Main Menu

О школе и учениках

Учителя и руководство школ часто жалуются на то, что дети не хотят посещать учебные заведения, а учеба тем более им неинтересна. С таким мнением педагогов категорически не согласна экс-заместитель директора по воспитательной работе  Валима Ишмухановна Букеева.

— Валима Ишмухановна, вы уже 6 лет не работаете в школе, почему   проблемы учеников вас до сих пор волнуют до глубины души?
— Я тоже слышу мнение о том, что дети не хотят учиться, на мой взгляд, оно ошибочное. Ребята не могут не любить школу, потому что это коллектив, где они не только получают знания, но и общаются, заводят друзей, участвуют во всевозможных мероприятиях в масштабах школы, района, города, республики. Так должно быть в идеале, но для этого все их начинания следует поддерживать  требовательным, но самым справедливым и добрым педагогам, в которых дети нуждаются.
— Вспоминая школьные годы, я с уверенностью могу сказать, что самая большая ответственность ложится на плечи  именно заместителей директора по воспитательной работе.
— Я согласна с вами, этот завуч  должен трудиться не только в стенах школы, но и иметь тесные контакты с другими органами: центрами по защите прав ребенка, инспекторами по работе с несовершеннолетними детьми, центрами образования и различными фондами, родителями и т.д.  Перечислять можно долго, но главная и основная задача — это работа с детьми  и на их благо!
— Возможно ли справиться с таким объемом работы?
— Возможно, если ты любишь свою профессию и получаешь от сделанной работы удовлетворение. Ведь у многих заместителей есть помощники. Но главное — любить детей, если тебе нравится с ними общаться, если  ты  к ним внимателен и объективен, встаешь на их сторону и пытаешься понять, даже когда они не правы, то ребята никогда тебя не подведут.
— Ведь классные руководители тоже считаются вашими помощниками?
— Считаются, но они мало или почти не занимаются детьми. Ведь в их обязанности входит не только собирать деньги за учебу, в классную копилку, за ремонт школы и класса… В идеале  им надо работать в тесном сотрудничестве с детьми, родителями, школьными психологами. Классный руководитель обязан знать, в каких условиях живут его ученики, какая обстановка царит в семье, чем занимаются родители ребенка. Надо любить своих учеников и получать  искреннюю радость от того, что помог своему подопечному, что ты нужен, это так важно!
— Бывают ли теперь такие классные руководители? Порой они не знают не только родителей, но и детей, их интересы.
Бывают и есть, но очень мало. Когда  работала в школе, то очень часто вспоминала свою первую учительницу, а я училась в Джамбуле. Придя в первый класс, я совсем не знала русский язык, но благодаря ее стараниям не чувствовала никакого ущемления, унижения, насмешек, она умела собрать своих учеников  в одно целое, к каждому находила индивидуальный подход и время. В этом деле важна полная самоотдача.
— В последнее время много говорят и об отсутствии у учеников  уважения к педагогам, ребята не стыдятся и грубят старшим несмотря на то, что мы живем в стране, где  их мнение всегда считалось авторитетным. Как вы думаете, это упущение родителей или школа должна учить детей уважать старших?
Да, такой факт есть,   возможно, я не права, но считаю, что ни один адекватный ребенок не будет хамить просто так, если это происходит, значит, преподаватель где-то допустил ошибку. К ученику тоже нужно относиться с должным уважением. Во времена моей работы в школе многим учителям не нравилось, что я даже к первоклашкам обращалась на вы, это их просто раздражало порой. Но я  уверена, что это правильно. Даже семилетний малыш — это уже личность. Стоило только спросить  что-либо у ребенка, обратившись на вы, он сразу гордо расправлял плечи,  приветливо улыбался и важно так давал ответ на заданный вопрос. Дети — как зеркало, улыбнись им и увидишь улыбку в ответ. Но вообще, конечно, начальное воспитание должны дать родители, только тогда школа сможет успешно его продолжить и воспитать настоящего человека с большой буквы, умеющего уважать себя и окружающих.
— А как вы думаете, с сегодняшним  тяжелым ритмом жизни, когда в большинстве семей оба родителя вынуждены работать, можно ли успеть уделить достаточно времени ребенку?
— Я с полной уверенностью могу сказать, что в большинстве семей недостаточно уделяют внимания своим чадам. Я воспитывала своих детей одна и, естественно,  работала,  поэтому на своем примере могу сказать, что все можно успеть, было бы желание. Необходимо с самого малого возраста разговаривать с детьми, учить уму-разуму,  читать им книги вслух, говорить о будущей профессии, приобщать к искусству: рассказывать о музыке, театре, художниках. Также необходимо прививать уважение и любовь к родине, это тоже крайне важно. Конечно, многие родители заняты работой, не всегда хватает времени, но нужно стараться изо всех сил, ведь как бы банально это ни звучало, но  дети — наше будущее!
