Main Menu

КАК БЫТЬ, ЕСЛИ ВОЙНА НА ПОРОГЕ, или ВЛИЯНИЕ КОНФЛИКТА В СИРИИ НА БЕЗОПАСНОСТЬ СРЕДНЕЙ АЗИИ

«Угроза ИГИЛ долго нами не воспринималась, мы считали, что,  пока идет война в Сирии, Центральная Азия может взять паузу.    Но последние события в мире показали, что война уже пришла в наш дом, мы уже находимся в состоянии войны» —  так  политолог Марс Сариев на недавней конференции «Как ситуация в Сирии и Афганистане влияет на безопасность Кыргызстана и других стран Средней Азии?»   сформулировал то, о чем все мы предпочитали молчать, понимая тем не менее, что за последние полгода мир кардинально изменился, а казавшийся обычным региональный конфликт приобрел вполне реальные черты мирового противоборства.  

«ПРОЕКТИРОВЩИКИ» МИРОВОЙ СКОРБИ

     Эксперт считает:  чтобы понять сегодняшнюю ситуацию, надо   заглянуть в прошлое. «Почему мы проигрывали? Потому что весь мир живет давно уже в проектном режиме.  Давайте вспомним, что именно декларация о самоопределении наций и позволила создать Третий мир. Почему эта декларация принята? Потому что в начале прошлого века  это был проект США, направленный на ослабление Великобритании с целью перераспределения ее колоний. Так и родились Ближний Восток, арабский мир при помощи этого проекта.  После Второй мировой войны США стали фактически сверхдержавой.

Однако в условиях исчерпанного сырьевого и прочих ресурсов США нужно опять переформатировать мир. Ставится задача — очередной проект: разрушить государства, которые представляют определенную ценность для США, максимально ослабить государства Европы, Израиль. Другие страны опрокинуть в каменный век. Постмодернистский мир по их проекту должен стать с одним безусловным центром — США.
Что сделали с арабским социализмом, который должен был поднять арабские народы на более высокую ступень развития?  Арабский мир погружается в пучину религиозных войн. Смотрите, когда Россия, пусть с большим запозданием, но вошла в Сирию, Барак Обама заявляет, что она воюет на стороне шиитов с суннитами.  Огромная часть России исповедует суннитский ислам.  Тем самым США закладывают новый проект внутри России (якобы она борется с суннитами) с тем, чтобы внести новый раскол, создать новое напряжение внутри ислама.
Наши государственные структуры носят вертикальный характер, а религиозные структуры в лице “Хизб ут-Тахрира” и прочих являют собой горизонтальные сетевые пласты. Вертикальные структуры не могут работать с горизонтальными сетевыми структурами. Государство постоянно проигрывает, оно не может справиться с западными неправительственными сетями, религиозными, зачастую даже незарегистрированными организациями. Пока мы не научимся проектно подходить к ситуации, мы будем всегда проигрывать, мы всегда будем внутри чужой игры», — уверен политолог.
Разумеется, являться  кукловодом в своей игре респектабельнее, чем марионеткой в чужих руках. Если бы не существенное НО… иногда игра, развернувшаяся по определенному сценарию,   выходит из-под контроля и запущенный «проект» оборачивается против самого «автора». В мировом противостоянии, когда локальные конфликты принимают размеры  точечных, но многочисленных ударов с озвучиванием списка планируемых акций, «проектировщикам» очень трудно избежать участи, приготовленной  конкретному политическому оппоненту. Это как история с ящиком Пандоры… И вслед за взорванным российским самолетом  А 312 и терактами в Париже террористы обещают акции в Лондоне, Вашингтоне, Риме… За что  боролись…

«ЛЕТУЧИЙ ГОЛЛАНДЕЦ»

