Main Menu

ПОМОГИТЕ КТО ЧЕМ МОЖЕТ!

В номере нашей газеты за 17 ноября опубликовано письмо маленькой девочки со сказочным именем Лорена, в котором она просила помощи для своей семьи, попавшей в беду. Дело в том, что 11 сентября сгорел дом, в котором они проживали, и вот теперь четверо малолетних детей с родителями проживают в пристройке, выполнявшей ранее функции летней кухни. А на улице уже снег, и совершенно непонятно, как жить дальше.

Я встретилась с мамой Лорены Линдой Анатольевной Савенко, которая первым делом попыталась объяснить, что о письме «в высокие инстанции» (кроме редакции, его отправили еще и в правительство страны) узнала от дочери буквально накануне публикации. Признается, что вовсе не планировала жаловаться властям, и это не гордыня, а результат извечной привычки справляться с трудностями самостоятельно. И еще  — виделась в ней робость «маленького человека», привыкшего к равнодушию чиновников. Единственное, на что всегда надеялась многодетная мать, —  сочувствие и поддержка сельчан, таких же простых людей, как она сама.
В селе Михайловка Тюпского района, где проживает семья Савенко, это не первый пожар, и всегда люди выходили из ситуации совместными усилиями — сельчане собирали деньги, кто сколько может. Был случай, когда от таких сборов погорельцам удавалось даже прикупить другой домик, благо цены в селе на недвижимость позволяют сделать это. Вот и Савенко рассчитывали исключительно на эту помощь. Более того, жители села действительно собирали деньги для них, вот только неизвестно, у кого они сейчас находятся и почему пока не вручены погорельцам. Факт сбора подтверждают соседи Савенко Ырыс и Виктор.
К сожалению,  нам пока не удалось встретиться с главой местного органа самоуправления, на рабочем месте я ее не застала, рабочий телефон не отвечает, но, по словам Линды Анатольевны, на все вопросы о деньгах она только обещает: сначала — что «скоро отдам», позже —  что «купим сами»… Но прошло уже больше двух месяцев, а с мертвой точки дело не сдвигается. Единственное, что сейчас есть у погорельцев для восстановления сгоревшего жилища, — несколько листов шифера, которого едва ли хватит на перекрытие четверти площади крыши. К тому же он еще и старый — Линде удалось выпросить при перекрытии одного из сельских строений: листы просто сбрасывали с крыши, они разбивались…Женщина умоляла отдать их ей на дом, пришлось побегать, поунижаться…
Дело осложняется еще и тем, что сгоревший дом не является собственностью Савенко, семья снимала его у человека, который сейчас находится на заработках в Казахстане. И если жилище не удастся отремонтировать его в ближайшее время, то, во-первых, хозяин их просто вышвырнет на улицу.  Во-вторых, сохранившиеся в строении полы и перекрытия под воздействием сезонной влаги активно гниют, и объем восстановительных работ вскоре станет  равноценен строительству нового дома.
Линда признается, что если раньше в ОМСУ хотя бы пытались посочувствовать, то с течением времени отношение меняется  — к ним стали относиться, как к просителям-нахлебникам, хотя на помощь из местного бюджета семья не рассчитывает, хочет получить хотя бы то, что собрали для них сельчане, ремонт намерены проводить своими силами.  Недавно в ответ прозвучало: деньги мы вам в руки не дадим — купим все сами. Семья против этого не возражает, им без разницы, кто купит стройматериалы, лишь бы восстановление дома наконец-то началось. И опять все на мертвой точке. Между тем соседи интересуются, чего, дескать, не строите, деньги-то мы собрали. В беседе с соседом по имени Ырыс я поинтересовалась, почему они не узнают у главы айыл окмоту, куда делись их деньги? Он ответил, что у жителей их улицы деньги собирал квартальный, вот у него он и намерен узнать, где эти деньги. А другой сосед по имени Виктор сообщил, что люди, проживающие на их улице,  сдавали деньги местному депутату… В общем, активистов-сборщиков было много, вот только концы трудно найти…
Более того, мне сообщили еще один любопытный факт: сразу после пожара для семьи Савенко организовали сбор денег в местной школе, причем, как утверждает Линда, в строгом порядке.  Даже заставили сдать 50 сомов мать восьмерых детей, хотя сама Линда просила, чтобы не делали этого. И вот деньги собрали и… купили двум дочерям-школьницам по куртке и по паре обуви. Кстати, в школе обучается более 500 детей. Если все они  сдали по 50 сомов, получается сумма, которую нетрудно подсчитать. На погорельцев же истрачено не более 5 тысяч сомов. Спрашивается, куда делись остальные деньги?
