Main Menu

Всеобщая нетерпимость к взяткам. Антикоррупционный форум

Впервые в нашей республике в рамках реализации государственной стратегии антикоррупционной политики, а также Национальной программы устойчивого развития собралось огромное количество народа, представителей бизнеса и гражданского общества, чтобы сообща выработать генеральную линию борьбы с незаконным обогащением чиновников.

2     Говорили о внедрении процедур социального партнерства госорганов и предпринимателей на паритетной основе для предупреждения коррупционных схем и сделок, теневом производстве, внедрении системы добросовестного управления и этических стандартов в госорганах, препонах на пути развития бизнеса.
Министр экономики Арзыбек Кожошев сообщил, что в его ведомстве создана диалоговая площадка, на которой регулярно встречаются представители государственных учреждений с предпринимателями, проходит антикоррупционная экспертиза принимаемых на высшем уровне актуальных для страны решений.
— Важно закрепить системный подход к предотвращению мздоимства, — заявил министр, — ведь сегодняшние масштабы разросшейся коррупции ведут к снижению роли государства как регулятора социально-экономических процессов, подрывают доверие людей к власти, дискриминирует ее».
Впрочем, инициаторами дачи взятки далеко не всегда являются нечистоплотные чиновники, деньги проверяющим часто предлагают сами бизнесмены, входят с должностными лицами в преступный сговор, так как нарушили закон. Уж так повелось в нашей стране: чтобы решить проблему, предпринимателю выгодней «развести» ситуацию с помощью денег, чем платить в казну налоги в полном объеме (хотя Налоговый кодекс в Кыргызстане самый либеральный на всем пространстве СНГ).
Последние исследования группы международных экспертов подтвердили: без «шапки» в Кыргызстане предприятия не открыть, за лицензией и другими разрешительными документами будешь ходить три месяца или больше, а чтобы закрыть компанию, хлопот не оберешься: и долго, и дорого.
1     Часть деловых кыргызстанцев (свыше 35% опрошенных) утверждают: со взятками гораздо легче продвигать и расширять свой бизнес. Однако львиная часть предпринимателей страдает от коррупционных хитросплетений, которые с каждым годом становятся все изощреннее. Напрашивается вывод: искоренить болезнь можно, лишь действуя в одной связке с гражданским обществом, когда твои земляки не дадут вольготно жить любителям легкой наживы, создадут вокруг чиновников-коррупционеров атмосферу нетерпимости.
Поддерживая начатую правительством борьбу с коррупцией, представители ряда бизнес-ассоциаций Кыргызстана приняли соответствующую Хартию, тем самым продемонстрировав свой вклад в общее дело — общенародную борьбу с коррупцией. Документ подписали отечественные лидеры бизнеса, среди которых Международный деловой совет, Ассоциация поставщиков и дистрибьюторов Кыргызстана, Торгово-промышленная палата, ассоциация молодых предпринимателей «ЖИА», Национальный альянс бизнес-ассоциаций, союз экспертов и другие, всего свыше 20 общественных объединений.
«Коррупция распространяется не только в процессе взаимодействия должностных лиц с бизнесменами, но и внутри предпринимательской деятельности, — заметил министр экономики. — Подписывая Хартию «Бизнес против коррупции», деловая элита нашей страны признала общность целей с правительством: уменьшение этого зла, устранение коренных причин мздоимства».
Со стороны руководства страны есть твердая политическая воля, которая отражена в Указе Президента Алмазбека Атамбаева «О государственной стратегии антикоррупционной политики и мерах по противодействию коррупции», принятом в феврале 2012 года.
Разрабатывая «дорожную карту» реализации этого документа, воспользовались рекомендациями Организации экономического сотрудничества и развития. Так, анализируя прогресс, достигнутый нашей страной в проведении антикоррупционных реформ в рамках Стамбульского плана действий, процессу противостояния придали долгосрочный системный характер, отказавшись от кампанейщины.