     Безусловно, для того чтобы понять хоть что-то об игиловцах, нужно вернуться в прошлое и ответить на несколько вопросов: когда мы впервые услышали об ИГИЛ? Почему  за полтора года, что она существует в информационном поле, группировка, как «Летучий голландец», то появляется, то исчезает?  И как эти трансформации связаны с событиями, происходящими в Европе?
Активные упоминания об ИГИЛ начались в западных СМИ в мае 2014 года как о некой упорядоченной, организованной и   боеспособной силе, разгромившей иракскую армию и установившей контроль над крупными городами Мосул и Тикрит. Уже в августе появляются  те жуткие кадры отрезания голов  то ли австралийским, то ли британским журналистам — национальность  принципиального значения не имеет. Мир предсказуемо впадает в  шоковое состояние  —  до сих пор таких варварских и жестоких расправ по телевизору вроде как не показывали. Вопрос: почему вообще показали? Очень уж это напоминало проплаченную рекламную кампанию…
Между тем в Европе самостийная Украина медленно, но верно  вползала в гражданскую войну:  август 2014 года — первое исчезновение ИГИЛ.  Причины вскоре выясняются —   на Украине все идет вполне удовлетворительно для США:  уже есть сбитый «боинг», Россия вновь объявлена империей зла, из Путина делают исчадие ада,  Польша и республики Прибалтики имитируют панические атаки, высчитывая, за сколько дней их оккупирует российская армия… И вдруг усилиями Германии, Франции, России, Белоруссии подписывается Минск-1, переводящий гражданскую войну с   Новороссией в состояние зыбкого перемирия. При этом подчеркивается вклад в этот процесс  Старого Света. И  тут же в медиапространстве возникает знакомая аббревиатура, правда, утратившая последние две буквы, — ИГ. Что, кстати, не отразилось на ее разрушительной силе. США все еще надеются, что из Минска-1 ничего не выйдет, но что-то, видимо, выходит — обстрелы населенных пунктов ДНР и ЛНР продолжаются, но активных боевых действий не происходит. И 7 января 2015 года происходит теракт в редакции Charli Hebdo, уносящий 12 жизней. Ответственность берут на себя террористические организации «Аль-Каида» и «Исламское государство».  «Проектировщики», говоря словами нашего политолога, предполагали, видимо, что в ответ на зверство европейское сообщество отправит  танки ЕС на Ближний Восток на борьбу с ИГ.  Но ожидания не оправдались:  лидеры стран ЕС никак не хотят ввязываться в войну и ограничиваются  тем, что возглавляют  скорбный «марш миллионов» на парижской мостовой. Отсутствие в этих рядах представителей «самой лучшей» демократии в мире красноречиво говорит, что ситуация пошла не по сценарию и автор сильно раздражен.
А дальше наступает февраль, и  вместе с ним  — активизация  армии Новороссии и организация Дебальцевского  котла. ИГИЛ вновь  исчезает с полей информации и зрения.  Однако после серий «приступов» истерики у поляков и прибалтов,  выдачи очередной порции санкций России  происходит Минск-2! США понимают, что  старушку Европу уже не проймешь боями на Ближнем Востоке и кадрами казней, пусть  даже и малолетних детей, — ЕС не хочет влезать в войну с ИГИЛ на ее территории. И тогда, как в известной мусульманской пословице: если гора не идет к Магомету…  Не хочешь идти к ИГИЛ, так ИГИЛ придет к тебе… под видом несчастных сирийских беженцев. А поставишь на его пути заслон — будут страшные обвинения в предательстве демократических ценностей, отступлении от гуманизма и во всём таком прочем. Еще тогда встал вопрос: сумеет ли Европа противопоставить что-либо этому хитроумному плану? После парижских событий стало ясно — не сумела…