Кстати, после публикации письма Лорены в нашей газете Линде стали поступать звонки с угрозами, типа: если не прекратишь жаловаться, лишим тебя родительских прав, детей отберем в детский дом, а у мужа «найдем» наркотики, и вот тогда у тебя начнутся настоящие проблемы… Как будто сгоревший чужой дом для семьи с четырьмя детьми и единственным кормильцем так — легкие неприятности. В то же время Линду Анатольевну и ее мужа обвинили чуть ли не в алкоголизме, из-за чего, дескать, деньги в руки им давать нельзя. Я переговорила со многими михайловцами,  и все в один голос утверждали, что семья в этом смысле вполне положительная, никаких хулиганских или противоправных действий за ними не замечалось и алкоголиками родителей назвать никак нельзя.
Что касается письма, адресованного в правительство страны, то оно проделало обычный в таких случаях бюрократический путь: отдел писем переадресовал его полпреду в Иссык-Кульской области, оттуда оно отправилось в Тюпскую райадминистрацию, ну а районные бюрократы отфутболили его в михайловский орган местного самоуправления. Круг замкнулся… И тут же Линде стали поступать звонки с угрозами с неопределяемых номеров… Если бы я не занималась журналистикой более тридцати лет, то сказала бы: странное стечение обстоятельств. Но опыт подсказывает, что эта цепочка бюрократических действий увенчалась очередным чиновничьим беспределом. А это наталкивает на мысль, что собранные михайловцами для погорельцев Савенко деньги осели в конкретных бездонных карманах.
Любопытен и еще один факт — аким Тюпской райгосадминистрации И. Кожалиев своим распоряжением № 194 от 4.11.2015 года выделил семье погорельцев материальную помощь в размере…  двух тысяч сомов. Показывая мне письмо, уведомляющее об этом «широком жесте» чиновника, Линда едва сдерживала слезы. Мне тоже хотелось плакать от такой «щедрости», на каждого не получается даже по 350 сомов… Жест не поддерживающий, а унижающий.  Впрочем, семья от денег не отказалась, сейчас каждая копейка на счету, ведь Линда не работает, потому что младшему Владиславу еще только восьмой месяц. Единственный кормилец — муж, который ранее часто выезжал в Бишкек, где есть возможность заработать больше, чем в тюпской глубинке. Сейчас же он не может оставить семью и надеется, что деньги им отдадут и он начнет ремонт дома. Подрабатывает в селе, берясь за любую работу.
Хочется все же верить, что  сочувствие и поддержка семьи Савенко одержат верх над корыстью и равнодушием чиновников всех мастей. Ведь мы очень хорошо помним случай с ветераном Великой Отечественной войны Емельяновым, которого каракольские власти долго мурыжили с выделением жилья.  Когда эта история дошла до Президента страны А. Атамбаева, вопрос решился в считанные минуты. И если до этого у чиновников «не было возможности», то потом ветерану предлагали квартиры уже на выбор. Вот и в этом случае мы уверены, что письмо ребенка с криком о помощи «завернули» чиновники «первичного звена» кабмина. Допускаем, что и до полпреда правительства в Иссык-Кульской области Э. Каптагаева оно просто не дошло — услужливые чиновники «на входе» завернули письмо в низшую инстанцию… Как говорится в известной пословице, «услужливый дурак опаснее врага», ведь все эти услуги подчиненных — медвежьи, дискредитирующие власть (в высоком понимании этого слова) перед народом.
Редакция газеты берет под контроль историю погорельцев Савенко. Мы очень надеемся, что чиновники всех уровней, к которым обращалась в своем письме десятилетняя девочка со сказочным именем Лорена, все же найдут в себе силы сменить привычный бюрократизм на человечность и помогут этой большой и дружной семье выкарабкаться из обрушившейся на них беды. Не допустят, чтобы они замерзли на улице…
Хочется обратиться и ко всем, так сказать,  людям доброй воли: семья Савенко сейчас остро нуждается в одежде — практически все их вещи сгорели. Всех, кто собирается делать инвентаризацию своих платяных шкафов, просим вспомнить об этих людях, четверо из которых — очень красивые, умненькие малыши, ждущие сегодня  заботы добрых людей.  Проявите гуманность и человечность, помогите кто чем может!
Реквизиты счета в БТА банке, открытого на имя Савенко Линды Анатольевны: 1190112000361616, БНК 119011. Контактный телефон 0 555 611 699.

Татьяна ПОПОВА.






Добавить комментарий