Main Menu

В Гималаях. Имение Рерихов. О чем не молчат деодары

(Продолжение. Начало 6, 17, 27 ноября и 16 декабря)

3     В Наггар — деревню, где почти двадцать лет  жила семья Рерихов, мы отправляемся  наутро после прибытия в Шамши. Она находится в нескольких десятках километров. Водитель  такси так лихо домчал нас до места назначения, виртуозно вписываясь в виражи горной дороги, что показалось, мы пролетели ее на  одном дыхании. Так быстро ездят все местные водители, привыкшие к зигзагам рельефа. Путешествие — словно на ковре-самолете (только скоростном, а не времен Хоттабыча) — дало возможность увидеть великолепие долины Кулу в самом начале  осени, которая пришлась в этом году на двадцатые числа октября. Осень несмело плеснула золотой и бронзовой красок только  на некоторые ветки лиственных деревьев, которых здесь много.  «Я очень  рад, что у вас получилось приехать сюда,  к тому же в такую хорошую погоду, — напишет в Кыргызстан уже после нашего возвращения домой Александр Переверзев, помощник российского куратора Международного мемориального треста Рерихов, работающий в Наггаре. —  В этот сезон воздух по-осеннему прозрачен и вид гор удивительно ясен».
…Пашни в традиционном понимании этого слова (ровная пахотная земля) в здешних краях само собой  нет, — люди приспособили  для нее горы. Огороды, как и дома, лепятся к склонам, сбегая террасами вниз. На участках собраны копешки сена, дозревает тыква, зацепившись плетями за  колья ограды. Во дворах и на крышах сушатся стручки острого перца, лепестки календулы и гвоздики — самых популярных, как  и во всей Индии, цветов. Кровли домов здесь необычные: сложены из  тонких каменных пластин сланца. Говорят, он легко  раскалывается. Куски получаются неровные, зато смотрятся живописно, как чешуя, и служат вечно.
510     …Много фруктовых садов. Дома, когда смотришь на склоны сверху вниз, буквально утопают в них. Урожай в основном уже собран, только часть деревьев (видимо, поздних сортов  яблонь) накрыта зеленой пленкой. Таким образом тут  защищают урожай от птиц и набегов обезьян. Сады — основная часть дохода жителей  всей долины, включая Наггар. Вообще штат Химачал-Прадеш считается фруктовым, а яблоки, являющиеся в Индии экзотическим продуктом, выращиваются только здесь и в Кашмире. Эти два штата снабжают ими всю страну. Помимо яблонь, в  долине Кулу сажают черешню, хурму, абрикосы, сливы — тоже экзотические для  страны культуры. Выращивают также персики, груши. Саженцы многих деревьев в свое время завезли англичане, которые нашли здешний климат схожим с британским.
Портрет Николая Рериха кисти Святослава Рериха     Рерихи очень любили этот край,  где они провели, наверное, лучшую часть  своей жизни, потому что жив был   Николай Константинович — глава семьи и все жили под одной крышей. По весне Елена Ивановна Рерих, супруга и единомышленница великого художника, не забывала упомянуть в своих письмах родным и знакомым, что склоны  гор покрыты цветущими деревьями. Сначала  зацветали  абрикосы, вишни, персики, миндаль, потом набухали бутоны на яблонях… Николай Константинович и его младший сын Святослав, тоже художник, оставили в дар человечеству ни одну картину, на них запечатлели, как сказочно красива по весне Кулу. На картине отца  легендарный раджа Гуга Чохан — один из местных богов — охраняет покой долины, застыв на коне в окружении гор и бело-розовой кипени садов. «В Серебряной Долине Великий Пастух (Кришна. — Ред.) призывал к жизни все живые существа серебряными звуками своей флейты. Он зовёт к радости, — писал Николай Константинович в уже упомянутой монографии «Боги Кулуты». — И яблоневые, грушевые, вишневые, сливовые деревья откликаются на призыв буйным цветением. Ивовые деревья раскрывают пушистые цветы, абрикосовые деревья стали сиреневыми. Ореховое дерево покрывается жёлтым цветом, и, как исцеляющий нектар, течёт ароматный живительный сок деодаров». Деодар — это гималайский кедр, который  цепляется здесь за склоны повсюду, куда занесло ветром его семена, и живет до тысячи, а бывает и дольше, лет.
6     Художник назвал долину в своем монологе Серебряной. Это — ее третье,  помимо двух уже  упомянутых   названий — Долина богов и Конец обитаемого мира. Николай Константинович отмечал,  что «зимой ли, когда снег искрится, или весной, когда  все фруктовые деревья покрыты снежно-белыми цветами, долина одинаково хорошо заслуживает свое название…»  Но у титула «серебряная» есть и буквальное объяснение: в верховьях долины когда-то находились серебряные копи. Туристам, приезжающим в Наггар, чудится, особенно при свете луны, что здесь вся  земля сверкает.
Дорога, ведущая в имение Рерихов7     …Лента асфальта, ведущая прямиком в имение, узкая, подобно всем здешним дорогам. Основания гор, как и на многих участках серпантина, укреплены многослойной каменной кладкой, чтобы не осыпались на проезжую часть. На последних десятках метров развернута торговля чаем и закусками для туристов. Продают местные яблоки —  зеленые и краснощекие, а также сухофрукты. Чтобы не скучать в ожидании клиентов, улыбчивые  лоточницы, усевшись на придорожных камнях, вяжут яркие шерстяные носки, детские шапочки и свитера — тоже источник дохода в здешних краях. Одеваются местные жительницы в традиционную одежду — прямые, очень яркие, зачастую с вышивкой платья ниже колен и широкие  шальвары. Причем ансамбль нередко дополняется кроссовками.
