Сорок минут в воздухе — и ты уже рядом с вожделенными горами. Но вот уже почти 20 лет местный аэропорт в состоянии комы. Утрачены высококлассный летный состав, наземные службы. А практически на взлетной полосе выросли «теремки» местных нуворишей. Однако совершенно очевидно, что без авиационного транспорта рассчитывать на крупномасштабное развитие местного горного туризма, создание современного горного кластера и привлечение по-настоящему больших масс отдыхающих невозможно. В народе ходит «новость»: якобы китайские бизнесмены намереваются вложиться в строительство в Караколе международного аэропорта. Но это, скорее, надежды, чем реальность — «новость» ходит из уст в уста уже почти 10 лет, а ситуация не меняется.

3ИМИДЖ РЕШАЕТ ВСЁ…

     Спроси любого туриста, приехавшего к нам из ближнего или дальнего зарубежья: «Как тебе наши места?» и получишь развернутый ответ о красоте природы и окрестностей. А вот о самом Караколе без восторгов: «деревня»… И спорить с этими впечатлениями трудно — действительно, вид населенных пунктов Иссык-Кульской курортной зоны, мягко говоря, отстает от известных курортов Запада и Востока. Сильно отстает. И проблема эта может быть решена не на уровне местных архитекторов и глав районных-городских управ. Это задача государственная. И комплексная. Вот, скажем, в прошлом году в Караколе проделана огромная работа по реконструкции и обновлению автодорог. Казалось бы, прекрасное, важное дело. Но на общем имидже областного центра, увы, отразилось, скорее, отрицательно. Нет, водители, конечно, в восторге. Но вот пешеходы… На обочинах многих улиц так и остался строительный мусор, старое покрытие дорог в виде глыб различной величины валяется во многих местах, и жители окрестных домов самостоятельно пытаются как-то приспособить их под спуски и въезды к строениям. В очень плохом состоянии находятся тротуары и обочины дорог. Это очень диссонирует с новым дорожным покрытием, создавая впечатление, что у городских властей работает только одна половина мозга, если они не видят, что дорожную проблему нужно решать комплексно как для водителей, так и для пешеходов. А о проблемах городского имиджа они, видимо, и вовсе не думают. Ведь и застройка города ведется как-то хаотично, непродуманно. И о том, что Каракол (да и другие населенные пункты курортной зоны) сегодня выглядят весьма непривлекательно, говорят очень многие гости. И такое впечатление, сами понимаете, не работает на привлечение широких масс в наши благодатные края. К тому же нужно признать, что большую часть российских туристов, приезжающих к нам и летом, и зимой, составляют наши бывшие граждане, которых, как выяснилось, гонит сюда ностальгия. Они готовы мириться и с мусором, и с неудобствами, и даже с высокими ценами, потому что для них Кыргызстан является родиной, отечеством, а его любят независимо от имиджа.
И все же мечта о кыргызском Куршевеле, о чем мы писали в прошлом году, остается актуальной. По мнению специалистов туристического бизнеса, для этого нужно начать с самой глобальной проблемы на уровне руководства страны — определиться наконец с приоритетами нашей экономики. Как ни крути, а именно туризм и бальнеологическая сфера являются сегодня реальным «продуктом» отечественного экспорта. И чтобы эта отрасль действительно себя оправдывала и полностью удовлетворяла потребностям гостей, необходимо довести ее до этого уровня, пусть даже в ущерб другим отраслям экономики. Которые, кстати, должны быть полностью переориентированы и работали исключительно на развитие туристического и бальнеологического комплекса, обеспечивая его собственными, внутренними резервами и возможностями. Пусть не в масштабах всей страны — хотя бы Иссык-Кульской области. Так считают специалисты. Для реализации этой задачи нужны серьезные инвесторы, своих финансовых возможностей, ясно, не хватит. Кстати, эксперты считают, что в этом смысле можно использовать возможности проекта возрождения Великого Шелкового пути. Представьте картину: летом в разгар сезона народ отдыхает на лазурных берегах Иссык-Куля, а любители горнолыжного спорта тем временем катаются на снежных трассах в горах. Климатические возможности Прииссыккулья дают эту уникальную возможность — другое такое место на планете трудно найти. Не случайно же знаменитый путешественник Гуннар Гарфорс внес нашу страну в список уникальных и наиболее привлекательных мест планеты. И надо сделать все, чтобы, приехав к нам однажды, туристы стремились вернуться вновь и вновь…

Татьяна ПОПОВА.
Фото Игоря САПОЖНИКОВА.






Добавить комментарий