Main Menu

Венец человеческой жизни — память о ней

Азиз Салиев — академик, ученый-философ, известный в мире своими трудами в сфере новых исследований мысли, видный общественный деятель, писатель, публицист, журналист и искусствовед.

1     Этот человек входит в число лучших сыновей Кыргызстана,  оставивших неизгладимый временем след на  земле.  Его можно считать одним из «отцов-патриархов», имея  в виду поколение основоположников современной кыргызской государственности, культуры, науки и просвещения.
Книги Азиза Салиева стоят на полках крупнейших библиотек мира: в Брюсселе, в Гарвардском и Оксфордском университетах, в конгрессе США.

ИСТОКИ

     Малой родиной его стали  верховья ущелья Тосор в Тонском районе Иссык-Кульской области.  Он родился 10 ноября 1925 года в семье школьного учителя Абдыкасыма Бекбоева, павшего в сражениях  на полях Великой Отечественной войны при обороне Москвы. А фамилию Салиев дали Азизу в память о рано скончавшемся брате отца.
В 1940-м  юноша оканчивает Тамгинскую семилетнюю школу и поступает на подготовительное отделение Фрунзенского педагогического института.

ВОЙНА…

     Через два года (в возрасте всего 17 лет) он  добровольно уходит на фронт  бороться с фашизмом. Окончив офицерские курсы и став командиром пулеметного взвода, Азиз воевал в составе 2-го  Украинского фронта, освобождавшего Румынию, Венгрию и Западную Украину от тирании фашистов.  Однако в 1943 году в боях за  Будапешт восемнадцатилетний командир был тяжело ранен и контужен. Девять месяцев лечения в госпиталях не поправили здоровья,  и его демобилизовали как инвалида войны.

… И МИР

     Сколько его ровесников, выживших, но искалеченных    пламенем  сороковых годов, в ту пору  не смогли найти своего места в жизни, смирившись с долей  калеки,  но не таков был характер у  сына кыргызских гор. Получив блестящее образование у эвакуированных в то время московских и ленинградских профессоров, в 1947 году он с отличием окончил Фрунзенский пединститут с дипломом учителя русского языка и литературы.  А в следующем году был направлен в Москву в аспирантуру Института философии Академии наук СССР, где продолжил образование под руководством Дмитрия Чеснокова, одного из ведущих философов того времени.  Появилась перспектива работы в Москве,  но решение его  с точки зрения нынешнего поколения казалось неразумным и опрометчивым  — Салиев предпочел посвятить  себя и труд свой родному краю.
Вернувшись в 1951 году  кандидатом философских наук домой, он получает предложение занять должность заведующего кафедрой философии в двухгодичной Партийной школе при Центральном комитете Коммунистической партии Киргизии.
Часто выступая на всесоюзных научных и писательских конференциях, пробуя свое перо в публицистике,  он обретает  опыт и  известность. По словам его современников, Азиз Абдыкасымович был еще и  великолепным оратором.