ПРАВИТЕЛЬСТВО НА СТОРОНЕ БИЗНЕСА

     Арзыбек Кожошев рассказал о снижении коррупционного давления на предпринимателей со стороны регулирующих и контролирующих служб, о государственных услугах, которые становятся более доступными, а главное — более качественными. Так, правительство намерено лучше информировать частный сектор о возможных рисках, содействовать при внедрении на предприятиях корпоративных правил соблюдения добросовестности с учетом передовой международной практики.
В кабинете министров пообещали применить жесткие санкции к организациям различных форм собственности, участвующим в коррупционных схемах, обеспечить прозрачность предоставления услуг на государственном и муниципальном уровнях.
Для сокращения коррупции во всех ее проявлениях сформировался форум, попасть на который хотели многие кыргызстанцы: юристы, менеджеры, поставщики ГСМ, строители, фермеры и переработчики сельхозсырья.
Программа форума была разделена на тематические блоки: противоречия в Налоговом кодексе, необоснованные проверки, внедрение системы корпоративного комплаенса и т. д. С докладами выступили Тилек Саякбаев (аппарат правительства), Талайбек Койчуманов (секретариат Совета по развитию бизнеса и инвестициям), Гульнара Ускенбаева (Ассоциация поставщиков и дистрибьюторов), Темирбек Ажыкулов (Международный деловой совет), Улук Кыдырбаев (Национальный альянс бизнес-ассоциаций) и другие.
Сильное впечатление неожиданно произвела Генеральная прокуратура: ее представитель без показной помпезности, аскетически четко отчитался о проделанной работе: за 24 года суверенного государства в нашей республике выросла целая плеяда добросовестных предпринимателей, которым коррупция мешает честно конкурировать, кому-то создают тепличные условия. Трудно в одночасье поменять условия работы на потребительском рынке, поэтому диалог с предпринимателями необходим. Без комплексного подхода проблему не решить.

КАКИЕ ЛЮДИ В ПОЧЕТЕ?

     В стране начаты реформа  госуправления и дерегулирование экономики, идет передача определенных властных полномочий из центра на местный уровень. Теперь необходимо отслеживать и анализировать результаты. Эксперты выявили закономерность: чем больше прозрачность, гласность, тем ниже проявление коррупционных схем, значит, бизнесу легче работать, он может расширяться и укрупняться, пополняя бюджет налоговыми поступлениями.
Гульнара Ускенбаева выступила очень эмоционально, назвав работу малых и средних производств сущим адом. Еле-еле удалось достучаться до властных структур, чтобы убрать на законодательном уровне ежемесячную (даже если нет никакого движения товаров) отчетность, сделать ее на квартальной основе, менее затратной. Далеко не каждая компания может позволить себе оплачивать труд бухгалтера, отсюда — штрафы и другие инспекторские санкции.
Международный опыт ведения бизнеса говорит: чрезмерное регулирование и тотальный контроль ведут к повышению коррупции в государстве. Что происходит с проверками? Есть правило: инспектировать компании можно согласно принятой правительством категории возможных рисков — высоких, средних и совсем ничтожных, не влияющих негативно на здоровье человека. Почему получилось так, что критерии риска, а значит, причину визита на предприятие или в компанию определяют сами инспекторы? Налицо конфликт интересов.
«Каждое новое правительство обещает бороться с коррупцией, но мы продолжаем топтаться на одном месте, — сокрушалась Гульнара Ускенбаева, — властям не только следует принимать  конкретные антикоррупционные меры, но и обязательно отслеживать их применение; наказание взяточника нужно сделать всеобщим достоянием, распространять о нем правдивую информацию».
В самый корень проблемы, пожалуй, заглянула генеральный секретарь Антикоррупционного делового совета Нурипа Муканова. Она считает, что в «долгожительстве» коррупционных деяний виновато общество — мы с вами. Потому что не бьем тревогу, смирились с тем, что даже на бытовом уровне чиновники нагло требуют взятки за скорейшее исполнение своих прямых обязанностей. А разве мы не видим роскошных пентхаузов, многоэтажных особняков, принадлежащих простым клеркам? Пусть предъявят декларации о доходах! Общество имеет право спросить с них, так как чиновники получают заработную плату из бюджета, пополняемого нашими налогами.
Дошло до того, что подрастающее поколение мечтает устроиться на государственную службу и стать богатым, глядя, как вольготно чувствуют себя казнокрады, и общественность их не осуждает, а завидует, что сумели так хорошо устроиться.
— Нам давно следует изменить свое отношение к деловым людям, отдать им должное: ведь только благодаря построенным ими производствам, пусть небольшим, у многих кыргызстанцев появилась постоянная работа, а значит, есть чем кормить семью, — убеждена Нурипа Муканова. — Для молодых людей, которые совсем скоро придут на смену старшему поколению, примером в жизни должен стать успешный бизнесмен, который честно благодаря своему уму, таланту, предприимчивости добился материальных благ.

Пора менять героев 

     СПРАВКА «СК». В сентябре текущего года под председательством премьер-министра Темира Сариева прошло расширенное заседание Антикоррупционного совета. На нем отметили промежуточные результаты проведенной кабинетом министров работы: налоговые поступления выросли в два раза, таможенные — в три. «Это было сделано за короткий срок — после 2011 года, — констатировал премьер. — Минимизировано вмешательство государства в работу бизнеса, сокращены количество проверяющих органов и лицензируемые виды деятельности. Сроки проверок уменьшились с 30 до 15 дней. Этот процесс мы продолжим».

Галина ЛУНЕВА.
Фото предоставлено пресс-службой Минэкономики. 






Добавить комментарий