Наконец лента  асфальта нырнула под высокую скромную арку «Международный мемориальный трест Рерихов. Гималайское поместье Николая Рериха». Еще несколько метров,  и мы на территории усадьбы. Нас встречает Александр Переверзев, которому позвонили из российского посольства в Дели  и попросили провести экскурсию для друзей из Кыргызстана, а также черно-белая собака неизвестной нам породы с пушистым хвостом.  Вообще-то Александр — сотрудник Международного центра Рерихов в Москве, направленный на работу в музей-усадьбу в Наггаре, так же, как и  российский куратор Международного мемориального треста Рерихов Лариса Сургина, помощником которой он трудится. Обе организации — и центр, и трест — были созданы  Святославом Рерихом  незадолго до его кончины, чтобы сохранить наследие отца и всей семьи для человечества и чтобы работа, начатая ими, была продолжена.
Александр Переверзев     Александр — петербуржец, в свое время окончил восточный  факультет Санкт-Петербургского университета, затем     изучал санскрит в Делийском университете, потому что ему было интересно прочитать в оригинале  индийские философские тексты. В Дели  Александр жил в одном  общежитии со студентами из Кыргызстана.  «Они были славные ребята, — вспоминает он, — и я рад, что они стали успешны по возвращении домой». Общался Александр с кыргызскими студентами, аспирантами и из Университета Джавахарлала Неру в Дели, с некоторыми поддерживает связь до сих пор и, по его признанию, некоторым «обязан очень многим». В Индии в общей сложности   прожил 15 лет.
2     … Наггар когда-то был столицей долины Кулу. Здесь до сих пор сохранился замок     местных правителей,  в котором сейчас устроен отель. Благодаря замку, расположенным в окрестностях древним храмам, а главное — музею-усадьбе Рерихов  в этих краях немало туристов, в основном  русскоязычных. Пишут, что  особенно много их  приезжает в разгар весны и летом. Однако мы путешественников встретили мало, может, потому что на носу холода.
Хотя Наггар  и деревня, где сено сушат, расстелив прямо на дороге, она развивается — помимо отелей, в которых, по рассказам, предлагают даже русскую еду, здесь есть банк, школы, госпиталь. Правда, нет полицейского участка, что, может быть, объясняется уровнем безопасности.
4     Подобно всем селениям, расположенным на горных склонах, Наггар делится на верхнюю часть и нижнюю.  Усадьба Рерихов, как и замок  князей, находится в верхней. Отсюда хорошо видны подернутая сиреневым туманом чаша долины, взбирающиеся по склонам селения с разноцветными крышами и  серебряная нить извивающегося внизу Беаса.
Рерихи впервые приехали в Индию в 1923 году, когда Николай Константинович прожил уже большую часть своей   в общем-то недолгой (73 года) жизни. К тому времени  вместе с Еленой Ивановной они совершили путешествия по  десяткам  русских городов, изучая корни  славянской культуры, накопили богатейшие знания об истории  Руси, ее архитектурных памятниках, искусстве  иконописи,  художник написал уже тысячи картин. Все дороги вели в Индию! Эта страна с древнейшей цивилизацией могла помочь найти ответы на  вопросы, которые к тому времени встали перед Рерихами: как возникли религии, что их объединяет, не из одного ли источника черпали славянская и индийская культуры, как остановить войны и защитить от разрушения  созданные духом и разумом сокровища искусства? В одной из своих работ Елена Ивановна упоминает, что еще во время путешествий по русским городам, изучая фрески старых ярославских  храмов, они увидели красоту  цветов Востока. Орнамент фресок поведал о «драгоценных дарах Индии, силе ее камней и  трав» и указал дальнейшую дорогу.
111     Отсюда, из Индии,  Николай Рерих вместе с женой и старшим сыном Юрием, востоковедом и лингвистом, отправился в важнейшую в его жизни Центральноазиатскую экспедицию и вернулся сюда же. Экспедиция, пролегавшая по труднодоступным, малоизученным горным районам Индии, Китая, Монголии, Тибета, Сибири, Алтая, преодолевшая на своем пути 35 перевалов, прошла и через территорию нынешнего Кыргызстана. Два перевала на Тянь-Шане — на хребте Сары-Жаз и в районе ледника Петрова — названы его именем. Один из ледников, берущих начало на Аламединской стене, также носит имя Н. Рериха. В пути  художник написал около 500 картин, в том числе запечатлев эпизоды, увиденные на кыргызской земле. Эти произведения сейчас хранятся в разных музеях мира.
В ходе экспедиции, длившейся четыре долгих года  и впоследствии внесенной в золотой фонд географических открытий мира, Рерихи  собрали обширный и ценнейший материал о языках, религиях, традициях, культуре встречавшихся им народов, провели археологические исследования, нашли редкие манускрипты, записали произведения фольклора… Нужно было тщательно  изучить, систематизировать и обобщить все это богатство. Семья прибывает в 1928 году в Кулу, покупает дом в Наггаре и основывает  Институт Гималайских исследований «Урусвати», в котором изучают также флору и  фауну долины, древние тибетские и китайские системы излечения с помощью трав, разрабатывают рецептуры новых лекарств, исследуют взаимосвязь человека и космоса.
Почему они выбрали Кулу? Наверное, у того, кто хоть раз побывает в этих краях, вопрос отпадет сам по себе. Но не только необыкновенной красотой, удивительным воздухом долины, древней историей, витающими здесь легендами и  мифами объяснялся  выбор. И не только внешней простотой и внутренним богатством ее жителей,  до сих пор искренне  верящих в богов, которые по праздникам ходят в гости друг к другу…
(Продолжение следует).

Кифаят АСКЕРОВА.
Фото автора.
Бишкек — Дели — долина Кулу.






Добавить комментарий