— Согласитесь, что современных ребят трудно приобщить к искусству?
— Да, это непросто. Руководство школ неохотно соглашается устраивать дни театра. В силу того что обычно вести нужно  всю школу с 1-го по 11-й класс, а это немалая ответственность. Однажды мы с учениками СШ №2 посмотрели трилогию “Манас” в кыргызском драмтеатре, три дня подряд ходили, признаться, я очень волновалась, спектакли шли на кыргызском языке, но был перевод, ведь школа смешанная, я видела на лицах детей заинтересованность. Они были очень рады. Музыка, театр, поэзия, живопись делают человека одухотворенным, становится богаче его внутренний мир…
— Ни для кого не секрет, что сегодняшние дети развиты не по годам, и если, скажем, лет 10 назад увидеть подростка с сигаретой или алкоголем было редкостью, то сегодня этим уже никого не удивишь, даже страшно думать, что же будет дальше? Какие меры, по вашему мнению, надо принимать родителям и учебным заведениям?
— Я считаю, что у сегодняшних детей слишком много свободного времени,  ничем, кроме учебы, по сути, они не занимаются, родители — на работе, ребенок  предоставлен сам себе, возможно, ему просто не с кем поделиться своими переживаниями или, наоборот, успехами, и вот тут и начинается самая опасная как для мальчиков, так и для девочек уличная жизнь. Поэтому ребята должны быть заняты.  Например, спортом, музыкой или тем, чем они хотят, задача родителей — так распланировать день своего чада, чтобы времени ему оставалось, как говорится, только подышать немного свежим воздухом, и тогда ему некогда будет заниматься тем, чем не следует. Это первое. Второе, со стороны школ нужно обеспечить информированность детей о вреде подобных пагубных привычек. Необходимо приглашать в школу врачей, чтобы они объясняли им всю серьезность последствий от плохих «увлечений».
— Мои знакомые учились в школе № 3, они рассказывали, что вы проводили целый цикл занятий по различным проблемам. Расскажите, пожалуйста, об этом.
— Да, действительно, в конце каждой четверти первые два урока для учеников с 5-го по 11-е классы уроки вели сотрудники ГАИ, специалисты из прокуратуры, детские  урологи и гинекологи, специалисты по наркомании и алкоголизму, психологи. После таких занятий ребята всегда спрашивали, будут ли еще подобные уроки. По этим вопросам можно сделать вывод, что они необходимы.
— Во всех школах есть психологи, на них тоже возлагается ответственность по работе с детьми, родителями и педагогами?
— Да, совершенно верно, с ними можно решить многие проблемы, но я еще не встречала в школе специалистов, которые в полном объеме делали бы свою работу. В свое время я приглашала в школу психологов из реабилитационных центров, это была продуктивная и успешная работа с родителями и детьми.
— Говорят, вы не любите  понятие «трудные дети», а говорите «проблемные», и я тоже не понаслышке знаю, как вы  боролись за своих учеников, были категорически против отчисления, не любили ставить на учет в комиссиях по делам несовершеннолетних. Расскажите, как вам удавалось справляться самостоятельно?
— Работать с такими детьми не очень просто. Для того чтобы помочь ребенку, необходимо знать, почему он ведет себя плохо, не ходит в школу, убегает из дома, сбегает с уроков, не ладит с одноклассниками, преподавателями. К  таким ребятам нужен особый подход. Я старалась беседовать с ними, когда мы выезжали на природу, именно там легче их разговорить. Надо сказать, что проблемные дети чаще всего из неблагополучных семей, где родители выпивают,  ведут разгульный образ жизни или же, как ни странно, наоборот, где семья слишком требовательна и детям  ничего не разрешается.  С таким ребенком надо говорить, и если он с вами поделится, то это должно остаться тайной, только когда  ученик поймет, что о его проблеме никто, кроме вас, не узнал,  будет доверять вам. Для этого необходимы время и терпение. Когда у меня получалось помочь и я видела успехи, то чувствовала огромную радость. Все не просто, но все возможно.
— Один в поле не воин. Все равно классные руководители, учителя-предметники, психологи должны заниматься детьми, достойно относиться к ним, но на деле иногда получается совсем наоборот. Может быть, следует более серьезно подбирать кадры для работы в школе?
— Очень хороший вопрос. Ведь часто по вине того или иного учителя ребенок не хочет посещать уроки, а если и посещает, то  обязательно с неприятностями. В моей практике были случаи, когда ученик подвергался унижениям, оскорблениям со стороны педагога. Такие  учителя не имеют права работать в школе, об этом я всегда говорила и говорю, потому что сталкивалась с такими педагогами, от них  одни беды и для учеников, и для коллектива. Да, работать с детьми тяжело, но если не справляешься, лучше уйди. Надо любить свою работу, а не себя в работе, надо относиться к своим ученикам, как к собственным детям. Ибо успех твоих учеников — это и твой успех!

Анна САРАЖИТИНОВА.






Добавить комментарий