ТАЛАНТАМ НАДО ПОМОГАТЬ

2     Завоевав уважение убедительностью своих идей, выступая на партийных съездах и важных мероприятиях, он всегда был в центре внимания. Когда в Союзе писателей республики сложилась острая  в идеологическом и психологическом плане обстановка, по предложению соратника — первого секретаря ЦК КП Киргизии И. Раззакова Азиза Салиева избирают председателем Союза писателей Киргизской ССР. С его приходом к руководству организацией начался новый, поворотный этап в развитии кыргызской литературы. Азиз Абдыкасымович писал: «Мне суждено было установить и закрепить в этом весьма важном для общества коллективе плодотворную творческую атмосферу. Прежде всего многие талантливые поэты, прозаики, драматурги активно стали создавать новые произведения.
Кроме того, отдельные видные писатели переделывали некоторые прежние свои творения. Аалы Токомбаев свой роман «Кандуу жылдар» («Кровавые годы») обновил под названием «Тан алдында» («Перед зарей»), Туголбай Сыдыкбеков вместо своих двух повестей «Кен суу» выпустил роман «Тоо арасында» («Среди гор»), удостоенный всесоюзной Сталинской премии; Касымалы Жантошев существенно отредактировал свой популярный роман «Каныбек» и т. д. С моей помощью была опубликована повесть Касымбекова «Адам болгум келет» («Хочу быть человеком»), и лежавший в издательстве два года его роман «Сынган кылыч» («Сломанный меч») тоже увидел свет по моему настоянию. Можно было бы привести и другие примеры.»
В числе молодых талантов был тогда Омор Султанов, которому Салиев оказал поддержку и впоследствии тот стал народным поэтом. При Азизе Салиеве улеглись зависть и междоусобица среди писателей. Он  сумел сплотить всех в единую семью, в ней работали, отдыхали, ездили в Москву и вместе радовались друг за друга.
Азизу Абдыкасымовичу приходилось прочитывать рукописи молодых авторов. Одним из таких был Чынгыз Айтматов, работавший в ту пору зоотехником в совхозе. Прочитав его рассказы, Салиев  тотчас заметил в нем огромный талант. Уговаривая директора совхоза отпустить Айтматова для совершенствования в Москву, он предсказал: «Вот увидите, о нем заговорит весь мир!», на что получил ворчливый ответ: «А что скажет мир, если совхоз останется без зоотехника?». Неизвестно, как бы сложилась судьба талантливого писателя, если бы не всесторонняя поддержка Салиева. Позже в сборнике «Искусство и человек» Айтматов писал: «… по инициативе и настоянию Азиза Салиева я был послан в открывшуюся в Москве двухгодичную литературную школу, и если бы я не учился там, вообще не стал бы писателем».
В 1953 году на первой сессии созданной тогда Республиканской академии наук Азиз Абдыкасымович был избран членом-корреспондентом. Исхаком Раззаковым ему было обещано возвращение в сферу науки, и в 1960-м он вернулся в только что созданный тогда при НАН отдел философии и права, состоявший из 13 человек. Но  его параллельно с научными заботами не отпускает идея выдвижения Чынгыза Айтматова на соискание Ленинской премии. Первая попытка  не увенчалась успехом (причиной было репрессивное прошлое отца писателя). Несмотря на это, Салиев продолжает настойчиво бороться, собирая доказательства  несостоятельности такого решения, публикуя критические статьи по этому поводу, подчеркивая прогрессивность и актуальность сочинений Айтматова. Вместе со своими единомышленниками Азиз Салиев вновь выдвигает на соискание Ленинской премии творчество Айтматова. И  вторая попытка оказалась удачной. Цель была достигнута. Однако триумфа и признания на Родине не последовало еще длительное время . Салиев тогда заметил: «Расулу Гамзатову Дагестан предоставил особняк в центре своей столицы, а мы не можем даже нормальной квартиры дать своему лауреату!». Ученый оказывал моральную поддержку замечательному писателю своими статьями, помогая выстоять против волны зависти. Таким образом, именно Азиз Салиев  помог открыться таланту Чынгыза Айтматова.

МУЗЫКА — АКУСТИЧЕСКИЙ СОСТАВ

     И он вызывает у нас аппетит к жизни. Эту мысль некогда высказал В. Ключевский. Наш герой, похоже, готов был подписаться под словами  историка и философа.
Отсюда и особое место занимает рассказ о разработанной Салиевым первой в мире реформаторской системе расширенного музыкального обучения в обычной общеобразовательной школе в селе Тон Иссык-Кульской области. Он проделал успешный эксперимент по расширенному преподаванию музыки в  обычной школе на уровне музыкальных. Частью этой программы стало включение музыкального сеанса перед началом очередной смены в школе. Два раза в день звучала музыка Баха, Моцарта, Бетховена, Чайковского, Шостаковича и других композиторов-классиков, а также кыргызских композиторов и популярная эстрадная музыка. Анализируя тонский эксперимент, ученый установил, что занятия музыкой оказали положительное влияние на мыслительный процесс школьников. По свидетельству учителей, у ребят улучшились концентрация, память, усидчивость и стремление к хорошему результату. Этой школе по решению Тонского районного совета депутатов трудящихся и Министерства образования и культуры республики присвоено имя Азиза Салиева.
Сам  ученый был страстным любителем классической музыки, ведь только она дополняла и восполняла в будущем его утраченное зрение. Записи жемчужин классической музыки в алфавитном порядке теснились на полках его стеллажей. У него были любимые произведения различных композиторов. «ХТК» Баха, симфония соль-минор Моцарта, концерты для фортепиано с оркестром Шопена… Его поражали реформаторский стиль и эпичность в музыке Вагнера, красочность у Равеля и Дебюсси. Также широко была представлена в его фонотеке музыка русских композиторов: «Картинки с выставки» Мусоргского, «Половецкие пляски» Бородина, «Шехерезада» Римского-Корсакова. Из числа композиторов советского периода Салиев выделял Дмитрия Шостаковича, с которым был знаком и переписывался, обмениваясь мнением о путях и тенденциях развития кыргызской музыки.