ОНИ СИДЕЛИ В АМЕРИКАНСКИХ ТЮРЬМАХ

     В СМИ и Интернете  регулярно появляются статьи об уничтожении то одного, то другого лидера игиловцев. В связи с российским участием в конфликте эта информация участилась. И опять придется вернуться в прошлое. Эксперты — знатоки вопроса —  утверждают, что первые признаки ИГ зародились в Ираке после вторжения туда коалиции во главе с США. В ответ на это «Аль-Каида» собрала что-то вроде конференции радикальных исламистов суннитского толка. К слову, сунниты в Ираке всегда составляли меньшинство относительно шиитов, но именно к ним принадлежали Саддам Хусейн и почти все его окружение. Результатом этой сходки стало появление «Исламского государства Ирака» (ИГИ), лидерами которой стали Абу Омар аль-Багдади, возглавивший организацию, и Абу Айюб аль-Масри, занявший пост военного руководителя. Первый — фигура странная, почти мифическая, многие считают, что его не существовало вообще. Второй хорошо известен, так как начинал  «карьеру» в крупной радикальной организации «Братья мусульмане», потом переметнулся в «Аль-Каиду» и возглавил ее иракскую ячейку, которая  и стала базой для создания ИГИ. В 2010 году оба погибли, да и сама ИГИ была фактически разгромлена. Однако вскоре она обрела второе дыхание. Что любопытно, обоих ее новых лидеров — Абу Барк аль-Багдади и Абу Айман аль-Ираки — практически в это же время выпустили  из американских концлагерей, расположенных на территории Ирака. Причем вывезли их на американском военно-транспортном самолете.
К гражданской войне в Сирии ИГИ подключилась в 2013 году, став врагом правительства Башара Асада. Но  уже в феврале следующего года в результате конфликта с руководством «Джабхат ан-Нусра» оно разбежалось с «Аль-Каидой». Война в Сирии позволила ИГИ добавить к своему названию Левант — так называлась историческая область, включавшая Сирию и соседние страны.   Летом прошлого года ИГИЛ официально стала просто ИГ, поскольку претендует теперь не только на Ирак и Левант, но и на все традиционно исламские территории. «Государство» возглавляет Абу Бакр аль-Багдади,  провозгласивший себя халифом и «повелителем правоверных» (амир аль-муминин), озвучив тем самым свои претензии как на политическую, так и на духовную власть над всем мусульманским миром. Понятно, что эти претензии мало кем признаются, однако с этим непосредственно связаны многочисленные факты принесения присяги радикальными исламскими группировками в разных странах.
Весной сего года появлялось  несколько сообщений о гибели аль-Багдади в результате авиаударов прозападной коалиции, однако они не подтвердились. Подобное сообщение было и в октябре, только уже о гибели от иракских ВВС. Однако это тоже не подтвердилось. Более-менее достоверно, что в марте его тяжело ранили, возможно, он даже парализован. После этого «исполняющим обязанности» ИГ стал  якобы Абу Аля аль-Афри — бывший учитель физики и таксист.  Появлялись слухи, что он  убит 13 мая в Мосуле в результате авиаудара. Военный совет ИГ до своей гибели в ноябре 2014 года возглавлял упоминавшийся выше Абу Айман аль-Ираки, офицер саддамовской армии. Больше о нем ничего не известно, кроме того, что, возможно, с его подачи ИГ стала враждовать со «Свободной сирийской армией» — объединением воюющих против Асада повстанческих группировок, в которых доминируют радикалы из «Братьев мусульман», именно их Запад называет «умеренной оппозицией».

