Main Menu

Проблемы евроазиатского сотрудничества. Одна из них — монополии

По оценке независимых экспертов Российская Федерация строит государственный капитализм, об этом говорит тот факт, что в этой стране 80% собственности принадлежат государству, хотя акционерные компании существуют в рыночной среде — спрос-предложение, управляются коллегиально, советами директоров ОАО и т. д.

2     Большое место здесь занимают предприятия-монополисты — холдинги, кластеры, транснациональные объединения. Понятно, эта большая страна, как и соседний Казахстан, живут во многом благодаря экспорту нефтегазовых запасов.
В Кыргызстане структура экономики совсем другая. Несмотря на это, эксперты, называя Евразийский экономический союз больше политическим шагом, отзываются об интеграции весьма положительно: «…в ней экономические дивиденды во много раз перевешивают те неудобства, с которыми столкнулась республика после снятия таможенных преград.».
В связи с этим в Министерстве экономики и промышленности прошло рабочее совещание, посвященное вопросам энергетики, транспорта и инфраструктуры нашей страны в рамках ЕАЭС. В его работе приняли участие представители аппарата правительства, Министерства транспорта и коммуникаций, энергетики, чиновники, ответственные за развитие инфраструктуры нашей страны. Совещание называлось «Перспективы сотрудничества в рамках ЕАЭС».
Как отметил замминистра экономики Кылычбек Джакыпов, Кыргызстан имеет равные с другими странами права в Евразийской экономической комиссии. В ней от республики работает член коллегии (министр) Данил Ибраев. Он проинформировал о наличии в национальных законодательствах государств — членов интегрального объединения существенных ограничений на участие иностранных лиц в отдельных сферах нефтегазовой отрасли, ограничения предоставления национального режима нерезидентам на экспорт и импорт.
Министр рассказал об этапах формирования общего рынка энергетики, газа, нефти и нефтепродуктов, а также о создании общего рынка транспортных услуг на 2016-2025 гг.
По словам Данила Ибраева, в реестр сегодняшних ключевых проблем необходимо включить:
— отсутствие конкурентных рынков, обусловленных преобладанием в данной сфере монополий, а также общих правил доступа к системам транспортировки энергоресурсов.
— Их стоимость регулируется государством, что говорит об отсутствии рыночных механизмов ценообразования, — заметил министр.
— В целях эффективного использования потенциала топливно-энергетических комплексов, а также обеспечения национальных экономик основными видами топлива государства — члены ЕАЭС должны проводить скоординированную политику на основе развития конкуренции, устранения дискриминации.
Д. Ибраев напомнил: согласно Договору о ЕАЭС, формирование общего рынка электроэнергетики должно проходить в три этапа:
— I- II кварталы 2016 года — разработка и утверждение программы формирования общего электроэнергетического рынка со сроком выполнения мероприятий программы до 1 июля 2018 года;
— 2019 год — заключение и вступление в силу международного договора о формировании общего рынка.
Программу формирования общего рынка газа необходимо принять до 1 января 2018 года, а ее реализацию завершить к январю 2024 года или не позднее начала 2025 года. Аналогичные этапы и сроки имеет реализация программы формирования общего рынка нефти и нефтепродуктов.
В сфере транспорта разработана стратегия постепенной либерализации общего рынка транспортных услуг на период с 2016-й по 2025 год. Она даст возможность перевозчикам государств — членов союза оказывать услуги грузового автомобильного транспорта на всей территории ЕАЭС, в том числе с 2016 года на «каботажные» перевозки.
Участники рабочего совещания обсудили взаимодействие наднационального интеграционного органа с национальными структурами в формировании общего рынка.
Затем в Министерстве экономики состоялась презентация проекта Методических основ кластерного развития отраслей экономики с участием представителей науки и экспертного сообщества.
Инициаторы проекта отмечали, что новое крастерное руководство поспособствует быстрому развитию инфраструктуры, сферы услуг, повысит собираемость налогов, увеличит количество рабочих мест.
Кроме того, методическое руководство позволит законодательно закрепить определение — что такое кластер, регламентировать принципы, формы и методы соответствующих процессов, организационно-экономические основы разработки программ их развития.
— Суть кластерного подхода в том, чтобы относиться к развитию территории с позиций выстраивания на ней максимально высокой плотности деятельности и столь же длинной цепочки добавленной стоимости, — сообщил Кылычбек Джакыпов. — При создании кластеров преимущественный подход будет иметь придание ключевой роли органам местной власти, которые на начальном этапе станут выполнять координирующую роль: определять стратегию кластера, поощрять и побуждать компании к формированию и развитию кластеров для повышения уровня эффективности решения общих проблем.
Итак, новая кластерная политика правительства включает: учет региональных особенностей кажой страны в процессе производства, транспортировки и хранения товаров, мотивацию потенциальных участников кластера, программу его развития, включающую соответствующие разделы из национальных стратегий государств -членов ЕАЭС, а также перспективные планы на областном и краевом уровнях.
Немаловажное значение имеет развитие транспортных коридоров и национальных пкоммуникаций между основными участниками кластера, активное использование государственного заказа как инструмента поддержки кластеров.
По итогам презентации решено проект методологического рукоовдства доработать с учетом состоявшегося обсуждения, а затем и вынести на заседание межведомственной комиссии.

Галина ЛУНЕВА.
Фото Нины ГОРШКОВОЙ.






Добавить комментарий