При прослушивании симфонии №7, написанной в блокадном Ленинграде буквально под взрывы разрывающихся бомб, у ученого всплывали собственные воспоминания о войне. После приезда Шостаковича летом 1963 года в Кыргызстан на Дни российской музыки последовало сочинение «Увертюры на русско-кыргызские темы»,  композитор  писал тогда Салиеву, что он в восторге от природы и людей, а также благодарил ученого за присланные им записи Карамолдо, вызвавшие у него большой интерес.

ВО ГЛАВЕ ИНСТИТУТА

     В 1968 году Азиз Салиев был назначен директором Института философии и права при НАН.  Но  уже в 1977-м из-за резкого ухудшения зрения в результате фронтовой контузии по собственному желанию он  сменил директорскую должность на функции заведующего одним из отделов института. В 1985 году по предложению ЦК КП Киргизии решением Верховного Совета республики ему присвоено звание заслуженного деятеля науки Кыргызстана. А в 1993 году на соответствующей сессии НАН он был избран ее действительным членом и в   1997-м назначен одним из ее трех вице-президентов, где проработал, согласно уставу, 5 лет. После чего являлся руководителем образованного в Институте философии и права специального теоретического центра, включающего в себя три отдела. Салиев награжден орденом Отечественной войны, двумя орденами «Знак Почета», орденом «Манас», множеством медалей, а также  почетных грамот.
Он автор монографий «Что такое мысль?», «Мышление как система», «Умственная жизнь и мышление в образах», «Разум и время», «Человек входит в мир», «Человеческая психология и искусство», «Жизнь в стихах», а также составитель, соавтор и редактор книг «История киргизского искусства», «Изобразительное искусство Киргизии», «Искусство и человек», «Национальное и интернациональное в искусстве», «Наука разоблачает религию».
Азиза Абдыкасымовича не стало в 2012 году. Его последней волей было обрести вечный покой на горе, с которой открывается вид на чудесное озеро Иссык-Куль…
Когда человек уходит из жизни, остается память о нем. И он продолжает жить…   Пока люди помнят его.

Азиз НАРЫНБАЕВ,
почетный академик НАН КР, доктор философских наук, профессор.

     — Азиз — мой друг. Мы с детства росли вместе. Все думали, что мы родственники. Даже шутка ходила: «Ты Азиз, я Азиз; ты с Иссык-Куля, я с Иссык-Куля; ты философ, я философ; твой руководитель Ярошевский, мой руководитель Ярошевский; ты стал академиком, я стал академиком; твоя дочь музыкант, моя дочь музыкант, твоя жена татарка, моя жена татарка» (смеется).
Когда началась война, мы поступили на 1-й курс пединститута. Он на филологический факультет, я — на исторический. А через год добровольцами ушли на фронт.  Мы выжили. С конца 1968 года и до его кончины вместе работали в Институте философии. У нас были очень теплые отношения. Я сильно переживал, когда он скончался. Плохо, что жена раньше ушла из жизни. Без нее он совсем ослеп. Очень сильно страдал без Мадины. Если бы Азиз хотя бы видел, ему было бы легче перенести ее уход.
Я горжусь, что я с ним дружил.

Аскар БЕДЕЛЬБАЕВ,
декан исторического факультета Национального университета им. Ж. Баласагына, профессор, лауреат Государственной премии Кыргызской Республики в области науки и техники.

