Main Menu

Новое о кыргызских корнях

Вышла в свет очередная книга ученого-историка  Табылды Акерова «Кыргызы: этногенез и история»

Проблема этногенеза кыргызов интересная, но довольно сложная. Поэтому  многие ученые не могут рассмотреть системно ее в своих работах.  Еще в советское время ряд исследователей союзного уровня  действительно указывали на древнее происхождение кыргызского народа. Однако их инициативы не были поддержаны кыргызскими учеными. 

111     Основываясь на новых данных, Табылды Акеров в своей  книге  попытался внести определенные коррективы в древнюю историю кыргызов и восточных племен. По его мнению, кыргызы — потомки тех племен Центральной Азии, которые с глубокой древности кочевали на огромной территории от Тувы на востоке и до Дуная на западе. Поэтому предки приспособились жить в горных зонах Саяно-Алтайского края, Тянь-Шаня и Северного Кавказа, куда наблюдалась постоянная миграция восточных кочевников кангюйцев, юэчжей, саков, усуней, хунну в древние времена и  канглов, азов, кыргызов, кыпчаков — в средние века.
Т. Акеров уделяет огромное внимание эпохе кыргызского великодержавия, пытается доказать, что кыргызы как этнос сформировались  именно в этот период, когда, покорив огузов,  возвратились на исконные земли на Южном Алтае и Тянь-Шане.      Он рассматривает  также их этногенетические связи с канглами, кыпчаками, кераитами, найманами, меркитами, татарами и тем самым вносит существенные дополнения в версию  о кыргызском происхождении кераитов, найманов, меркитов, татар.
Ученый попытался рассмотреть участие кыргызских племен  в формировании Золотой Орды и Моголистана.  По его мнению, и Золотая Орда, и Моголистан являлись кыргызскими ханствами, в могольскую эпоху средневековая страна Каркырахан была переименована в  Моголистан.
В книге выдвинута гипотеза о происхождении названия столицы Кыргызстана.  Т. Акеров пишет: «В понимании кочевников государство и власть имели свои символы и атрибуты, представлявшие титулы, разные предметы быта, соответствующие образу жизни племен и народов конфедерации. Связь вождя с божественной силой или внешними источниками (сакральным предметом) давала аристократическому клану полную монополию  на власть и лишала другие роды и племена права претендовать на нее…  …Согласно скифской легенде, в данном обществе символами власти считались стрела, секира и плуг. У хунну, огузов, он ок будунов символом власти являлась стрела.
Согласно древней легенде, «родоначальник кыргызов женился на ханской дочери, оказавшейся по воле судьбы за рекой Чу.      У них родился сын Кыргызбай. Братья его укоряли за то, что он был неизвестного происхождения. Но однажды Кыргызбаю, оказавшемуся в юрте матери, удалось овладеть колотушкой для кумыса — бышкеком (матриональная основа) и уздой (патриональная основа), которые с древних времен признавались у кыргызов как символы первенства.  Данный случай помог Кыргызбаю стать общепризнанной личностью в роду. У Кыргызбая было два внука: Абл (Ак уул) и Ковл (Куу уул)», которые и дали начало родам кара-киргизов».
Далее Т. Акеров пишет: «В связи с этим можно полагать, что название столицы Кыргызстана Бишкек имеет сакральное значение, происхождение которого, согласно преданию,  связывалось с батыром по имени Бишкек и предметом быта «бышкек».      По легенде Бишкек баатыр прославился тем, что защищал земли предков от иноземных захватчиков с помощью  бышкека (знак первенства) и прогнал всех врагов из кыргызской земли. Когда он шел в битву, то всегда брал с собой этот сакральный предмет. В предании также говорилось об аргымаке  (несомненно, с сакральной уздой) Бишкека, который помогал  ему сразить врагов. По поверьям кочевников, лошадь (боевой конь) представляла сакральное животное и олицетворяла образ небесного божества — солнца».
Новая книга Т. Акерова — третья по счету, посвященная истории кыргызов. До этого им были изданы «Древние кыргызы и Великая степь», «Каркырахан. Великий Кыргызский каганат». Об его очередной работе  одобрительно отозвался известный российский ученый доктор исторических наук Виктор Бутанаев. По мнению ученого из Саха-Якутии, кандидата исторических наук Василия  Ушницкого, написанная в свободной очерковой манере  книга  должна вызвать интерес  не только у специалистов (этнографов, историков и археологов), но и у широкого круга любителей истории.

Назгуль АСАНАЛИЕВА.   






Добавить комментарий