РОССИЯ — ЗА БЕЗОПАСНОСТЬ КЫРГЫЗСТАНА

     Когда российская флотилия саданула крылатыми ракетами по базам ИГ, мир сразу прозрел и, похоже, понял, что именно в районе конфликта решается вопрос переустройства мира. А Россия мотивирует свое участие в этом процессе уставом ООН и просьбой легитимного главы Сирии Башара Асада.
Поддерживая своего союзника, глава нашей страны Алмазбек Атамбаев сказал тогда, что Россия ведет эту войну не только в интересах сирийского народа, но и ради установления порядка и законности на всем Ближнем Востоке. «Россия сегодня воюет и за Кыргызстан», — констатировал Президент.  Эти слова не раз упоминались на круглом столе «Как ситуация в Сирии и ИРА влияет на безопасность Кыргызстана и Центральной Азии», о котором мы говорили вначале.
Кстати, политолог Игорь Шестаков заявил на нем, что сирийский конфликт — это, по сути, результат цветных революций: «Операция против Башара Асада напомнила сценарий «арабской весны» или украинского майдана. Однако у Президента Сирии оказалось очень много сторонников среди населения и военных. Поэтому очередной госпереворот не получился. А российская военная операция «похоронила планы» ИГ захватить Дамаск и свергнуть Асада. Владимир Путин этого не допустил, и очередного «экспорта» демократии не произошло».
Это мнение разделяет и советник начальника Генштаба КР Токтогул Какчекеев: «Затевая «арабскую весну», Запад хотел очередного передела мирового влияния. Но присутствие российских военных в Сирии сорвало продвижение этих планов. Если бы Москва пошла по пути либерального невмешательства в дела Сирии, то сегодня наша республика оказалось бы под глобальной угрозой терроризма и экстремизма.      К тому же к процессу попыток дестабилизации общественно-политической ситуации в регионе готовы подключиться прозападные НПО, которые обрушились с критикой на действия России. Поэтому важно знать и помнить: что хорошо для членов ЕАЭС и ОДКБ, то хорошо и нам… Следовательно, если мы являемся союзниками и защищаем определенные ценности, то не можем не поддержать в этой борьбе Россию», — заявил он.

ТРЕБУЮТ ПОСТАВИТЬ ВНЕ ЗАКОНА

     Эксперты требуют запретить деятельность движения «Таблиги Джаамат» в нашей стране, так как во всех странах ОДКБ  организация уже давно объявлена вне закона.   Они уверены, что адепты «ТД» используют Кыргызстан как рассадник терроризма и экстремизма, несут искаженное представление об исламе. Что касается официальных представителей религии — имамов, то они не в состоянии проповедовать истинные ценности ислама, поскольку плохо образованы и в большинстве своем не прошли аттестацию.
Эксперт Токтогул Какчекеев утверждает, что среди адептов движения есть дааватисты, призывающие резать неверных как осквернителей мусульманской земли. Есть сведения, что  многие приверженцы «Таблиги Джаамат» становятся радикально настроенными фанатиками и пополняют ряды ИГ. А внутри исламской уммы нарастает конфликт.
Кстати, сегодня в рядах террористических группировок Сирии, Ирака, Афганистана находятся почти 400 кыргызстанцев. Это данные 10-го Главного управления МВД КР. По официальным данным, 76,7 процента — это мужчины, 15,6% — несовершеннолетние, 6,5% — погибли в различных боевых столкновениях и терактах, 7,9% — вернулись в Кыргызстан.
Начальник 10-го Главного управления МВД Сталбек Рахманов  считает, что люди, уезжающие с намерением убивать на чужой земле, должны сознавать, что назад их никто не ждет: «Во многих странах сегодня актуальна проблема: что делать с теми, кто возвращается из зоны боевых действий? Везде ужесточают законы. В соседних государствах лишают гражданства. Мы выступаем с такими же предложениями. Пока это на стадии рассмотрения. Если человек решился уехать в зону военных действий — это, получается, билет в один конец. Те, кто вернулся, в соответствии с законодательством привлекаются к уголовной ответственности», — заявил он. Кстати, к различного рода ответственности, в том числе и уголовной, у нас привлечены  уже 20 участников военных конфликтов. За последние 10 месяцев выявлено 294 факта экстремизма, по ним задержаны 239 человек, изъято более 7 тысяч экземпляров экстремистской литературы, поставлены на учет 846 приверженцев экстремистских взглядов,  установлены 1 347 членов религиозно-экстремистской организации «Хизб ут-Тахрир»…
Еще несколько цифр: за текущий год  выявлено 209 фактов вербовки наших граждан для отправки за рубеж, в зоны боевых действий. По ним возбуждено 24 уголовных дела. Показательный факт: один 18-летний ошанин в мае прошлого года уехал в Сирию, откуда стал вербовать друзей через социальные сети…
Все эти факты красноречиво свидетельствуют о необходимости решительных действий правительства и парламента и общественности, потому что… война уже у нас на пороге.

Татьяна ПОПОВА.






Добавить комментарий