     —  Салиев  для меня  — величайший ученый-философ, эстет, искусствовед. Когда я пришел в Институт истории Академии наук, он был заведующим отделом искусствоведения и эстетики Института философии и права, то есть мы знакомы примерно с 1976 года. Более тесно с ним стали общаться, когда он был вице-президентом НАН, курировал отделение общественных наук. Я своими глазами видел, как Азиз Салиев работал. Будучи незрячим, он ежедневно совершенствовал свои знания. У него всегда были секретарь и помощники — его аспиранты. Азиз Абдыкасымович до обеда диктовал им свои мысли, и они все записывали. А после обеда и до вечера ему эти же аспиранты, заменяя друг друга, читали новейшую литературу. Он очень скрупулезно относился к своей работе. Все бумаги ему прочитывали, и пока он сам не осваивал информацию — не подписывал. Удивительной воли и силы был человек. Я могу сказать, что при нем были порядок и жесткая дисциплина в отделении. Он сам ходил по всем институтам и лично слушал отчеты, всегда делал глубокие обобщения, которые помогали институтам продвигать науку. В последние годы он сильно болел. Будучи незрячим, издать такую монографию, как «Учение о мысли» о развитии человеческой мысли, — это феноменальный труд!
Будут ли помнить об этом редком человеке потомки? Вопрос сложный. Люди, которые изучают искусство, эстетику и культуру, знакомы с его трудами, а прочие из нынешнего поколения увлечены информационно-коммуникационными технологиями, литературу многие не читают. Я спрашиваю у своих студентов: «Где памятник Шабдан баатыру?». Они не знают. Как можно говорить о выдающейся личности Азиза Абдыкасымовича, если студенты элементарного не знают. На вопрос: кому установлен памятник у Национального университета им. Жусупа Баласагына? — не могут дать ответа. Я надеюсь, что в скором времени у нас, как в развитых и цивилизованных странах, будут больше внимания уделять культурному наследию, государство будет заботиться о сохранении исторической памяти, чтобы имена наших выдающихся ученых сохранялись для следующих поколений.

     Динара САЛИЕВА,
пианистка, первая органистка, заслуженная артистка Кыргызской Республики.

В твоей душе светились доброта и совесть кыргызского народа,
В ней отразилась иссык-кульская природа.
Там ты родился, а теперь вернулся навсегда,
Где в Тоне на горе нашел ты свой покой
И райский вид на Иссык-Куль наш голубой,
Где волны плещутся и свежий ветер нежно убаюкает тебя,
А горы вечно будут охранять, любя.
Комуз печально там звучит вдали и просит он тебя: «Прости, не уходи».
Там чайка плачет, потеряв твой след,
Ну а душа возрадовалась, увидав рассвет.
И пусть в небесной вечности откроются врата,
Откуда ясный свет пошлет твоя звезда.

     А вот что  вспоминал о Салиеве тоже уже  ушедший  в мир иной Роберт Уразгильдеев — заведующий кафедрой хореографии Кыргызского государственного университета культуры и искусств им. Б. Бейшеналиевой, доктор искусств, профессор, народный артист КР, заслуженный деятель культуры КР, академик Общественной академии наук КР.
— С Азизом Абдыкасымовичем я познакомился в 1964-1965 гг. Каждое воскресенье с 10 до 14 часов мы гуляли по парку, к тому времени его зрение начало ухудшаться. Поскольку я был новым человеком в киргизском балете, Азиз Абдыкасымович многое через меня узнавал, видел и понимал, ведь я был приезжий, с далекого Урала. К тому времени у меня было высшее образование театроведа Института им. Луначарского. Он, чувствуя во мне определенный потенциал, всегда пытался помочь. Даже писал письма в соответствующие организации о том, что я заслужил определенные награды и звания, но мне ничего не давали. В 1995 году благодаря ему я защитил докторскую диссертацию. Я считаю Азиза Салиева духовным отцом по всем моим направлениям.

Материал подготовила
к печати Тамара НЕШКУМАЙ.






Добавить комментарий